Лев Толстой в третий раз признан экстремистом в России

The Epoch Times01.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:23
Памятник русскому писателю Льву Толстому в центре Москвы. У себя на родине Толстой по-прежнему является противоречивой фигурой. Фото с сайта theepochtimes.com
Памятник русскому писателю Льву Толстому в центре Москвы. У себя на родине Толстой по-прежнему является противоречивой фигурой. Фото с сайта theepochtimes.com
В этом году весь мир отмечает столетие со дня смерти Льва Толстого. Его самый знаменитый роман «Война и мир» возглавляет список «100 лучших книг всех времен», как сообщает журнал Newsweek. Второе и третье места заняли «1984» Джорджа Оруэлла и «Улисс» Джеймса Джойса.

Для поклонников Толстого 2010 год является интересным и важным событием. К столетию со дня смерти писателя газета Guardian опубликовала серию ретроспектив и инициировала дискуссию на тему: «Толстой: величайший писатель всех времен?»

В начале года вышел фильм Майкла Хоффмана «Последняя станция», посвященный последнему году жизни графа Толстого и номинированный впоследствии на премию «Оскар». За исполнение роли Льва Толстого 80-летний актер Кристофер Пламмер получил свой первый «Оскар».

The Eugene Lang Колледж в Нью-Йорке объявил текущий год «Годом Толстого». С14 по 17 октября 2010 г. в колледже проходила международная конференция «Толстой в 21 веке», в которой приняли участие ведущие исследователи творчества Толстого и писатели со всего мира. Фестиваль Centennial, посвященный 100-летию со дня смерти Толстого, станет данью знаменитому русскому писателю и важным культурным событием для Лос-Анджелеса.

1-2 октября 2010 года в Корейском университете в Сеуле состоялась международная конференция, посвященная Льву Толстому. В Берлине в настоящее время экспонируется новая двуязычная выставка «Лев Толстой и духоборцы: сознательный протест», которая продлится до 29 января 2011 года. Ранее в этом году Мексика и Куба организовали книжные ярмарки, посвященные годовщине.

Этот перечень юбилейных международных торжеств может быть продолжен, но, как написала Лиза Грейнджер (telegraph.co.uk): «Странно, однако, что несмотря на то, что многие русские любят его произведения, торжества проходят везде, кроме его собственной страны».

В действительности, Россия планирует провести Международный форум имени Льва Толстого в ноябре 2010 года, однако он широко не рекламируется.

Люк Хардинг в своей статье в Guardian «Лев Толстой: забытый гений?» поднял вопрос о том, «почему его родная Россия равнодушна к литературному гению?»

Хотя равнодушна – это все же преувеличение. В то время как по всему миру проходят многочисленные чествования, в России в этом юбилейном году Толстой в третий раз был признан экстремистом. Последнее «официальное признание» состоялось в марте 2010 года в Кировском суде Екатеринбурга на одном из многочисленных антиэкстремистских процессов, которые сейчас проходят по всей России. Лев Толстой был обвинен «в подстрекательстве религиозной ненависти к православной церкви». Эксперт по экстремизму Павел Суслонов засвидетельствовал, что «в листовках Льва Толстого «Предисловие к «Солдатской памятке» и «Офицерской памятке», направленных к солдатам, фельдфебелям и офицерскому составу, содержатся прямые призывы к разжиганию межрелигиозной розни, направленные против православной церкви».

Что же на самом деле написал Толстой, например, в «Солдатской памятке»? Она начинается двумя цитатами из Библии:

Итак, не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне.

(Мф. X, 26, 27, 28).

Петр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше богу, нежели человекам.

(Деяния V, 29).

Далее, Лев Николаевич пишет, что «памятка солдата христианина не та, в которой сказано, что бог — солдатский генерал и другие кощунства…, а в том, чтобы помнить слова писания о том, что надо повиноваться богу более, нежели людям, и не бояться тех, кто может убить тело, но души не может убить».

Толстой предостерегает солдат об опасности, которая «состоит в том, что, заразившись, с одной стороны, обаянием вооруженной силы, основанной на убийстве, проповедуемой и проявляемой шайкой разбойников, а с другой — прелестью игрушечных удобств и блеска того, что они называют культурой, вы… незаметно для самих себя лишитесь своих добродетелей — трудолюбия, миролюбия, уважения, и подпадете под ту же ужасную власть, влезающую в сокровеннейшие изгибы души человека, под которой гибнет и чахнет теперешнее европейское человечество».

До этого, в 2009 году, Толстой был также обвинен в нападении на доктрину Русской православной церкви. Напомним, что великий писатель и мыслитель был отлучен от русской православной церкви в 1901 году за свои взгляды на пацифизм, анархию и христианство. Вот что писал Лев Николаевич по этому поводу:

«То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усумнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».

Эрнест Дж. Симмонс, известный профессор русской литературы в Корнельском, Гарвардском и Колумбийском университетах, многолетний исследователь творчества Льва Толстого, так подытожил философские и религиозные взгляды писателя: «После тщательного изучения догматов церкви, он пришел к выводу, что они являются ложными и оскорбительными для человеческого интеллекта. Церковь, указывал он, поддерживает свою доктрину лживыми словесными уловками и ищет только власти, вместо того, чтобы выполнять свой долг по распространению правильного понимания религии на основе учения Христа».

Г-н Симмонс также признал, что Лев Толстой «соединял глубоко религиозный дух с беспощадной правдивостью». Перефразируя Джорджа Оруэлла, говорить правду – это поистине революционный поступок во времена всемирного обмана.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА