Пять тысяч лет небесной культуры. Китайская одежда


Китайская одежда

Пять тысяч лет небесной культуры. Китайская одежда. Фото с сайта theepochtimes.com

 

Китайская одежда

Пять тысяч лет небесной культуры. Китайская одежда. Фото с сайта theepochtimes.com

 

Китайская одежда

Пять тысяч лет небесной культуры. Китайская одежда. Фото с сайта theepochtimes.com

 

Каждая династия в Китае имела свою собственную культуру, оставившую неизгладимый след в истории. Господство каждой династии отмечено преобладанием какого-либо цвета и художественного замысла, что сделало все предметы китайской культуры, включая одежду, произведениями искусства.

Костюм Древнего Китая, как и всё прочее, составляющее историю и культуру каждой династии, стал своеобразной эмблемой китайской традиции. Костюм занимал важное место в китайской культуре в течение более трех тысяч лет. Китай являет собой образец древней и богатой культуры. Соответственно и костюм роскошен и красочен. В истории Китая было много династий; каждая имела свой собственный уникальный стиль одежды.

С появлением каждой новой династии и с ходом времени, одежда претерпевала изменения. При династиях Цинь и Хань (221 г. до н.э. — 220 г. н.э.) стиль одежды был консервативным; роскошным при династии Тан (618 — 907), изящным и утончённым при Сун (960 — 1279), элегантным при династии Мин (1368 — 1644) и очень затейливым при династии Цинь (1616 — 1911).

Первые костюмы, следующие одному стилю, относятся к эпохе Желтого императора (Цинь Ши Хуан, 2698-2598 гг. до н.э.) периодов Яо и Шун. Китайские иероглифы появились в древний период Шан — Инь (1750 -1050 гг. до н.э.).

Хотя 80 процентов иероглифов были пиктографическими рисунками, их был достаточно для письменности, и они имели особое произношение. Надписи на костях и черепашьих панцирях времен династии Шан демонстрируют иероглифы, обозначающие социальные классы того времени: ван — монарх, чэнь — чиновник при феодальном правителе, му -пастух, ню — раб, и — член племени. Существовали также слова, обозначающие предметы одежды и украшения, как например, и — одежда, лу — обувь, хуан шан — юбка и мэк — рукав. На скульптурах из археологических раскопок встречаются такие разнообразные украшения, как подвески и кольца из нефрита, серьги, ожерелья; художественные изделия из меди; предметы женского белья, шелковые и шерстяные ткани и т.д. Дорогие изящные украшения принадлежали исключительно аристократии, рабы или рядовые члены племени не имели на них права.

С развитием и распространением культуры начали появляться виды одежды и украшения разного предназначения. Появились различные модели платьев, юбок, головных украшений и уборов, обуви и чулок. Костюм развивался от простого и практичного, до богато украшенного. Это нашло отражение в изобретении «двенадцати рисунков эмблемы».

Рассматривая образцы и стили одежды в таких исторических книгах, как «Обряды Чжоу» в «Книге обрядов», можно видеть, что китайская одежда развилась от элементарной, чисто функциональной по стилю, до весьма сложных моделей. В эпоху Шан — Инь правила поведения, музыка, церемонии и одежда, не имели различий для разных социальных слоев. Однако начиная с династии Западная Чжоу (VIII — XI века), социальное различие стало очевидным, что проявилось в одежде и в украшениях. Также появилось все больше разнообразия в одежде, предназначенной для различных ситуаций.

Например, обряд поклонения Богам, Небесам и Земле в придворных храмах производился в особых облачениях. Для главных церемоний шили специальные наряды. Существовала воинская форма, свадебные платья, одежда для похорон и так далее. Одежда в это время шилась по старинным образцам и имела темный верх и желтый низ; официальная одежда включала четырехдюймовый пояс из шелка или кожи. Часто костюмы включали нефритовые украшения на поясе, подвешиваемые на шелковые ленты. Кроме того, цвет одежды указывал на принадлежность тому или иному социальному слою общества.

В период Воюющих царств (V — III вв. до н.э.) костюм каждого из семи царств Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Вэй и Цинь имел соответствующие отличия. Например, «юбка вокруг передней части тела» фактически представляла собой модель, в которой длинный отрезок ткани с широкой канвой обертывался вокруг нижней части тела. Древние модельеры проявляли изобретательность, обертывая куском ткани тело сверху, используя горизонтальные и диагональные линии, чтобы подчеркнуть объемы, стремясь к достижению «тишины в движении» и «движения в тишине». Ткани были легкими и воздушными, а более жесткая парча с волнистым рисунком, который отражал мастерство и умение портного, использовалась для каймы.

Династии Цинь и Хань

В эпоху династий Цинь и Хань произошли драматические изменения в стиле одежды. Император Цинь, который придерживался принципов Инь-Ян и теории пяти первоэлементов, был уверен, что династия Цинь подчинит династию Чжоу подобно тому, как вода гасит огонь. Так как династия Чжоу была «огнем, что превыше золота», то ее цвет был красным, а любимым цветом династии Цинь был синий цвет, так как вода могла погасить огонь. В династии Цинь преобладал синий цвет, символизируя силу воды, следовательно, одежда и украшения были синего цвета.

«Темный стиль» одежды и украшений оставался в династии Западная Хань (206 г. до н.э.- 9 г. н.э.) в течение двухсот лет. Они имели такие особенности: шляпы, подобные цикаде, красная одежда, квадратные рукава, вырезы углом, украшения — нефритовые подвески и красная обувь. Общий термин для этого стиля одежды — «буддийская одежда», и в основе ее была модель верхнего платья без подкладки. Наряды императора были черного цвета. Что касается особого облачения для выполнения обрядов жертвоприношения, оно имело красное обрамление.

Цвет и качество одежды были единственными показателями общественного положения или статуса человека в обществе; иных различий в стиле одежды правительственного чиновника и обычного человека не существовало. Было два типа костюма, различавшихся в передней части одежды. Один вид раскрывался спереди, и ткань обертывала тело по диагонали от ворота под руку, другой имел прямой разрез до низа в передней части платья. Поскольку этот костюм был длинным и свободным, он был очень популярен у мужчин.

Династия Восточная Хань существовала с 25 по 200 год. При императоре Гуанву красный цвет рассматривался, как цвет глубокого почтения, поскольку он показывал «достоинство огня» династии Хань. До второго года периода Юнпин красный цвет еще оставался популярным, но одежда должна была иметь белый внутренний слой при выполнении обрядов жертвоприношения. Этот белый слой должен был иметь красное завершение, поэтому носили красные носки и обувь. Согласно теории пяти первоэлементов императорские чиновники меняли цвета одежды в зависимости от времени года. Религиозные церемонии проводились в соответствии с сезонами. В начале весны они проводили церемонию в восточном предместье, повозки и одежда были серо-зеленого цвета. В начале лета церемония проводилась в южном предместье, повозки и одежды были красного цвета. В начале осени повозки и платье были бы желтыми, а в начале зимы все было черным.

В «Истории династии Сун» говорится: «Династия Хань унаследовала стиль династии Цинь. Было тринадцать различных типов головных уборов. Так как люди династии Вэй — Цзинь все еще использовали эти шляпы, у них были свои названия, например, шляпы законника, высокие шляпы, шляпы знатных мастеров, шляпы подобные горе, квадратные шляпы, шляпы Цзянь Хуа, шляпы Цуэ Ди, шляпы бойцов на мечах, шляпы Цуэ Фэй, шляпы, Цзинь Сянь и другие». При династии Хань социальное положение человека узнавали по виду его головного убора.

В династии Хань женщина носила короткую кофту и длинную юбку с декоративным поясом, свисающим до колен. Мужчины всегда одевались в короткие куртки, штаны из кожи теленка, а сверху надевали короткую юбку из ткани. Так одевались все, от простых работников, крестьян до купцов и ученых мужей.

В период Вэй Цзинь (220 — 589 гг.), одежда правителей была красного цвета, а повседневная — фиолетовой. В древней книге «История империи Ву, Рассказ Лу Мэна» говорится: «Людей, которые носят белую одежду, приглашают в слуги купцам». Из этого высказывания, мы узнаем, что белый был цветом обычных граждан. В этот период внимание уделялось куртке и юбке. Верхний халат считали неофициальным платьем. Женские украшения были особенно вычурными, включали золотые сережки, серебряные кольца и браслеты. Было большое отличие в женских принадлежностях, надеваемых внутри роскошного дворца и вне его.

pagebreak}

Пять тысяч лет небесной культуры. Китайская одежда. Фото с сайта theepochtimes.com Пять тысяч лет небесной культуры. Китайская одежда. Фото с сайта theepochtimes.com

Династия Тан

Династия Тан была самым процветающим, богатым и великолепным периодом древней китайской культуры и искусства. Стили женской одежды династии Тан отличались красотой и утонченностью. Модели одежды часто менялись, но стиль династии Тан оставаться изящным и благородным. Костюмы династии Тан походят на экзотические цветы. Ткани были воздушными и чрезвычайно тонкими, украшения — изысканными.

Одеяния династии Тан отличались от других периодов, но в то же время, естественно подчеркивали красоту и свободу людей. Волосы были уложены так, чтобы покрывать виски и обрамлять лицо, платья шились с низкими и высокими поясами. Женская одежда состояла из блузки с короткими рукавами и длинной юбки; или рубашки с широкими, свободными рукавами, длинной юбки и накидки. Волосы были собраны высоко в пучок, прически имели такие названия: «узелок, всматривающийся в богов», «пучок облака», «сошедший сверху (с небес) пучок» и так далее. Одежда, главным образом, состояла из короткой кофты или блузки и длинной юбки с поясом. Обувь, изготовленная из шелковой ткани или плетеная из пеньки и соломы, украшалась изображением феникса. Волосы собирались в «цветочный пучок», что позволяло легче надевать плетеную из бамбука шляпу. После преуспевающей династии Тан, рукава стали более свободными и широкими.

При династии Тан существовало «правило широкого пояса». Этот обычай заставлял носить на поясе различные предметы, в том числе украшения, благодаря чему можно было определить ранг правительственного чиновника. Например, чиновники низкого разряда (первого) носили меч или нож; чиновники и военачальники выше третьего разряда носили нефритовые пояса, четвертого и пятого — золотые пояса, а шестого и седьмого ранга — носили серебряные пояса. Для сравнения, рядовые граждане могли носить только маленький бронзовый или железный нож.

Династия Сун

Одежда династии Сун может быть разделена на три типа моделей. Один тип предназначался для императрицы, благородных наложниц и женщин «правительственных служащих» всех рангов; другой назывался «формальной одеждой», и был для обычных людей; и был еще тип одежды для обычного, ежедневного использования. Одежда правительственных чиновников династии Сун была по-настоящему роскошной, и даже простые люди одевались с большим вкусом. Мало того, что ткани были изящны, но и прически также были очень затейливыми. Косы свешивались до плеч; некоторые прически походили на цветные облака, в которых тонкие резиночки поддерживали золотого феникса. Небогатые люди разнообразили прически бумажными украшениями, ароматические вещества использовали для тела и носили ботинки, расшитые цветами.

Династия Юань

При династии Юань (1206 — 1368) были популярны «платья Чжи Сунь». В них наряжались все правительственные чиновники для императорских приемов. Музыканты и придворные служители одевались также. Эти костюмы носили представители всех сословий, они шились из разного типа тканей. Зимняя и летняя одежда императора Чжи Суня имела пятнадцать разрядов (разделение по уровню Чжи). Материалы и цвета хорошо сочетались с украшениями и головными уборами. Зимняя одежда правительственных чиновников имела девять разрядов, а летняя — четырнадцать; она изготовлялась также из разного качества и цвета тканей. Би Цзянь — двубортный кожаный халат, который носили все слои населения; он было немного длиннее чем ма гуа (традиционный мужской халат). Монголы династии Юань назвали его «пань цзы да ву», и это был предмет одежды, подходящий для езды на лошади и охоты, так как у него не было воротника и рукавов, спереди он был короче, чем сзади.

Аристократки династии Юань носили одежды особого фасона. Монгольская аристократия носила кожаные верхние одежды и шапки в качестве национального одеяния. Очень распространенной была одежда из меха куницы и овчины. Женщины носили, главным образом, длинное, свободное платье с широкими рукавами и узкими манжетами. Платье было столь длинным, что оно тянулось по земле, и за знатными дамами следовали девушки, поддерживающие платье. Платья часто шились из красной и золотой вышитой парчи, шелка, меха; лямки имели форму луны и назывались «вышитая золотом облачная лямка с кисточкой из нефрита». Само название намекает на великолепие этих нарядов. Дополнением одежды служили шерстяные вязаные предметы.

Династия Мин

При династии Мин женская верхняя одежда имела три воротника и узкие рукава. Эту модель называли «Цветочная шляпа, юбка и одежда с большими рукавами и круглым воротником». В ранние годы династии Мин в юбках часто использовались вставки светлых тонов. Во времена императора Чун Чженя были очень распространены белые юбки. Подол юбки окаймляла вышитая кайма в несколько сантиметров.

В моду вошли юбки в складку. Складки были и мелкими, и широкими. Юбки были обильно украшены. Одну из моделей называли «полосатая юбка гирлянды», другую «юбка — хвост Феникса». Складки могли быть не сшитыми, то есть полосками, и изготовлялись из атласа разного цвета с вышитыми золотой нитью «цветами и птицами». Такая же полоска ткани использовалась как пояс. Если несколько из этих ярких полос или «гирлянд» были закреплены у пояса по форме юбки, они трепетали на ветру, отсюда и название «юбка — хвост Феникса». Другим распространенным типом юбки в складку были юбки, сшитые вручную из целого куска шелка. Юбка с 24 складками называлась «нефритовой юбкой».

При династии Мин существовал также особый тип накидки. Из-за ее красивой формы она называлась «розовой облачной накидкой». Типичная одежда мужчин имела круглый воротник и квадратную пройму рукава. Этот куртка отличалась широкими рукавами, имела черную оторочку, круглый «синий воротничок» и свисающий пояс из черной ленты. Только самые простые работники носили штаны из ткани черного цвета. Они также носили длинные черные тканевые накидки и широкие халаты. Одежды чиновников были из тонкого атласа с круглым воротником. Эти платья называли «одежда облачного атласа». Такой халат должен был только на дюйм не доставать до земли. Рукава были также широкими и длинными и спускались ниже рук. В моде была яркая красная обувь.

Династия Цин

При династии Цин была распространена маньчжурская одежда с короткими узкими рукавами. Покрой был строго прямой. Имеющий форму седла воротник был достаточно большим, чтобы прикрыть и защитить лицо. Весь костюм был прямоугольным и имел сплошной разрез спереди, сужения на талии не имелось. Застежки располагались справа и являлись украшением. Кроме длинного, полностью прикрывающего руки рукава, было два-три ложных. Эта одежда часто украшалась вышивкой и носились поверх халата и нижней кофты. «Квадратный» стиль одежды династии Цин являл собой торжественный и даже высокомерный образ, внушающий уважение. Он был весьма оригинален.

Халат Ци (китайский женский халат с разрезами по бокам и воротником-стойкой) и короткая одежда имеют форму «пипа» (китайская лютня). Полы халата, воротник и рукава были украшены инкрустациями и вышивкой. Подобранные юбки и штаны были обильно и разнообразно украшены, включая цветную набойку и вышивку.

Женщины династии Цин имели разную одежду: официальную, обрядовую и «на случай». Официальное платье предназначалось императрицам и другим вельможным особам. Во дворце одежда должна была согласовываться со статусом женщин (пинь). Обрядовая одежда использовалась при таких торжественных событиях, как свадьбы или похороны. Модель одежды «на случай» зависела от конкретной ситуации.

Заключение

Из очень краткого изложения истории древнего китайского костюма, представленной здесь, легко увидеть, что явной особенностью этих исторических династий было строгое следование требованиям к парадному одеянию. Это свидетельство того, что древние люди были внимательны к соблюдению норм и своих обязанностей в обществе, независимо от того, были ли они правителями, чиновниками или обычными гражданами.

Мировоззрение древних людей и мышление проявлялись в стиле и форме одежд. Описание в «И Си — Цы» (Комментарии к «Книге Перемен») говорится: «Одежда появилась во время Яо Шунь при правлении Желтого Императора, тогда и закончились доисторические времена, когда люди одевались в шкуры животных».

Люди следовали определенному стилю одежды, поклоняясь предкам и принося жертвы Небесам и Земле, признавая их управление миром. Цянь Кунь — это Небо и Земля. Наблюдая, люди узнали, что утром перед рассветом небо чернело (что называли сюань), и их основная одежда была черного цвета, чтобы напоминать о воле Небес. Земля была желтой, поэтому нижняя одежда красилась в желтый цвет, чтобы походить на землю. Таким образом, они выражали свое преклонение перед Небесами и Землёй. Из их одеяния очевидно, что древние люди действительно верили в Богов, уважали Небеса и следовали Небесной воле.

Как важная часть древней китайской культуры, одеяние также отражало гармоничные отношения между людьми и природой. Фактически вера древних людей в то, что человек является неотъемлемой частью природы, была основана на их вере в Богов и на приверженности к высоким моральным нормам. И именно из-за их нравственного и доброго поведения Боги даровали им мудрость, прекрасную окружающую среду, что позволяло им иметь достойный образ жизни.

Все костюмы различных династий имели свои отличительные особенности и, казалось, не имели никакой близкой связи друг с другом. Они представляли культуру различных эпох и мудрость, которая сопровождала людей в разные времена. Одеяние каждой династии ярко отражало и представляло образ жизни, социальный статус, идеологию и понятия того времени. Это могло быть результатом особенностей, которыми обладала каждая династия, поскольку люди различных династий пришли из различных небесных царств. Будучи перевоплощенным в Китае, они принесли человеческому миру культуру их собственного райского места, помогая, таким образом, китайской культуре обрести яркость, красочность, богатство и разнообразие.

Размышляя об этих прекрасных, завораживающих одеяниях древних людей, можно соприкоснуться с прошлым и прочувствовать глубокую внутреннюю природу китайского народа. Нельзя не восторгаться этими великолепными шедеврами, которые можно встретить только на Небесах, и которые оказались в человеческом мире из-за предопределенных отношений в разные эпохи.

Версия на китайском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Эксклюзивные шляпки от Елены Клестовой. Фетр
  • Елена Клестова, царица дамских шляп
  • Актриса Шэрон Стоун представила коллекцию ювелирных украшений Maji в Калифорнии
  • Свадебная коллекция от Ali Xeeshan и Amna Ajmal в Лахоре, Пакистан
  • Модные цвета осени 2010


  • Top