Не тронут ни почётом, ни позором

The Epoch Times27.06.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:27

Чень Мэйгун, Династия Мин (1368 — 1644), написал стихотворение в «Записках у тихого и затемнённого окна».

«Ни почёт, ни оскорбление не вызывают удивления;
Неторопливо наблюдаю расцвет и увядание цветов в саду;
Ни волнуюсь с приходом и уходом чего-либо;
Мимоходом замечаю, как облака принимают разные формы и снова рассеиваются».

В стихотворении говорится, что когда человек относится к событиям, случающимся вокруг него, так же спокойно, как, например, к распусканию цветов и их увяданию, он не будет взволнован похвалой или оскорблением. Только когда он рассматривает пребывание в должности или уход с неё так же естественно, как облака, меняющие форму, он не будет беспокоиться о приобретениях или потерях.

В нескольких простых словах показывается, как надо относиться к людям, событиям, славе или благосостоянию: если человек равнодушен к приобретениям и не волнуется о потерях, не удивляется благоприятному или оскорбительному отношению к себе и безразличен к продвижению или уходу с официальной должности, он может достигнуть внутреннего спокойствия, принимать случающееся с лёгкостью и слиться с естественным порядком ежедневной жизни.

Сян Миньчжун (948-1019), поэт династии Северная Сун (960-1127), был известен своей честностью и оставался непоколебим славой или благосостоянием. Он служил первым министром при императоре Чжень Цзуне который правил с 997 до 1022 года.

Император Чжень Цзун приказал назначить Сяна на должность первого министра, таким образом сделав его ответственным за всех чиновников в имперском дворе. Император сказал Ли Цзуну, чиновнику, ответственному за исполнение императорских декретов: «С начала моего правления я никого еще не ставил на должность первого министра. Это особое назначение, Миньчжун должен радоваться». Ли ответил: «Я был при исполнении служебных обязанностей здесь весь день. Я не знал, что Ваше Величество выпустил приказ. Я не знаю, как Миньчжун отреагирует». Чжень Цзун сказал: «У него дома, должно быть, собралась большая толпа поздравляющих его людей. Пойдите, посмотрите и сообщите мне об этом завтра. Но не говорите ему, что я вас туда послал».

Ли ждал, пока Сян закончит свои официальные обязанности и возвратится домой. Ли был в хороших отношениях с Сяном, и так как не было никаких других посетителей, он немедленно вошел и поздравил Сяна: «Его Величество сегодня назначил вас на должность первого министра. Все чиновники были рады. Вся нация празднует». Сянцзян просто выслушал его, но ничего не сказал в ответ. Ли продолжал: «Его Величество никогда не ставил никого на эту престижную должность с начала его правления. Это такая великая честь и императорское благословение для вас». Сян молчал.

Ли не знал, что было на уме у Сяна. Он пробовал перечислить многих известных чиновников в истории, которые занимали подобные должности и причислял Сяна к этим известным историческим фигурам. Сян всё ещё оставался молчаливым. Ли вышел из комнаты. На пути он попросил, чтобы его подчинённые спросили у прислуги на кухне Сяна, готовился ли торжественный банкет, чтобы отпраздновать новую должность Сян.

Оказалось, что Сян ужинал как обычно. На следующий день император Чжень Цзун спросил его о посещении Сяна. Ли рассказал ему все как было. Чжень Цзун улыбнулся: «Сян Миньчжун не придаёт большой важности официальной должности. Ни почётом, ни оскорблением его не поколеблешь».

С древних времен люди полагали, что повышение в должности или накопление богатства является очень важным в жизни и что это надо обязательно отпраздновать. Однако Сян оставался спокойным, несмотря на престиж и честь, которые новая должность ему давала. Только когда человек ставит свои собственные интересы ниже интересов других, он сможет принимать все с лёгкостью и повышать свою нравственность. Возможно, что Сян не особо заботился о своих собственных достижениях и потерях, чтобы не быть обремененным славой и титулом.

Много людей живет в напряжении в настоящее время. Мы задаёмся вопросом, почему с развитием общества мы стали более обремененными жизнью, менее удовлетворёнными ею. Действительно, кажется, что общество развивается. Однако человек всё более изолируется от природы и развитие часто происходит ценой непоправимого ущерба окружающей среде. Стремление к наживе, борьба за власть и подъёмы и спады карьеры действительно изнурительны. Оправдания и заблуждения, успехи и неудачи, приобретения и потери приносят радость, печаль, травмы, удивление, беспокойство и страх. Неудовлетворённые желания могут привести к угнетению или даже самоубийству.

Фань Чжуньян (989 — 1052), известный мастер прозы из династии Северная Сун, написал в «Записках о павильоне Юэян»:

«Человек не рад материальной прибыли и не печалится о своей судьбе. Когда он работает в императорском дворе, он заботится о людях в далеких местах. Когда он уезжает далеко от дома, он заботится об Императоре и его политике. Таким образом, он заботится, когда он занимает высокий пост и когда он понижен в должности. А когда же радуется? Ответ: он всегда позаботится о мире прежде, чем мир переживет волнение, и он радостен только тогда, когда радостен весь мир».

Когда человек думает обо всем мире, и когда он или она берет на себя ответственность за благосостояние всех живых существ, личные достижения и потери больше не имеют значения.

Статья на китайском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА