Сокровенное значение чайной культуры в Китае


Красиво расставленный чайный сервиз способствует торжественной атмосфере чайной церемонии. (Фото предоставлено Ханмин, Кунфу Чай, Флашинг, Нью-Йорк).

Красиво расставленный чайный сервиз способствует торжественной атмосфере чайной церемонии. (Фото предоставлено Ханмин, Кунфу Чай, Флашинг, Нью-Йорк).

Употребление чая в древнем Китае можно уподобить самосовершенствованию или искусству. Это также способ наслаждаться жизнью. Существует много сортов чая: зеленый, черный, белый, цветочный и травяной. В различные сезоны используют различные виды чая.

Говорится, что есть семь вещей, которыми обеспокоены китайские жители в своей повседневной жизни: дрова, рис, масло, соль, соевый соус, уксус и чай. Хотя чай и последний в списке, он все же имеет важное историческое и культурное значение в Китае.

Китай является родиной чая и чайной культуры, и чай сопутствовал китайцам свыше 5000 лет. Предложить гостям чашку чая — прекрасная китайская традиция, и китайцы имеют вековую традицию наслаждаться чашкой чая после еды или во время еды.

Согласно китайской легенде, чай был обнаружен в далекой древности, когда Шеньнун Ши, один из Трех Императоров и первый китайский доктор-травник, бродил в стороне от селений, в поисках целебных трав. Легенда гласит, что Шеньнун Ши имел живот, который был прозрачный, как кристалл. Независимо от того, что он ел, он мог очень ясно видеть это в своем животе.

Однажды Шеньнун Ши проходил вдоль одного растения с зелеными листьями и белыми цветами. Он попробовал листья на вкус. Внезапно он заметил, что что-то странное происходит в его желудке — листья не только переместились и очистили пищу, которую он съел, но они также оставили ароматный вкус и чувство свежести у него во рту.

После этого Шеньнун Ши стал использовать эти листья, чтобы нейтрализовать токсины в растениях, которые он проверял. Он был чрезвычайно счастлив, что обнаружил противотоксинный эффект листьев.

Он верил, что открытие растения, который он назвал «ча», было даровано ему небесными жителями, в знак высокой оценки его доброты в попытках найти лекарственные травы для лечения людских болезней в старости.

Питье чая на чайной дегустации

Деревянная чашка ручной работы с необычно длинной ручкой используется как украшение в этом чайном сервизе. ( Фото предоставлено Ханмин, Кунфу Чай, Флашинг, Нью-Йорк). Деревянная чашка ручной работы с необычно длинной ручкой используется как украшение в этом чайном сервизе. ( Фото предоставлено Ханмин, Кунфу Чай, Флашинг, Нью-Йорк).

Сегодня кипящая вода используется для того, чтобы приготовить напиток из чайных листьев. В древние времена чай использовался как лекарство. Люди срезали ветки диких чайных деревьев, срывали листья, кипятили их и пили эту воду. Это называлось «чайная каша» или «горький чай», так как чай, приготовленный таким образом, был очень горек.

Во времена династий Цинь и Хань люди придумали новые методы приготовления и использования чая. Вместо того, чтобы кипятить свежие чайные листья, они сушили чайные плитки и размалывали их в порошок. Для приготовления чая добавляли кипящую воду. Они примешивали (в порошок) имбирь, весенний лук и апельсин и называли это «сушеный чай».

Культура чая стала популярной во время Династии Тан. Постепенно «питье чая» переросло в «дегустацию чая». Также популярными были чайные банкеты, которые проводились в королевском дворце, в храмах и среди учащихся.

Атмосфера на чайных банкетах была обычно торжественной и утонченной и следовала строгим правилам этикета. Чай должен был быть высокого качества, и вода должна была быть взята из хорошо известных источников. Чайный сервиз также должен быть дорогой и высокого качества.

Чайный банкет обычно возглавлял человек, который был обязан также лично смешивать чай или наблюдать за смешиванием чая, чтобы оказать уважение гостям. Затем следовала презентация чая, вдыхание аромата, оценка цвета и дегустация.

После трех раундов гости начинали комментировать чай, восхвалять прекрасные моральные качества хозяина, беседовать или сочинять стихи.

Во времена династии Мин люди наливали воду непосредственно в чайник или чашку с насыпанными в неё чайными листьями, делая процесс проще и удобнее. Однако большинство людей просто «пили чай», охотнее чем «дегустировали».

Культура чая

Во времена династии Тан жил человек по имени Лу Юй, который после многих лет наблюдений и исследований написал книгу, озаглавленную «Ча Цзин». Книга содержала свод рекомендаций от выращивания и выбора чая до приготовления и дегустации.

Книга также описывала глубокую культурную традицию искусства чая, сообщая форму самого раннего Дао чая. Люди последующих поколений назвали Лу Юя «Чайный мудрец».

Культура чая отражает особенности традиционной восточной культуры — объединение чая и Дао. В древнем Китае Дао был во всех ремеслах и профессиях и люди также были заинтересованы в следовании Дао. Поэтому дегустация чая также имела отношение к Дао.

Дао чая придает особое значение «гармонии, невозмутимости, удовлетворению и правдивости» и рассматривает «невозмутимость» как путь, которому должно следовать, чтобы достичь состояния самоотречения. Спокойствие в китайском Дао чая направлено к невозмутимости в дополнение к внешнему покою или безмятежности. Пока каждый сохраняет в себе спокойствие, он может наслаждаться беседой, весельем, музыкой или оперой.

Культура чая является родом посреднической культуры, в которой чай функционирует как носитель для передачи и распространения духа традиционной китайской культуры. Во времена династии Тан Лю Чженьлян сказал в «Десяти достоинствах питья чая»: «Чай может распространять Дао, и чай может укреплять волю».

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Год кролика глазами китайцев
  • Мудрость Древнего Китая: болезнь приходит через рот, беда выходит изо рта
  • В Китае в партийных и правительственных организациях существуют незаконные фонды в миллиарды долларов
  • В китайском посёлке из-за загрязнения растёт цветной рис
  • Города-призраки в Китае


  • Top