Религия как политика в истерзанной войной Африке


Члены мусульманской общины участвуют в похоронах после религиозных столкновений 6 января в Джос, столице штата Плато в Нигерии. Фото: Муртала Сани ХашимЧлены мусульманской общины участвуют в похоронах после религиозных столкновений 6 января в Джос, столице штата Плато в Нигерии. Фото: Муртала Сани Хашим В большей части африканского континента распространена религиозная рознь между мусульманами и христианами. Последние кровопролития между христианами и мусульманами в Нигерии, многолетняя война в Дарфуре, противостояние между мусульманским севером и христианским югом в Кот-дИвуаре — это всего лишь несколько примеров. Хотя зачастую эти конфликты упрощаются обобщением «религиозные войны», эксперты по Африке выявили более сложную картину, которая имеет мало общего с верой, а больше с тем, как религия переплетается с политическими, экономическими и племенными факторами.

Мустафа Али, генеральный секретарь Африканского совета религиозных лидеров, основанного в Кении, говорит, что, в то время как религия очень важна для жизни большинства африканцев, разные религии не обязательно приводят к конфликту.

Основными религиями в Африке являются: христианство, ислам, и коренные анимистские верования.

Согласно докладу «Пью» (Pew) о религиозной принадлежности, опубликованном в апреле 2010 года, даже наименее религиозная африканская страна Ботсвана на 60 процентов значительно более религиозна, чем например Швеция, где всего 7-8 % людей соотносят себя с религиозными верованиями. Наиболее религиозной страной в Африке, по утверждению «Пью», является Сенегал, где 98% населения говорят, что они придерживаются какой-либо религии.

Однако, несмотря на сильные религиозные убеждения, Али описывает культуру толерантности. «Они смотрят на людей других вероисповеданий как на сестер и братьев. Есть много смешанных семей, что вряд ли можно найти на ближнем востоке или в западных странах».

Мария Неделчева, болгарский член Европейского парламента и член делегации Европейского Союза в Африке, согласна с тем, что конфликты между мусульманами и христианами объясняются не верой, а традицией.

Она говорит, что земля — священная концепция для африканцев. Из своих поездок в более чем 10 африканских стран она узнала, что африканцам трудно принять заселение другими племенами их земли или продажу их земли иностранцам. По ее мнению, этот конфликт относится к колониальным временам и может легко возбудить насилие.

Неделчева приводит пример Судана, страны, которая находится в заключительной стадии процесса разделения на два государства: северное и южное.

«Следующая актуальная проблема будет в определении границ между севером и югом, проходящих через район Абьей, населенный преимущественно кочевыми племенами. Людям будет трудно объяснить, что с завтрашнего дня они не смогут вести свой скот от этого до того холма, потому что там проходит граница».

Религия, как политика

Баши Курайши, председатель Консультативного совета Европейской сети по борьбе против расизма (ENAR), говорит, что, несмотря на некоторые религиозные конфликты, правда в том, что «большинство столкновений основаны на местных проблемах, политических распределениях власти и неправильном распределении доходов».

«Также есть местные религиозные лидеры, некоторые из которых разжигают огонь ненависти, но другие пытаются его потушить. СМИ также играют свою роль, создавая из мелких инцидентов национальные проблемы», — говорит Курайши.

 Тысячи женщин в черном, одна из которых несет плакат со словами: «Что, если бы это был ваш ребенок», во время марша в знак протеста против убийства жителей в основном христианской деревни, многие из которых были женщины и дети. Фото: Pius Utomi Ekpei /AFP /Getty Images Тысячи женщин в черном, одна из которых несет плакат со словами: «Что, если бы это был ваш ребенок», во время марша в знак протеста против убийства жителей в основном христианской деревни, многие из которых были женщины и дети. Фото: Pius Utomi Ekpei /AFP /Getty Images По словам Курайши, люди у власти, такие как имамы, священники и политики, будут использовать религиозную напряженность для «забивания дешевых голов».

С точки зрения Мустафы Али из Африканского совета религиозных лидеров, в то время как он признает, что некоторые религиозные лидеры виноваты и даже могут быть основными лицами, извлекающими выгоду от конфликта, подстрекателями, так называемых религиозных столкновений, чаще всего являются политики.

«Некоторые религиозные лидеры злоупотребляют религий в угоду политическим амбициям, тем самым вызывая и усугубляя конфликты».

Джули Овоно (родом из Камеруна, но проживающая в Париже), активный блоггер «Мировые голоса» (Global Voices), говорит, что корень проблемы глубже. Она обвиняет слабое государство в в неспособности удовлетворить потребностей людей, поэтому люди вынуждены обращаться к религиозным общинам, чтобы получить у них то, что должно дать государство.

«Когда есть конфликт между христианами и мусульманами в Джосе (Нигерия), западные люди видят только то, как люди убивают друг друга. Для африканцев это доказательство отсутствия государственного управления, которое должно взять на себя ответственность за общины, что эти незаполненные ниши были заняты религиями. Так что проблема глубже».

С другой стороны, религиозный конфликт может объединяться с экономическим антагонизмом. Джули Овоно говорит, что в Кот-дИвуаре, например, мусульманские общины Диджоулас, Сеноуфос и Малинкес изначально были с севера, затем переселились на юг, где они были успешны в бизнесе.

«Таким образом, на юге христиане могут так же воспользоваться религиозным оправданием, чтобы избавиться от экономических конкурентов. В начале 2000 года, когда (националистическая) концепция «Ивуарское» была на высоте, многие мусульманские торговые точки на юге, в Абиджане, например, были восстановлены в правах собственности только потому, что они больше не считаются относящимися к Кот-дИвуару.

Муртала Сани, репортер радио Федеральной нигерийской корпорации — мусульманин, этнический хауса-фулани. Из-за своего этнического происхождения и религии он едва не погиб в марте прошлого года во время освещения массовых похорон в Дого Нахава (центр Нигерии). Сани впоследствии рассказал СМИ, как он подвергся нападению со стороны толпы, как его бросили в могилу, и все — по подстрекательству государственного советника губернатора по религиозным вопросам, пастора Чоджи, который присутствовал на похоронах. Он выжил только благодаря вмешательству полиции.

Сани также — координатор мусульманско-христианского форума по инициации диалога с молодежью, основанном в северной части Нигерии. Он говорит, что в его стране, особенно в Джосе, столице штата Плато, люди «фанатичны» в своих убеждениях. По словам Сани, люди больше прислушиваются к религиозным лидерам, чем к политикам, и поэтому политические лидеры этим пользуются.

«Когда политические лидеры хотят передать некоторые сообщения, они делают это при помощи религиозных лидеров. Религия играет большую роль в нашей общественно-политической жизни, — сказал он, добавив, — если вы хотите быть популярным человеком, вы должны принадлежать к религиозной организации».

Все же есть некоторые случаи реальных религиозных конфликтов. Например, в некоторых частях Нигерии мусульмане распространяют закон шариата и накладывают его на не мусульман. Сани говорит, что истинные виновники столкновений — это политические деятели. Он видит ситуацию, подобную описанной в Нигерии, также во многих других странах Африки: Конго, Кении, Замбии, Ганы, Кот-дИвуаре и Нигере.

Несмотря на конфликты и их сложности, Овоно с оптимизмом смотрит в 2011 год, в котором многие африканские страны будут отмечать 50-летие независимости от колониальных держав:

«Я надеюсь, что с 2011 годом действительно придут новые политические деятели, молодые, с новыми идеями и ответами на проблемы, которые длятся уже 50 лет. Я надеюсь, что мы в настоящее время переживаем политическое обновление, которое поможет избавиться от старых привычек».

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Опасно быть журналистом в Египте
  • Банкиры и спекулянты помогли создать египетский кризис
  • Управлять с добродетелью: размышления о деле Wikileaks
  • Поправка в Семейный кодекс. Бедность. Не сметь жаловаться!
  • Почему русские умирают

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top