Восприятие детства и юности в кино


«Гарри Браун» (2011) Даниэля Барбье с Майклом Кейном. Лучший фильм для размышлений о юности, будущем человека и влиянии банды«Гарри Браун» (2011) Даниэля Барбье с Майклом Кейном. Лучший фильм для размышлений о юности, будущем человека и влиянии бандыДетство и юность — главные темы седьмого искусства и сказок. Они — симптомы состояния общества, и часто выявляют недейственность различных институтов нашего общества. В мировой фильмографии значительное число фильмов, посвященных детям и подросткам, не говоря уже о мультфильмах, которые присущим им способом представляют происходящее, что делает их понятными молодой аудитории. Фильмы — это отражение нашей жизни и взаимодействия различных элементов ее составляющих.

Детство в пятидесятые годы

Фильм режиссера Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959) биографичен. Мальчик со своим другом Робером пропускает школу, «воюет» со всем, что их раздражает, а свою месть вымещает на украденной пишущей машинке. В фильме выделяется персонаж учителя, важной фигуры пятидесятых годов. Камера режиссера бредет по улицам, показывая жизнь детей и взрослых. Черно-белый фильм подчеркивает контрастное освещение города, как бывало в черно-белых фильмах сороковых годов. Фильм получил приз за режиссуру в Каннах и отмечен как «Лучший иностранный фильм» кинокритиками Нью-Йорка.

От подростка до взрослой жизни в творчестве Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо — выдающийся режиссер, отразивший в фильмах свое время. Он продолжает свою семейную сагу фильмом «Украденный поцелуй» (1968) с Клодом Жадом и Жан-Пьером Лео в главных ролях. Оба актера также играют в следующих фильмах серии: «Семейный очаг» (1970) и «Сбежавшая любовь» (1979). Последний фильм собрал воедино все эпизоды семейной истории, близкой жизни режиссера.

Франсуа Трюффо включает в фильм «Четыреста ударов» много ролей второго плана, где показывает своих друзей и людей, которыми он восхищался. Это Филипп де Брока, создатель «Картуша» (1962), «Великолепного» (1973), Жак Деми, автор замечательных работ, включая «Лолу» (1964), в которой он сотрудничал с Мишелем Леграном, «Шербурские зонтики» (1964), удостоенные Золотой пальмовой ветви на фестивале в Каннах в 1964 году. А друзей у Франсуа Трюффо много, ведь он с Жан-Люком Годаром («На последнем дыхании», 1959) был во главе Новой волны.

Жак Деми, от детства к жизни взрослого человека и художника

Жак Деми шел по жизни, особенно в детстве и юности, формируя себя сам, и затем всегда подчеркивал важность моста-связи между этими двумя состояниями для достижения высот искусства. Жак Деми родился в 1931 году, ребенком он забавляется куклами, а затем рисует на кинопленке и с помощью кинопроектора создает анимацию. Он сотрудничал с Полем Гримо, режиссером мультфильмов, среди которых «Король и пересмешник» (1980), «Пастушка и трубочист» Г.-Хр. Андерсена на тексты Жака Превера.

Вскоре после кончины Жака Деми, 27 октября 1990 года, Аньес Варда сняла фильм «Жако из Нанта» (1990). Она показывает своего спутника человеком страстно влюбленным в свое детство. Убежденный в своем призвании режиссера, несмотря на уговоры родителей, владельцев гаража, которые хотят, чтобы он получил образование механика, Деми работает с маленькой камерой, купленной им в возрасте 13 лет в 1944 году. Два года спустя, он купит другую, более сложную и отправится в Париж, чтобы учиться фотографии при поддержке кинорежиссера Кристиана-Жака.

Патрик Девэр, Кристин Паскаль, Клод Пьеплю и другие…

Другие кинематографисты также воссоздавали на экране вселенную детства и юности, иногда такую открытую, иногда таинственную, где страдания соседствуют с радостью, то отдаляясь, то возвращаясь, как в «Маленькой воровке» Клода Миллера (1988) с Шарлоттой Гейнсбур. Жанин, 16 лет, она живет с дядей и тетей во французской глубинке. Она крадет все, что попадается под руку, предпочитая белье и американские сигареты. Клод Миллер не новичок в мире детства и юности, о чем свидетельствует его фильм «Лучший способ прогулки» (1976). Вместе с Патриком Девэром, Кристин Паскаль, Клодом и Патриком Пьеплю он в реалистичной манере знакомит зрителя с этапом жизни, когда серьезность соседствует с шуткой, а реальность иногда бывает грубоватой. Этот фильм напоминает о хаотичности мира, в который погружаются полностью дезориентированные дети. Этот мир — прообраз военной службы, на которой вскоре окажутся эти дети, только эта модель немного более жестокая, она показывает, что подростковый возраст еще не закончился для «вожатых», которые отслеживают и контролируют детей, дразня и насмехаясь над ними.

В эту невыносимую атмосферу, где, как ни странно, царит детская радость, Клод Пьеплю вносит немного свежести в традициях классического юмора. Кристин Паскаль добавит своей женственности, странно заблудившейся в обыденной пошлости. Фильм «Маленькая воровка» создан по сценарию Франсуа Трюффо, внезапно покинувшего нас в октябре 1984 года. Над этим сценарием поработали Люк Беро, Клод Милле и Клод Живрэ. Оба фильма показывают некоторую эволюцию нравов: в пятидесятые годы молодая женщина Жанин восстает против существующего порядка, установленного мужчинами. Свою независимость она проявляет в воровстве.

Надувать детей и подростков спецэффектами

Американцы, менее европейцев заботящиеся о документальной точности, вводят в сценарий серию спецэффектов, которые могли бы себе представить только люди с невообразимой фантазией, и в которых мир видимых явлений берет верх над миром чувств.

В фильме «Гарри Поттер и роковые мощи» (2010) перемешались события детства и юности, а одеяния персонажей просто вводят в замешательство. Ребенок Гарри Поттер окончательно исчез потому, что актер — уже подросток. Ребенок-волшебник стал более мобильным, более разумным в мире, где зло и ненависть идут впереди мудрости. В разделе магии и фэнтези Голливуд постоянно обновляет свой запас супергероев. Французы умело походят к делу. Приверженец чисто зрелищных фильмов, Мишель Гондри, испытывая страсть к супергероям, бросается в приключение в «Зеленом Хорнете» (2011), где персонаж имеет поразительное сходство с Бэтменом. Невероятные способности и возможности супермена очень привлекают детей.

Герои довольно убоги, но, по счастью, им сопутствует удача. Это легкие фантазии, в них дети смеются, а подростки предпочитают в них верить. Но, несмотря на отсутствие серьезности, они не рискуют нарушить уравновешенность в ребенке, которому постоянно угрожают видения ложной реальности, как, например, в «Последнем тамплиере» Доминика Сена (2011), основанном на неправдоподобной истории из жизни тамплиеров.

Фильмы Ридли Скотта, английского режиссера, крепко скроены. В его фильмах темы соответствуют содержанию, что, похоже, находит отклик в обществе. В «Небесном королевстве» (2004) Ридли Скотт заставляет задуматься об истории, повествуя о подлинных исторических персонажах. Он заставляет их говорить и дает подросткам и детям такое видение истории, когда тщательно отобранные идеи помогают задуматься и понять общество, в котором мы живем. Память из детства способствует тому, человек лучше сохраняет свое психологическое равновесие.

Насилие и преступления увлекают подростков в банды

«Шанс в моей жизни» (2011) — умная комедия режиссера Николя Кюша, в которой отображены этапы человеческой жизни: детство, юность, зрелость и приближение смерти. Эта комедия подталкивает к размышлению о наших корнях: основе психоаналитического единства мужчины и женщины. Николя Куш исходит из мысли, что несчастные люди могут заражать этим состоянием свое окружение. Но главный враг находится внутри нас, ведь мы слишком «лелеем» наши разочарования. Не стоит ли попытаться поискать в нашем детстве, чтобы понять, когда здание нашей жизни начало рушиться или, где был просчет.

«Гарри Браун» (2011) Даниэля Барбье с Майклом Кейном — образцовый фильм для размышления о юности, будущей жизни и влиянии банд, которые заменяют семью. Браун, бывший морской пехотинец, получивший награды за выдающиеся заслуги. Он столкнулся с насилием в городе, но старается не замечать его. Он ухаживает за больной женой и играет в шахматы со своим другом Леонардом, которого вскоре убивают. Его жена умирает. Сталкиваясь с насилием, он знает, что полиция бессильна, сдерживаемая законом, который, кажется, защищает именно насильников, а не жертву. Он прибегает к старым морским приемам, видя бездействие официальных учреждений в отношении бандитов, виновных в преступлении. Блестяще разыгранные сцены, обилие образов, словно, позаимствованных из документального кино. Игра Майкла Кейна — существенный вклад в общий успех этой работы, которая открыто говорит об опасности, с которой может столкнуться молодой человек перед откровенным насилием, если он не найдет помощь.

Тишина и молчание в детстве и юности

«Падре Падроне», книга Гвино Ледда, еще не вышла из печати, когда братья Тавиани — Паоло и Витторио, решили снять фильм по этой прекрасной истории о неграмотном пастухе, который научился грамоте только на военной службе. Получив образование, он начинает заниматься лингвистикой, преподает. До этого он провел многие годы в тишине и молчании. Теперь же разговор — это его рабочий инструмент, с которым он преодолевает стену молчания, которая окружала его все детство и юность. Фильм «Падре Падроне» (1977) получает в том же году, к удивлению общественности, «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, где председательствовал Роберто Росселлини. Его безоговорочную поддержку в то время критиковали участники фестиваля, желавшие поддержать голливудские фильмы, и тем самым подтвердить их никогда не оспариваемую прежде репутацию. Роберто Росселлини было очень трудно освободиться от последующей клеветы, которая наводнила набережную Круазетт [место фестиваля в Каннах] в ущерб искусству. Канны и пресс-служба фестиваля, используя прессу, стремились подчеркнуть роль фильмов о военной машине, а не фильмы, дающие надежду.

Фильмы о детях позволяли режимам усыпить интерес молодежи к политической активности. «Иваново детство» (1962) Андрея Тарковского, рассказывает о ребенке, который, вглядываясь в воду колодца, предается своим мечтам — как бы, антиреволюционным. Поэтичность, по-видимому, увела взгляд советской пропаганды от фильма. Цензоры забыли, что творческий человек способен создавать свое произведение по собственным законам, если остается хозяином своего инструмента.

Детство и юность — необыкновенно богатая и неисчерпаемая тема. Сколько бы ни было произведений — их недостаточно. Но, «раскрыв тему» множеством фильмов, задаешься вопросом, если еще что-то, что не показано в кино сегодня.

Версия на французском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Лохан и Хилтон предлагают подраться за миллион
  • «Король говорит!» в Америке подвергнут цензуре
  • Продолжения «Аватара» выйдут в 2014 и 2015 году
  • Generation P выйдет на экраны в этом году
  • Паттинсон сыграет главную роль в новом фильме Кроненберга


  • Top