О ста гениях современности. Шеймус Хини, Гарольд Пинтер, Флосси Вонг, Бобби Фишер, Принс


Компания Synectics в 2007 году опубликовала список Ста ГЕНИЕВ современности. До сих пор эта информация считается одной из самых интересных и запоминающихся.

Многоступенчатое исследование проводились в Великобритании, во время которого было опрошено 4 тысячи человек.

Наверняка гениев в наше время гораздо больше, чем сто, но выделить сотню самых выдающихся, да еще и живущих среди нас – это заслуживающая уважения задача.

Гении современности. Шеймус Хини, ирландский поэт

Гении современности. Гарольд Пинтер, британский драматург

Шеймус Хини

Гарольд Пинтер – британский драматург. Фото:  Bruno Vincent/Getty Images Гарольд Пинтер – британский драматург. Фото: Bruno Vincent/Getty Images Шеймус Хини – ирландский поэт, а если быть точным – кельтский поэт Изумрудного острова. Он занимался не только поэзией, но и драматургией, переводами древних текстов, эссе, литературными исследованиями.
Хини берет мифологические образы из глубокого средневековья и переплетает их с реалиями бушующих вихрей истории своей родины. Он по праву стал национальным поэтом, нобелевским лауреатом и 30-м гением в списке «100 гениев современности».

Шеймус Хини родился первенцем в семье фермера-католика на севере Ирландии в 1939 году. Потом его семья пополнилась еще восьмью детьми. Сам Шеймус окончил сельскую школу, колледж Святого Колумба и поехал изучать английскую литературу в Белфаст, в Королевский колледж, откуда возвратился на родину с учительским дипломом.

Ирландия была провозглашена независимой республикой, когда Хини исполнилось 10 лет, но тяжба между Севером и Югом, большинством и меньшинством, протестантами и католиками Изумрудного острова в те времена казалась нескончаемой. Шеймус Хини, уже будучи автором трех сборников стихов: «Смерть натуралиста» (1966), «Дверь во тьму» (1969), «Север» (1975), стал не только у себя на родине явлением необыкновенным, но и во всей англоязычной литературе, благодаря образной яркости и неотлакированности стиля, который смог предельно достоверно выразить трагедию ирландского народа.

Хини приобрел известность как поэт, и получил приглашение преподавать в Кэрисфорт-колледже на юге страны, в Дублине (город, основанный викингами в Х веке). Тогда руководство Ирландской республиканской армии, которая активно действовала в Северной Ирландии, переезд поэта на юг страны назвало политическим бегством.

А поэт думал, прежде всего, о своей семье, о том, что нужно дать достойное образование подрастающим детям, а их у него трое, что переезд в древний культурный, научный, образовательный центр – южную Ирландию, только поспособствует этому.

Григорий Кружков, известный русский поэт, эссеист, переводчик поэзии, в том числе стихов Шеймуса Хини, пишет о творчестве ирландского поэта так:

«Явление Шеймаса Хини многие воспринимают как возрождение великой ирландской поэзии, на что указывает и мистика дат: Хини родился в том самом году, когда умер Йейтс (Уильям Батлер Йейтс (13 июня 1865 — 28 января 1939) — ирландский англоязычный поэт, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года, — прим автора статьи).

Ирландская поэтическая традиция — лишь один кит, на котором стоит Хини, другой же — английская философская лирика, особенно XVI и XVII веков: его стихи насыщены цитатами и аллюзиями из высказываний поэтов той эпохи. Но есть и ещё киты, — например, Данте, которого Хини не только переводит, но и постоянно «прилагает» к себе, как, например, в поэме «Остров покаяния», написанной терцинами. В литературную ойкумену Хини входит также поэзия русская и вообще восточноевропейская. В одной из статей 80-х годов он прямо заявил, что в XX веке поэтический «полюс величия» переместился в Восточную Европу, где поэты, пишущие «из-под глыб», сохранили героический ореол певца и достоинство своего ремесла, утраченные ныне на Западе. Его восхищение Мандельштамом (которого он знает, прежде всего, по «Разговору о Данте») безгранично».

Шеймус Хини до сих пор совмещает профессорскую работу и поэтический труд: его преподавательская деятельность проходит на юге Ирландии (кроме того, поэта часто приглашают в Гарвард и Оксфорд читать лекции по риторике и ораторскому мастерству), а творческая – на севере страны, в Гленморе, в его так называемой «северной даче» с незаурядным литературным и историческим прошлым.

Шеймус Хини написал и издал 12 книг. Потрясающим явлением в поэзии стала его книга «Полевые работы» (1979). Выполненный поэтом перевод памятника англосаксонского средневекового эпоса «Беовульф» в 2000 году стал бестселлером и в Англии, и в США. Хини был награжден Нобелевской премией в 1996 году за стиль и тематику в поэзии.

Когда у Хини спросили, трудно ли совмещать преподавательскую работу в университете и поэтическое творчество, поэт ответил: «Нелегко, но я вырос в фермерской семье, где считалось, что каждый мужчина должен иметь профессию. Моя профессия — учитель, а поэзия — это для души. Быть просто свободным художником я всегда немного побаивался».

Иосиф Бродский восхищался поэтическим даром Шеймуса Хини, и посвятил поэту стихотворение (1990 год):

Шеймасу Хини

Я проснулся от крика чаек в Дублине. На рассвете их голоса звучали как души, которые так загублены, что не испытывают печали. Облака шли над морем в четыре яруса, точно театр навстречу драме, набирая брайлем постскриптум ярости и беспомощности в остекленевшей раме. В мертвом парке маячили изваяния. И я вздрогнул: я – дума, вернее – возле. Жизнь на три четверти – узнавание себя в нечленораздельном вопле или – в полной окаменелости. Я был в городе, где, не сумев родиться, я еще мог бы, набравшись смелости, умереть, но не заблудиться. Крики дублинских чаек! Конец грамматики, примечание звука к попыткам справиться с воздухом, с примесью чувств праматери, обнаруживающей измену праотца — раздирали клювами слух, как занавес, требуя опустить длинноты, буквы вообще, и начать монолог свой заново с чистой бесчеловечной ноты.

Некоторые высказывания Шеймуса Хини:

*Один монах – святой Кевин – имел обыкновение молиться, стоя на коленях, протягивая руки к солнцу. Дрозд принял руки человека за ветки и принялся вить гнездо. Множество дней монах не двигался с места, до тех пор, пока из яиц не вылупились птенчики. И когда они научились летать, монах опустил руки и ушел. Монах изменил здравому смыслу, но остался верен жизни. Вот путь, достойный подражания.

*Внутри меня немножко тесновато, там — молчание, тяжесть. А снаружи – все наоборот: я – веселый, общительный, активный. Но себя внешнего я не очень ценю. Мне — чем старше, тем чаще — не хочется выходить наружу.

* Ваши поэты научили меня тому, как писатель может выжить в сегодняшнем мире. Нужно доверять своим чувствам, верить в то, что делаешь, и прислушиваться к себе. А если говорить о Бродском, то Иосиф был как дерево – в лесу вы прислоняетесь к дереву и спиной чувствуете энергию, которая идет снизу вверх. Иосиф никогда не сомневался в том, что делал, и ко всему подступался решительно, словно вертолет, который взлетает без разгона: вжух – и готово. (из интервью для «Книжного обозрения» 24.06.2003)

К сожалению, русскоязычный читатель знаком с немногими переводами поэзии Хини. Некоторые из них:

*** Боярышника запоздалый свет Горит зимою в зарослях колючих; Не ослепляя яркостью гирлянд. Но призывая каждого – хранить Свой скромный фитилек самостоянья. А иногда в мороз, когда из уст Клубится пар, он принимает образ Бродяги Диогена, днем с огнем Искавшего повсюду человека, И пристально разглядывает вас, Подняв на зыбком прутике фонарик, И вы дрожите перед этим взглядом. Пред той колючкой, что у вас из пальца Возьмет анализ крови, пред экраном, Что вас насквозь просветит – и пропустит…

***

Исчезающий остров
Едва мы свыклись с тем, что обживать Придется этот каменистый брег, И, продрожав и промолившись ночь, Собрали топливо и над костром Повесили котел, как небосвод, – Распался этот остров, как волна. Твердь, за которую схватились мы, Лишь в миг отчаянья казалась твердью. На самом деле, это был мираж.

 

Перевод Г.Кружкова
Прощание
Я помню тебя в наряде простом, И блузка, и юбка была проста. С тех пор, как леди оставила дом, Мучит его пустота.

Когда ты вошла, мы остались одни, Время встало на якорь твоей улыбки, Пропала — и снялись с якоря дни, Нарушено равновесие зыбкое.

Дни внезапно отправились в плаванье От палящего, через весь календарь, до снежного, Подгоняемые звуками плавными Голоса твоего нежного.

Нужда источила мои берега, Ты ушла, я в море безбрежном. Пока ты не отменишь приказ —

Я остаюсь мятежным.
Перевод Сергея Бойченко

Гарольд Пинтер

Флосси Вонг – биолог. Фото с сайта genii100.ru Флосси Вонг – биолог. Фото с сайта genii100.ru Гарольд Пинтер (1930-2008) был не только драматургом. Он был и поэтом, и публицистом, и режиссером, и актером, и гражданином, отдавшим свои последние годы жизни борьбе за права человека. Гарольд Пинтер – первый из 100 гениев современности, оставивший этот мир после присвоения ему этого титула (31-й по списку).

Гарольд Пинтер начал свою карьеру актером в старомодной ирландской труппе на колесах, после учебы в Королевской академии драматического искусства в родном городе Лондоне (одной из самых известных и старейших театральных школ мира). Гарольд Пинтер закончил свою жизнь как политический поэт тоже на сцене, вернее, арене – международной.

Гарольд Пинтер получил полное признание при жизни, об этом свидетельствуют многочисленные награды и премии, среди которых Нобелевская премия по литературе и за гражданскую позицию в 2005 году. Пинтер – кавалер орденов Британской империи, Кавалеров Чести, Почётного легиона; почетный доктор наук полутора десятков университетов. Но вместе с признанием, левые убеждения Гарольда Пинтера вызывали осуждения со стороны людей, придерживающихся противоположного мнения, в основном, по политическим вопросам.

В резюме Нобелевской премии есть такие слова: «автор награжден за пьесы, в которых сумел приоткрыть пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгнуться в закрытые застенки притеснения».

Гарольд Пинтер написал и поставил 29 пьес, 27 сценариев к кинофильмам, много скетчей, эссе, речей, фарсов, несколько сборников стихов, один роман, рассказы, многочисленные письма к великими современникам (Сэмюэлу Беккету, Тому Стоппардому, Джону Осборну). Личный архив выдающегося писателя после его смерти перешел в собственность Британской библиотеки.

В чем же особенность гения Гарольда Пинтера в драматургии, за что он при жизни был признан классиком? Драматургия Пинтера – это беспощадное, бескомпромиссное препарирование бытия. Пинтер не жалеет никого: ни себя, ни режиссера пьесы, ни постановщиков, ни актеров, ни зрителя. «Гарольд не добр?» – спросите вы. А что такое доброта? У Пинтера она, безусловно, есть, но она надевает на себя маску современного, абсурдного, по сути, общества. Человеку необходимо увидеть свои пороки, иначе, как же он поймет, что ему делать, как ему дальше жить.

Герои Пинтера обнажают свою душу на протяжении спектакля. Они снимают обманную шелуху со своих слабостей и пороков. Нож, который счищает эту шелуху – сомнение, и автор не жалеет резких, острых слов для разоблачения тех же сомнений. Хотя не так все однозначно, все гораздо сложнее, и за все надо дорого заплатить.

Гарольд Пинтер умер от рака горла. Он не думал о своем здоровье, когда протестовал против бомбардировок Югославии и блокады Кубы. Он не думал о своей карьере, когда отказался получить рыцарский титул, вручаемый королевой Елизаветой II. Он не молчал, и не мог молчать.

«Я не люблю диктаторов, но точно так же я не люблю насилие», — такова позиция выдающегося человека, гения современности Гарольда Пинтера, и нет в ней ни капли сомнения.

Флосси Вонг
Бобби Фишер – американский шахматист. Из серии «О ста гениях современности». фото: OFF/AFP/Getty Images Бобби Фишер – американский шахматист. Из серии «О ста гениях современности». фото: OFF/AFP/Getty Images Флосси Вонг или Вонг-Сталл — так она записана в списке «Сто гениев современности», 32-я по счету. Флосси биолог, одна из самых крупных экспертов по вопросам СПИД/ВИЧ. В списке после имени и профессии гения обычно добавляется страна. Так вот, после имени «Флосси Вонг-Стаал – биолог» фигурирует в скобках «Китай», и сразу же недоумеваешь: китаянка – признанный гений современности? Как такое может быть?

В наши эмансипированные времена все может быть, но все-таки, трудно представить себе китаянку в образе ученого с мировым именем. Времена меняются быстрее, чем наши представления. Но история, все же, помнит Мулан, легендарную китаянку, женщину-воина, причем, ставшую любимой современной героиней, о которой говорят: «за тысячу лет не встретишь такую девушку». Но нашему поколению повезло.

Флосси Вонг, урожденная Йо Чанг Вонг, родилась в 1947 году, в Кантоне (Китай). Тогда в Поднебесной шла борьба за власть, и отец Йо Чанг, имевший свой бизнес, перебрался в Гонконг (тогда английская колония) в 1952. Родители отдали девочку в католическую школу, где принято было иметь некитайские имена. Так Йо Чанг получила новое имя в честь тогда разразившегося тайфуна Флосси (это имя дал ей отец). К англо-китайскому сочетанию — Флосси Вонг — все быстро привыкли. Девочка превосходно училась, и со школьной скамьи было понятно – растет незаурядный ученый.

Рано проявившиеся способности Флосси, безупречное трудолюбие, а самое, может быть, главное – поддержка семьи, открыли ей двери во все престижные университеты мира. Семья эмигрировала в 1965 году в Лос-Анджелес, где Вонг поступила в Калифорнийский университет на биологический факультет и с отличием закончила его в 1968 году. В 1972 году Флосси Вонг становится доктором биологических наук, женой Стаала и получает американское гражданство. Очень скоро Флосси становится мамой двух девочек, а немного позже, к сожалению, разводится с мужем.

С 1973 года Флосси Вонг-Стаал переезжает в Мэриленд и начинает работать в лаборатории Роберта Гало, того самого, кто первым занялся исследованием явления СПИД.

Доктору Флосси Вонг-Стаал удалось описать генетическую карту ВИЧ-вируса, клонировать его. Полученные результаты помогли миллионам людей избавиться от страха перед неизвестным вирусом. Медики на основе ее исследований смогли начать поиск вакцин и разработать необходимые тесты.

Элегантная китаянка-ученый смогла сдвинуть с места айсберг под названием «неизлечимый СПИД» и еще одну огромную гору под названием «у китайской женщины есть только одно право — на мужа».

Флосси Вонг-Стаал является профессором Итальянского Института Патологии в Риме с 1985 года. С 1994 года она является директором Исследовательского Института по вопросам СПИДа в Калифорнии. Вонг-Стаал названа первой женщиной-ученым мира в 1980 году. Кроме того, она получила множество премий и почетных званий, которые не перечислить в ограниченных рамках одной публикации

Бобби Фишер
Принс – звезда ритм-энд-блюза. Фото: Kevin Winter/Getty Images Принс – звезда ритм-энд-блюза. Фото: Kevin Winter/Getty Images Бобби Фишер – американский шахматист с парадоксальным мышлением. Он со скандалом отказался от своего американского гражданства. Став одиннадцатым чемпионом мира и считая себя непобедимым, оставил шахматный спорт на пике успеха.
Бобби Фишер умер в 2008 году, в возрасте 64 лет, что соответсвует точному числу клеток на шахматной доске (64). Будучи евреем по происхождению, считал себя антисемитом. Занесен в список «Ста гениев современности», 33-м по счету. По версии шахматного журнала Chess Informant, считается лучшим шахматистом ХХ века.
Роберт Джеймс Фишер, или Бобби, родился 9 марта 1943 года в Чикаго, в еврейской семье беженцев из нацисткой Германии. Трудно сказать, что семья была благополучной, и трудно сказать, кто был настоящим отцом Бобби: или немецкий коммунист Ханс-Герхард Фишер, оставивший семью в 1939 году, или венгерский еврей, математик Поль Немени, который воспитывал и заботился о детях Регины Фишер до конца своей жизни.
Бобби Фишера играть в шахматы научила его старшая сестра Джоан, когда ему было шесть лет. Шахматный гений мальчика проявился сразу. Кроме игры в шахматы, он больше ничего не хотел делать, только лишь между делом и без напряжения выучил несколько языков, необходимых ему в шахматном деле и для чтения литературы в оригинале. Немного времени спустя, в подростковом возрасте, без всякого смущения, во всеуслышание, Бобби обвинил своих школьных учителей (в основном, учительниц) в глупости, пощадив только учителя физкультуры, который неплохо играл в шахматы. В 13 лет гениальный мальчик становится чемпионом США среди юниоров. А в 14 лет Бобби Фишер становится чемпионом США – самым юным в шахматной истории. В 15 лет подросток бросает школу за ненадобностью и продолжает упорно трудиться, преследуя одну единственную цель – стать чемпионом мира. Попутно, для поддержания спортивной формы, Бобби осваивает виды спорта: теннис, коньки, плавание, лыжи.

Юный чемпион США получает право участия в международных турнирах, которые проводились в 1958 году в Югославии. Американская шахматная федерация по требованию гениального подростка обратилась к советской шахматной федерации с просьбой организовать Фишеру тренировочные матчи с советскими гроссмейстерами. Разрешение было получено, Бобби прилетел в СССР первый и последний раз в своей жизни, но сыграть с тогдашним чемпионом мира Ботвинником Фишеру не позволили, на что вундеркинд ответил отказом сыграть в запланированных турнирах.

Американский журнал «Наука – жизнь» через 30 лет после соревнований в Югославии опубликовал статью «Супервундеркинд», где публикуется письмо Регины Фишер Югославскому шахматному союзу о том, как нужно вести себя с ее гениальным ребенком во избежание лишних эксцессов. Выдержка из письма:

«Бобби терпеть не может давать сеансы одновременной игры, и поэтому прошу вас не планировать никаких выступлений. Останавливаться предпочитает в отелях, а не в частных квартирах. Он прекрасно чувствует себя в обществе шахматистов, но не любит привлекать к себе чрезмерного внимания, и особенно не терпит журналистов, пытающихся проникнуть в его личную жизнь, с интервью к нему лучше не обращаться. Сын носит простые спортивные куртки, и не признает костюмов и галстуков. Не курит, не пьет и не встречается с девушками. Не умеет танцевать. Увлекается плаванием, теннисом, лыжами, коньками и хотел бы перед турниром пройти продуманную программу спортивной подготовки. Последний год был весьма напряженным для Бобби: он усердно занимался в школе и много играл, подвергся операции — ему удалили гланды. Поэтому нуждается в активном отдыхе и восстановлении физической формы».

В том же 1958 году на Югославском турнире Бобби Фишер получает звание гроссмейстера, самого юного за всю шахматную историю. До него самым юным гроссмейстером считался Борис Спасский, ставший им в 17 лет.

Потом жизнь Бобби Фишера, которая состояла только из шахматных турниров, наполнилась и поражениями, связанными, в основном, с переоценкой своих возможностей и пренебрежением тактикой, выбранной партнерами. Но неудачи только стимулировали молодого гения. После падений следовали колоссальные взлеты. Свою неудачу в турнирах Кюрасао (1962 год) Фишер объяснил, опубликовав статью в журнале Sports Illustrated, тем, что советские гроссмейстеры делают ничьи между собой по договоренности, чтобы никого не подпустить к первенству мира.

После побед на международных турнирах в конце 60-х годов, Бобби Фишер уверенно направляется к финишу своей мечты – званию чемпиона мира. В начале 70-х годов, в матче между сборной СССР и сильнейшей шахматной командой мира Фишер побеждает Т.Петросяна и М.Тайманова и завоевывает право сыграть с чемпионом мира (тогда им был Борис Спасский).

В 1972 году состоялся долгожданный для гроссмейстера Фишера чемпионат мира по шахматам в Рейкьявике. Бобби Фишер выигрывает первенство мира, сразу став национальным героем своей родины – Соединенных Штатов. По возвращению домой с лаврами, чемпион мира отказывается от приглашения президента Никсона на торжественный обед в его честь. Такое независимое поведение сделало Фишера кумиром светского американского общества и существенно продвинуло популяризацию шахмат в Америке. Новорожденных называли именами Бобби, на Бродвее звучали шахматные мюзиклы. Сам чемпион мира принимал почести спокойно, как должное.

Но после достижения своей цели, Бобби Фишер перестал играть в серьезных официальных турнирах, по-видимому, боясь быть побежденным кем-то более гениальным. От игры в матче на первенстве мира в 1975 году с Анатолием Карповым Фишер отказался, и тогда ФИДЕ лишила его звания чемпиона мира. Неофициальный матч Карпов-Фишер так и не состоялся, хотя сам Бобби сильно его желал, и гениальный гроссмейстер окончательно сошел с лестницы спортивной карьеры, до конца жизни считая себя непобежденным чемпионом мира.

Дальнейшая судьба гениального гроссмейстера сыграла с ним невеселую игру. Фишер все глубже уходил в затворничество. Какое-то время он поддерживал секту «Всемирная церковь Создателя». Разочаровавшись в ней, публично обозвал их «страшными лицемерами». В 1981 году гроссмейстер был арестован по подозрению в ограблении банка, который он не грабил. После побоев, которые он получил от полицейских и разбоя, который сам учинил в тюрьме, Фишер написал книгу «Меня мучили в тюрьме Пасадены» и заплатил штраф в размере 1000 долларов за порчу имущества.

К 1992 году о Бобби Фишере мир почти забыл, настолько уединенно он жил. Какое-то время экс-чемпион проводил время у своей подруги Зиты Райчани в Будапеште, до события, которое снова оказалось скандальным из-за неофициального, коммерческого матча-реванша со Спасским. Матч проходил на Югославской территории, и Фишер получил уведомление от Госдепартамента США о запрете проведения его на территории страны, которая бойкотирует родину гроссмейстера. Полученное уведомление Фишер публично разорвал и плюнул на него. В матче-реванше со Спасским Фишер одержал победу со счетом 10:5.

В США победителю нельзя было возвращаться, ему предстояло заплатить громадные налоги и штраф. Бобби остался в Венгрии. Там он завел новые знакомства, запатентовал новые шахматные часы, изобрел шахматы под названием «960». Но и в Будапеште гений не задержался. Разорвав со всеми отношения, в 2000 году он неожиданно уехал на Восток: на некоторое время в Филиппины, потом в Японию.

С начала 21 века Роберт Фишер неоднократно выступал по радио и в прессе, грубо ругая США, которые, по его словам, находятся под контролем «грязных ублюдков», они же евреи. Евреи, по его словам, придумали Холокост. Теракты 11 сентября и действия «Аль-Каиды» гениальный гроссмейстер полностью поддерживал.

В 2003 году Госдепартамент США лишил Бобби Фишера американского гражданства. Об этом гроссмейстер узнал только год спустя, когда прилетел на Филиппины, и был задержан там, попав в тюрьму, как нелегальный иммигрант. Его японская подруга, шахматистка Миёко Ватаи, приняла меры для спасения друга, обратившись к мировой общественности и официально зарегистрировав с ним брак. Только три страны предложили супругам Фишер политическое убежище: Исландия, Германия и Черногория. Они выбрали Исландию, где и поселились в 2005 году. Там великий шахматист ХХ века умер, и был скромно похоронен. На надписи надгробья выгравировано только его имя, дата рождения и смерти.

Принс

Принс Роджерс Нелсон или просто Принс (под этим именем гениальный артист вошел в историю ритм-энд-блюза и рок-н-ролла) стал самым ярким и неожиданным явлением поп-культуры конца ХХ — начала ХХI века. Не суперздезды Майкл Джексон и Мадонна, а именно Принс был выбран одним из 100 гениев современности (34-м по счету). Попробуем понять, почему?

Принс родился в 1958 году, в июне ему исполниться 53 года, но его не украшают пока ни седина, ни морщины, ни лишний вес, необходимый для мужской солидности. Перед зрителями все тот же изысканный, элегантный, обаятельный, царствующий король поп-шоу. Он сегодня не величает себя «Принсом», а лишь «артистом, ранее известным как Принс» или «Символ».Такой резкий переход от «Принса» к «Символу» произошел с актером в 1993 году, по каким причинам – неизвестно, наверное, в результате некоего таинственного внутреннего поиска. Быть носителем артистического гения совсем не просто. Необходимо неустанно искать новое, что требует, иногда, и смены имиджа. Новый образ Принса и его новое имя, обозначающее слияние мужского и женского начала, превратили страстного, эротичного, едва обуздывающего себя на сцене наследника престола в смиренное, сдержанное, сосредоточенное божество. Только внешний облик, царственная осанка и тот же независимый взгляд оставляют бывшего Принса на престоле американских поп-шоу.

Режиссера Кевин Смит на пресс-конференции с гениальным артистом в Apollo Theater в Гарлеме, в октябре 2010 года, сказал: «Принс по-прежнему живет в мире Принса». Но это не совсем так. Принс Символ (назовем его так) заявил, что свою знаменитую гитару «Желтое облако» после турне «Welcome 2 America» он собирается продать на аукционе, а деньги отдать на нужды детей Гарлема.

Разве думал о благотворительности молодой, эпатажный, иногда даже шокирующий Роджерс Нелсон?

Принс родился у чернокожего отца и белокожей матери, в живописном городе Миннеаполис, штат Миннесота, «Городе озер», как принято его называть (24 озера и река Миссисипи находятся там). Отец Принса, Джон Нельсон, возглавлял джазовый ансамбль, а мать была в нем солисткой. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители начали обучать его игре на фортепьяно. Немного позже Принс сам овладеет гитарой и ударными, а в 14 лет вступит в группу Grand Central, которая поменяет имя на Champagne (оказывается, менять имена – вполне обычное занятие). Затем первая, талантливая, самостоятельно сделанная демо-лента Принса попадет в руки одного бизнесмена. Это случилось в 1978 году, и«Warner Bros» заключил контракт с молодым оригинальным исполнителем.

Слава к Принсу пришла скоро, уже в 1984 году. Сразу после выпуска первого сольника музыкальные критики заговорили о новом стиле, новом «миннеаполисском звучании», которое признали революционным в жанре ритм-энд-блюза. Принсовская революция в музыке не принесла стилю soul мягкости, наоборот, в соответствии с непредсказуемым характером автора, лирический стиль soul становится импульсивным, заполненным динамичной пульсирующей импровизацией. Преобразуется и танцевальный стиль «фанк». Теперь песня и танец становятся неразделимы, «соул» и «фанк» неразрывно объединяются, сплетаются в одно целое. Принс – прекрасный танцор.

Альбом с видиороликом «Purple Rain» принес Принсу самую настоящую славу, что означает полное господство в чартах. Это произошло в 1984 году. Одноименная песня из альбома не выходила с первой строчки рейтинга Billboard Hot 100, и получила «Оскар». А последней ступенькой к зениту славы Принса стал двойной альбом «1999», который сравнял популярность артиста с самим Майклом Джексоном. Журнал «Rolling Stone» внес два саунда – «1999» и «Little Red Corvette» в список величайших песен всех времен.

О саунде «Purple Rain» стоит поговорить отдельно, особенно о тексте. Совсем недавно Принс возмущал критиков некоторыми своими откровенными текстами и не менее откровенными танцевальными движениями. Но в «Пурпурном дожде» такого рода откровенностей нет, как и не бывало. Как будто песня написана и исполнена другим автором – чистым, бескорыстным, освободившимся от эгоизма. Вот текст саунда в переводе Тани Гримм из Петербурга:

Я никогда не хотел причинять тебе страдания,

Я никогда не хотел причинять тебе боль,

Я лишь хотел когда-то видеть, как ты смеешься,

Я лишь хотел видеть, как ты смеешься под пурпурным дождем.

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Я лишь хотел видеть, как ты купаешься в пурпурном дожде.

Я никогда не хотел быть твоим любовником по выходным,

Я лишь хотел быть кем-то вроде друга, хей.

Милая, я никогда не украду тебя у другого,

Мне очень жаль, что нам пришлось окончить нашу дружбу.

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Я лишь хотел видеть тебя под пурпурным дождем.

Дорогая, я знаю, знаю, знаю, что времена меняются.

Пришла пора для всех нас найти что-то новенькое, и для тебя тоже.

Ты говоришь, что тебе нужен кто-то, кто будет руководить тобой, но, похоже, не можешь на это решиться.

Я думаю, что тебе следует прекратить это и позволить мне проводить тебя под пурпурный дождь.

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Если ты понимаешь, о чем я пою, подними свою руку.

Пурпурный дождь, пурпурный дождь…

Я лишь хотел видеть тебя, лишь хотел видеть тебя под пурпурным дождем.

Помимо присуждения ему «Оскара», альбом «Purple Rain» попал также в список лучших альбомов эпохи рок-н-ролла.

После пика успеха начался закономерный спад. Новые саунды и шоу Принса были далеко не на высоте. Знаменитый актер, заслуженный король поп-культуры постоянно с кем-то судился и ссорился, отменял концерты с уже проданными билетами. Но артист продолжал искать, экспериментировать, его творческий гений не давал ему покоя. В начале 90-х он резко изменил свой имидж, назвав себя Символом. Начался новый этап в творчестве этого невероятно плодотворного артиста.

Вполне возможно, что гениальный Принс Символ еще не раз поменяет свой имидж.

В начало


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Звезды фэшн-индустрии и кино на Met Gala. Модный Бал Института костюма
  • Рахманинов Сергей Васильевич — композитор c мировым именем
  • Профессор Конрад Лёв: "Карл Маркс и Фридрих Энгельс - отцы террора"
  • Одна из лучших пианисток в мире - Валентина Лисица
  • Русский портрет Израиля. Двенадцатый


  • Top