Киберцензура и киберинакомыслие: Интернет – показатель степени свободы общества

Автор: 16.11.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26
Хакеры французской группы DegenereScience, посетив сайт Wikileaks, запустили зеркальные сайты по   борьбе с цензурой.  Фото: Philippe Huguen/AFP/Getty Images
Хакеры французской группы DegenereScience, посетив сайт Wikileaks, запустили зеркальные сайты по борьбе с цензурой. Фото: Philippe Huguen/AFP/Getty Images
Даже если некоторые формы давления и имеют скрытый характер, факт блокирования информации в Интернете может открыть глаза на степень свободы общества.

Будь то социальное неравенство или притеснения со стороны властей, «все воспроизводится в киберпространстве», — сказал Барни Уорф, профессор факультета географии Канзасского университета.

Г-н Уорф недавно опубликовал доклад, который показывает прямое соотношение между степенью свободы общества и свободой допуска к Интернету. Утопическое представление об Интернете «имеет тенденцию быть слишком оптимистичным и не учитывает, насколько некоторые правительства пытаются ограничить доступ к Интернету», — говорит он.

Сегодня уже более четверти населения земного шара пользуется Интернетом, но «четверть пользователей Интернета находится в самых жестких формах цензуры, и в большинстве стран самоцензура делает то, что не в состоянии сделать правительство»», — отмечает в своем докладе Барни Уорф.

Как только Google объявил, что прекращает цензуру своего китайского домена (Google.cn), госсекретарь США Хиллари Клинтон подняла вопрос об интернет-цензуре, а также о роли, которую играют некоторые американские компании в развитии и совершенствовании этой цензуры.

После выступления Х. Клинтон ее советник по вопросам инноваций Алек Росс заявил на брифинге в Государственном департаменте в январе 2010 года: «Я надеюсь, что вы заметили, что в своем выступлении она настаивала, что это не только вопрос свободы информации, но и вопрос о том, в каком мире мы живем».

«Живем ли мы в мире, где есть Интернет и общая база знаний, из которой мы все можем почерпнуть? Или мы хотим жить в мире, где доступ к информации и знаниям определяется страной, в которой вы живете, и прихотью ее цензоров», — добавил он.

Чем дальше развиваются технологии, тем активнее развивается Интернет. Появление Web 2.0 превратило Интернет из статического пространства в место для открытого обмена, сотрудничества и социальных сетей, где люди могут общаться и получать доступ к огромному количеству информации.

Сайт Wikileaks показал, что практически невозможно остановить распространение информации, если она опубликована в Интернете. Использование веб-сайтов террористическими группами тоже является проблемой, даже если их видео-пропаганда удаляется из таких сайтов, как YouTube, она тут же появляются в другом месте.

Блокировка Интернета

Некоторые страны строго контролируют или блокируют доступ к Сети. Например, Северная Корея практически полностью блокирует доступ, и только некоторые официальные лица могут им пользоваться.

Китай разрешил доступ, но контролирует, осуществляет цензуру и строго следит за киберпространством. «Китайцы поступили много хуже, они не только были пионерами в киберцензуре, но и экспортировали свою цензуру в такие страны, как Иран, Куба, Узбекистан и другие. Во многих случаях ответственно за это китайское правительство», — сказал г-н Уорф.

Программа вебцензуры в Китае Great Firewall of China частично была внедрена с программным обеспечением, разработанным такими американскими компаниями, как Nortel и Cisco Systems», — поясняет Уорф.

«Она содержит такие аспекты, как блокирование доступа к веб-сайтам, мониторинг чатов, требует регистрации имен людей, которые часто посещают Интернет-кафе. В кафе есть даже специальные женщины-служащие, которых называют «большие няни», они контролируют использование Интернета потребителями», — говорит он.

Если пользователь в Китае пытается получить доступ к запрещенному сайту, на экране появляются два нарисованных полицейских со словами: «Вы попытались получить доступ к запрещенному веб-сайту, мы предупреждаем вас, что дальнейшие попытки вызовут расследование», — рассказывает Уорф. В такой недружественной среде, где блоггеры за высказывания о политике могут быть арестованы и подвергнуты пыткам, китайские пользователи Интернета осуществляют самоцензуру.

В крупных компаниях также осуществляется давление и цензура Интернета. До того, как Google начал перенаправлять своих китайских пользователей в свою бесцензурную базу в Гонконге, он принимал участие в фильтрации результатов поиска. Другие компании по-прежнему применяют эту форму цензуры.

Yahoo предоставил личную информацию одного пользователя своей электронной почты китайским властям, которые воспользовались этим для вынесения приговора китайскому журналисту Ши Тао в апреле 2005 года. По данным доклада организации «Репортеры без границ» (RSF), он получил наказание в виде десяти лет тюрьмы за отправку электронной почты на сайт демократов, базирующихся в США.

«Четверо других диссидентов были приговорены к лишению свободы за деятельность, связанную с Yahoo в Китае», — отмечает RSF. В этом документе также говорится, что «Microsoft осуществляет строгую цензуру по результатам своей поисковой системы в Китае Bing».

Кибердиссиденты

Во все более репрессируемой веб-среде возникли движения борьбы против государственной цензуры, чтобы прорвать «Великую огненную стену».

«Существуют группы, которые пытались обойти и подорвать государственный контроль над Интернетом», — говорит Уорф.

Пекин пытался обязать установить программное обеспечение под названием «Green Dam Youth Escort» на всех компьютерах, производимых в стране. Эта программа была разработана с целью предоставления властям сведений обо всех попытках пользователей получить доступ к запрещенным сайтам.

Global Internet Freedom Consortium — добровольная организация, расположенная в США, отреагировала на это созданием программы под названием «Зеленый цунами» для нейтрализации Green Dam.

«Даже в таких странах, как Иран, где существует официальная цензура, имеются группы, которые пытаются обойти государственные запреты», — говорит Уорф, — «Это сложная задача. Ее могут осуществить только люди с техническими навыками, обладающие политическим мужеством, так как им угрожает преследование, арест и заключение в тюрьму».

В Китае цензура используется, чтобы скрыть такие события, как бойня на площади Тяньаньмэнь, которые режим скрывает. Однако жесткая цензура может принести больше вреда, чем пользы, и экономически, и политически.

«Мне кажется, что правительства, заигрывающие с цензурой, разбавляют водой свое же вино, то есть, это приводит или к их плохой репутации, или они сами чувствуют, что это не выгодно, — считает г-н Уорф. — Я думаю, что это заранее проигранное сражение, и китайцы понесут от этого потери».

«Страны, наиболее открытые для торговли и инвестиций, как правило, свободно пользуются Интернетом. Только самые изолированные страны, пренебрегающие мировым общественным мнением, такие как Северная Корея, Иран, Вьетнам и Йемен, применяют наиболее жесткие формы цензуры», — добавил он.

Версия на французском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА