Монах И Син — астроном, математик и инженер-механик времен династии Тан

The Epoch Times24.06.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:27

Монах И Син родился в 683 году, его мирское имя было Чжан Суй. Его отец был судьей, умершим в молодом возрасте. Оставшись без отца, Чжан Суэй жил в бедности. С детства он очень стремился к знаниям и проявлял особенный интерес к астрономии, календарным вычислениям и пяти первоэлементам.

В возрасте 20 лет Чжан Суй отправился в Чанань, столицу династии Тан, в надежде найти мастера, который помог бы ему в его дальнейших исследованиях. Там он встретил даосского монаха по имени Инь Чун, очень ученого и образованного.

Чжан Суй часто навещал Инь Чуна и брал у него книги. Однажды Чжан Суй одолжил книгу «Тай Сюань Цзин», написанную конфуцианским писателем Ян Сюном из династии Восточная Хань (25-220 нашей эры). Это была сложная и неясная книга о философии, природе и науке. Несколько дней спустя Чжан Суэй вернул книгу Инь Чуну. Инь Чун подумал, что Чжан Суй вернул книгу быстро, потому что она ему показалась слишком трудной для понимания и скучной.

Но когда Чжан Суй показал ему краткие заметки, которые он написал при чтении книги, чтобы обсудить с ним, Инь Чун был удивлен. Инь Чун изучал книгу в течение многих лет, но далеко не все понимал. К его изумлению Чжан Суй смог полностью понять содержание книги. С тех пор Чжан Суй стал известен как талантливый ученый.

Чжан Суй становится монахом И Сином

После того, как Ву Цзэтянь (единственная императрица в китайской истории) взошла на трон, ее племянник также занял высокий пост.

Желая славы и признания, племянник стремился окружить себя известными учеными, чтобы повысить свой статус. Он заявил, что будет дружить с Чжан Суем.

Как человек чести, Чжан Суй не желал связываться с непорядочным человеком и отказался от его посещений, отговариваясь тем, что был болен. Однако племянник императрицы пытался добиться своего всеми возможными средствами. Желая избавиться от такого беспокойства, Чжан Суй подумал о том, чтобы уйти в храм и стать буддистским монахом.

В 705 году Чжан покинул Чанань и стал монахом по имени И Син в храме Чунян на горе Сун (провинция Хэнань). Он стал учеником мастера Пу Цзи. Данное при рождении имя Чжан Суй было постепенно забыто, и он стал извесен как монах И Син.

Будучи монахом, И Син посвятил свою жизнь изучению буддистских священных писаний, астрономии и математике. Он также много путешествовал.

В 717 году родственники И Сина порекомендовали его императору Суаньцзуну. Услышав о глубоких знаниях И Сина в области астрономии и математики, император Суаньцзун не мог дождаться дня, чтобы встретиться с ним. Император Суаньцзун распорядился, чтобы он работал в храме Хуаянь с монахами из Индии, для перевода буддийских священных писаний и распространения Ваджраяны. Император Суаньцзун часто вызывал его для советов и консультаций по поводу ведения государственных дел и забот о своем народе. Глубокие знания И Сина вызвали к нему доверие императора Суаньцзуна.

Монах И Син создает календарь Да Янь

В Древнем Китае сельское хозяйство было тесно связано с календарными датами и сезонными изменениями. Поэтому императоры всех династий придавали большое значение астрономии.

С 721 года И Син стал императорским астрономом. Поскольку астрономические приборы измерения во дворце были слишком устаревшими, И Син решил создать новые инструменты.

Он впервые разработал модель армиллярной сферы Тан и попросил императора, чтобы ее отлили из железа и бронзы.

В 724 году армиллярная сфера Тан была успешно применена для повторной калибровки местоположения 150 звезд. В следующем году И Син предложил построить структуру сложной, работающей на воде, армиллярной сферы, которая отражала бы регулярное движение Солнца, Луны и пяти главных планет.

Одновременно это был автоматический счетчик времени, работающий на воде. Часы били каждый ши-чен (два часа) и каждую четверть ши-чен. Его изобретение было признано, как первые астрономические часы в Китае.

В 724 году И Син начал масштабный проект по исправлению календаря и получению точного измерения длины дуги меридиана. Императорские астрономы-ассистенты были отправлены для выбора площадок для наблюдения (всего 13 участков) на равнинах в Северном Китае.

Например, на платформе, измеряющей тень в Янчене, был возведён каменный гномон (указатель высоты солнца) высотой в два с половиной метра, чтобы сделать локальные измерения. После проведения всех измерений И Сину удалось с точностью вычислить длину меридиана.

Создание астрономических инструментов и локальные наблюдения позволили пересмотреть календарь в 724 году. Для создания более точного календаря были учтены и предыдущие версии. Через четыре года усердной работы был издан пересмотренный календарь под названием «Да Янь», который состоял из 52 разделов.

В 728 календарь Да Янь был опубликован и получил много похвальных отзывов, как самый точный календарь.

Новый календарь также распространился в Японии и Индии. В 763 году японский император Цзуннинь издал приказ об отмене японского календаря и использовании только китайского календаря Да Янь. Календарь Да Янь использовался в течение почти 900 лет со времени его публикации в 727 году до конца династии Мин, когда в Китае был введен западный григорианский календарь.

И Син сделал три крупных открытия в области астрономии. Он был первым, кто успешно измерил длину линии меридиана; первым, кто создал теорию, что расстояние между Луной и Солнцем было короче, чем между Землей и Солнцем; и он был первым, кто обнаружил звездное движение.

Наблюдения позволили ему обнаружить регулярное движение Солнца и сделать вывод, что другие звезды также движутся. Эдмунд Галлей (1656-1742) также выдвинул подобную теорию в 1718, но это произошло 1000 лет спустя. В 1982 году международное сообщество разделило Луну на несколько областей, одну из которых называли «И Син».

Уход из жизни монаха И Сина

В 727 году человек по имени Пей Куань был назначен на должность губернатора Хэнань. Как буддист, он относился к монаху Пу Цзи, как к своему мастеру и ежедневно его навещал. Однажды Пей Куань пришел в дом монаха Пу Цзи и заметил, что Пу Цзи ожидал важного гостя. Минуту спустя младший монах постучал в дверь и сообщил, что монах И Син только что прибыл.

И Син вошел в дом своего Мастера и выразил ему почтение. Далее между ними последовала тайная беседа шёпотом.

Пу Цзи отвечал только: «Да. Да». После окончания беседы, И Син спустился по лестнице и пошел домой по направлению на юг. Войдя в дом, он запер дверь. Тогда Пу Цзи объявил своим ученикам: «Бейте в колокол! Монах И Син скончался!»

Пей Куань и монахи помчались к дому, где жил монах И Син, и увидели его сидящим в медитации с закрытыми глазами. Когда они проверили его дыхание, они поняли, что И Син действительно отошел в мир иной. Таким образом, как и многие опытные монахи в истории Китая, И Син знал, что он успешно закончил свое буддистское совершенствование и выполнил обряд «ухода из жизни».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА