Дмитрий Петрович Волконский (1764-1812)

The Epoch Times27.02.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:49
Мавзолей князей Волконских. Суханово. Фото: russpro.ru
Мавзолей князей Волконских. Суханово. Фото: russpro.ru
По случаю двухсотлетия Отечественной войны 1812 года в нашем кратком историческом труде мы вспомнили о пяти широко известных героях из рода Волконских, участников наполеоновских войн. Но были и другие. Среди них еще один генерал — князь Дмитрий Петрович Волконский. Некоторые из этих участников, особого внимания историков не привлекли, и поэтому мы знаем о гораздо меньше, чем о тех, о которых уже шла речь. О них — о «неизвестных» героях наполеоновских войн и, в первую очередь, о князе Дмитрии Петровиче хотелось бы сказать пару слов, так как не хотелось бы, чтобы их имена навсегда канули в лету или стали бы достоянием изучения лишь двух-трех узких специалистов. Родина, по большему счету, должна о них помнить, так как она у них в долгу.

Сын председателя Рязанской гражданской палаты, князя Петра Александровича Волконского, князь Дмитрий Петрович родился в 1764 г. В 1788 году, т.е. в 24-летнем возрасте он был произведен из капитан-поручиков Преображенского полка в капитаны, а четыре года спустя — из гвардии капитанов в полковники. В 1801 г. он участвовал в особой комиссии, под председательством цесаревича Константина Павловича, «для рассуждения о нуждах армии». К концу царствования Павла I, князь Дмитрий Петрович был уже генерал-лейтенантом, командиром державного ордена св. Иоанна Иерусалимского и занимал должность генерал-интенданта, которую сохранил и при Александре I.

В одном источнике середины 19 века говорилось:

«В 1804 г. Дмитрий Петрович находился в действующей армии на Кавказе, где неудача князя Цицианова под Эризанью приписана была его замедлению, вследствие чего к концу года он был отозван из армии. Однако, судя по отзыву князя Петра Михайловича Волконского в письме к своему тестю князю Григорию Семеновичу Волконскому, от 22 ноября 1804 г., можно предполагать, что причина неудачи заключалась не только в неверных действиях Дмитрия Петровича. В этом письме князь Петр Михайлович, строгая справедливость которого не подлежит сомнению, прямо обвиняет самого Цицианова в неосмотрительности при составлении диспозиций и в чрезмерной самонадеянности. Как бы то ни было, в 1807 г. во время Прусской кампании Дмитрий Петрович находился в качестве генерал-интенданта армии и в числе немногих лиц свиты, выехавших 18 марта с императором в действующую армию».

Кроме этих нескольких сухих фактов мало что известно о жизни и карьере князя Дмитрия Петровича. Известно, что он был кавалером св. Георгия 3 степени, сражался в Отечественной войне и умер он от ран после продолжительной болезни 30 сентября 1812 г. в селе Малинки, Рязанской губернии, где и был временно погребен. В 1814 г. прах его был перенесен в село Суханово под Москвой и предан земле в склепе под мавзолеем, воздвигнутым его вдовой статс-дамой Екатериной Алексеевной (урожденной Мельгуновой). Мавзолей и храм покровителя рода Волконских святого Дмитрия Ростовского был построен по проекту известного архитектора Д. Жилярди. Усадьба Суханово перешла по наследству любимому племяннику Екатерины Алексеевны светлейшему князю генерал-фельдмаршалу Петру Михайловичу Волконскому. Екатерина Алексеевна скончалась в 1853 году.

Как упомянуто в первой статье данного цикла о генерал-фельдмаршале Петре Михайловиче Волконском, в советские времена коммунисты осквернили Суханово, а в соседнем Свято-Екатерининском монастыре, вошедшем в историю как «Сухаоновка», устроили одну из самых страшных пыточных тюрем советских времен, в которой были сожжены тысячи трупов людей. Захоронения из мавзолея-усыпальницы выбросили на двор, в том числе князя Дмитрия Петровича и его супруги Екатерины Алексеевны, останки разбросали по территории усадьбы, гробы использовали в качестве корыт для скота, а на месте домового храма устроили столовую. С 30-х годов прошлого века усадьба «принадлежит» дому отдыха Союза архитекторов сначала СССР, теперь РФ. 200 лет спустя после окончания Отечественной войны 1812 года, зал-ротонда мавзолея над усыпальницей князей Волконских используется в качестве «пищеблока» и банкетного зала, где лишь до недавнего времени (до конца 2010 года) по праздникам устраивались танцевальные вечеринки.

Чтобы нынешней России очиститься от скверны советского прошлого и вернутся к тому уровню культуры, духовности и благородства, олицетворенному ее защитниками 200 лет назад, понадобится, на мой взгляд, еще 200 лет. А может быть, вообще уже поздно. Взгляните еще раз внимательно на портрет князя Д.М. Волконского, созданный Владимиром Боровиковским. Таких людей на Руси практически не осталось. Большевики их систематически истребляли «за породу».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА