Паломничество в Лхасу. Главные святыни Лхасы


Продолжение, начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Храм Большой Чжу ( Джонгханг). Фото: Feng Li/Getty Images Храм Большой Чжу ( Джонгханг). Фото: Feng Li/Getty Images Главная достопримечательность и святыня города Лхасы — храм большого Чжу (Джокханг), обязательно посещаемый паломниками. Он находится в самом центре города, а главный его фасад обращен на запад.
Над главными воротами устроен навес, под которым размещен большой молитвенный цилиндр. Далее за воротами за решетчатыми перегородками размещены «четыре великих царя», или махараджи, по две статуи с каждой стороны, высотой около 3 м.

Далее паломник вступает в большой двор, где происходят большие богослужения при участии духовенства окрестных монастырей — «Лхаса-мон-лам». Слева на стене изображен бородатый герой с женой и сыном — монгольский Гуши-хан. В 640 году Гуши-хан вторгся в Тибет по просьбе пятого далай-ламы Агван-Чжамцо (1617-1682), подавил выступление светских князей и закрепил институт религиозно-политической власти далай-ламы в Тибете. Легенда гласит, что изображение Гуши-хана однажды чудесным образом произнесло: «мне одному скучно, дайте мне собеседника», тогда к нему подрисовали далай ламу. Затем он еще раз выразил неудовольствие, что далай-лама при посещении храма входит в главные ворота, заставляя его, старца, вставать очень часто». После этого далай лама и доныне входит в храм через западные ворота.

Собственно храм Большого Чжу в Лхасе представляет собой квадратное здание, каждая сторона которого равна примерно 43 метрам, посередине находится внутренний дворик, где помещается большая статуя Будды Майтреи из золотистого металла. В стенах дворика -отдельные комнаты со статуями различных божеств, перед которыми горят светильники.

Особо почитается паломниками в Лхасу статуя десятиликой бодхисатвы Авалокитешвары, перерожденцем которой считается далай-лама. Статую эту, по преданию, слепили по приказу царя Срон-цзан-гампо из смеси благовонных трав и поместили в неё сандаловую статую, привезенную из Индии. Статуя стоит на полу, размер её соответствует росту царя, лицо её — вровень с лицом человека, среднего роста. Согласно преданью, сам царь с двумя супругами, непальской и китайской, слился с этой статуей, проникнув внутрь её.

Стена храма Большого Чжу. Фото: Feng Li/Getty Images Стена храма Большого Чжу. Фото: Feng Li/Getty Images В одной из комнат находится уже главная святыня храма- статуя Будды Шакьямуни больше человеческого роста, привезенная в Тибет китайской царевной. Она сделана из меди и изображает великого учителя в сидячем положении, с опущенной к колену правой рукой. Перед комнатой расположена небольшая площадка, где висят два медных колокола по 1.5 кг каждый. Паломник ударяет в.один из них деревянным языком, оповещая Будду о своем приближении и увеселяя его музыкой.

В последней комнате находится деревянный, в обхват толщиной, подпирающий потолок столб, имеющий силу исполнять все желания. Поэтому постоянно можно видеть, как паломники — богомольцы, обхватив этот столб, нашептывают ему, как тайну, свои желания.

Во дворе под открытым навесом среди прочих божеств находится статуя «певца людских страданий и блаженства» -Тибетского поэта и мистика XI века Миларепты, изображаемого полунагим, истощенным, с распущенными волосами, приложившим правую руку к уху. Он, по преданию, сделался «Буддой» в течении этой одной жизни.

Внутренняя лестница ведет на верхние этажи, где также находятся чтимые статуи. На третьем этаже поклоняются только одной местной богине «Балдан-Лхамо», которая чтится всеми жителями Лхасы, но особенно тибетскими женщинами. Статуя роскошно украшена и на ней много драгоценных женских украшений. При ней постоянно дежурит лама, читающий молитвы, получая деньги с каждого паломника, поток которых не иссякает. По столу с жертвами и по самой статуе бегают длиннохвостые мыши, они считаются священными и продажа трупов издохших мышей доставляет ламе-служителю значительный доход. Мясо их считается полезным при трудных родах и поэтому вывозится за пределы Тибета.

двор храма Большого Чжу. Фото: Feng Li/Getty Images двор храма Большого Чжу. Фото: Feng Li/Getty Images Во дворе находится статуя очень почитаемой в Лхасе, да и во всем ламаистском мире, богини Тары (зеленой), по-тибетски — Долма. Прежде она находилась внутри главного храма, но монгольский Гуши-хан велел вынести её вон за то, что она не отвечала на его вопросы. Когда её донесли до теперешнего-места, она вдруг сказала «Я останусь здесь». Пораженные таким чудом, Её оставили на месте и воздали почести, продолжающиеся и доныне. После поклонения статуе Тары паломники обыкновенно совершают наружный обход вокруг главного храма и поклонение на этом заканчивается.

На северном краю Лхасы расположен особый храм, именуемый Храм «Малого Чжу», где находится статуя Будды, привезенного непальской принцессой, также посещаемый всеми паломниками. Храм обращен главным входом на восток и значительно меньше Храма «Большого Чжу». В храме на высоком седалище сидит статуя Чжу, изображающая Будду в восьмилетнем возрасте. Легенда говорит, что когда непальская царевна Лха-чжиг-ти, перерожденка Тары, выходила замуж за хана Сронг-цзан-гамбо, то перед поездкой в Тибет обратилась к отцу: «…если я отправляюсь в такую далекую непросвещенную страну, то в святыни… прошу дать мне Шакьямуни, предмет чествования моего отца».

Эта статуя сделана при жизни Будды Шакьямуни и сам Будда освятил её. Предание говорит, что эта статуя во время пути в Тибет в теснинах и ущельях шла на своих ногах, и испускала лучи света. Сделана она в основном из глины, облачена в мантию, а лицо её вызолочено.

Все статуи в обоих храмах помещены в темных комнатах без окон, освещены светильниками исключительно с коровьим маслом. Нигде в монастырях Монголии и Тибета не увидишь такого обилия светильников, как в Лхасе в храмах обоих Чжу.

Лин-хор, обход святынь Лхасы с поклонами в растяжку. Фото: Feng Li/Getty Images Лин-хор, обход святынь Лхасы с поклонами в растяжку. Фото: Feng Li/Getty Images Поклонение этим двум святыням Лхасы следующее: паломники просто прикладываются лбом к правому колену статуи; прикладывание к левому колену, при этом богомольцы высказывают свои желания. Также существует поклонение золотом (в виде маленьких , круглых лепешек); поклонение «ста жертв» — когда жертвуются сто лампад; поклонение «тысячи жертв», когда жертвуют 1000 лампад, и специально оплаченные ламы читают молитвы.

Кроме того, среди паломников и богомольцев существуют поклонения в растяжку перед главными воротами святынь. Верующий подносит сложенные ладони ко лбу, затем, опустив руки, опускается на колени и протягивает руки вперед и весь растягивается ничком, потом встает и повторяет то же самое. Поклонник часто стремиться совершить сто тысяч поклонов с ведением счета по четкам. Во избежание ссадин многие подкладывают под ладони подушечки. С подобными поклонами многие обходят Лхасу по внешней круговой дороге (Лин-хор, протяженностью 10 км); есть и такие, что доходят непрерывными поклонами до столицы Непала Катманду, где находится знаменитый субурган-ступа Сваямбху-чайтья. При таких трудных поклонениях на ладони рук надевают небольшие дощечки, а на колени и грудь — кожаный фартук. Наиболее добродетельным считается падение всем телом сразу, но поклонники очень редко к нему прибегают, опасаясь травм.

Продолжение следует


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top