Уголок в Бенгалии

The Epoch Times07.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
 Художник-санталиец со своими картинами

В бенгальском районе Индии, всего в двух часах езды от Калькутты, есть не совсем обычные селения. Сойдя с поезда и оглядевшись по сторонам, мы вначале ничего особенного не увидели, и все в этом городке казалось вполне обыденным.

По мере того, как мы удалялись от основного населенного пункта, ландшафт становился все более красочным и лесистым. Но основной ценностью этих мест являются жители, с которыми нам посчастливилось повстречаться в деревнях, расположенных в радиусе двадцати километров от города.

Здесь встречается самая разношерстная публика: художники, интеллектуалы, музыканты, санталийские крестьяне, ремесленники и пр. Всех их объединяет любовь к жизни и забота друг о друге. Вдали от больших городов, они живут в слиянии с природой. Можно с уверенностью сказать, что здесь самое большое количество талантов, приходящихся на душу населения.

Велосипед здесь является основным транспортом, в самых разнообразных формах: классический, рикша, движущаяся за счет велосипеда, трехколесный велосипед, тянущий за собой платформу, на которой размещаются школьники или какой-нибудь груз. На узких дорогах все стараются замедлить ход, лишь изредка слышны сигналы, которые нарушают сонную тишину этих мест.

Знакомство с местными жителями

Большую часть населения составляют санталы, их насчитывается около 6 миллионов человек, проживающих в нескольких регионах Индии, а так же в соседних странах. Они живут в слиянии с природой, их быт пронизан всякого рода творчеством, которое проявляется во всем; даже веники, сплетенные в виде спирали, можно отнести к произведению искусства. Их села отличаются красотой и чистотой. Глиняные дома выкрашены в различные цвета, а на фасадах развешаны круглые керамические миски, служащие гнездами для птиц. В некоторых деревнях можно видеть трехмерные фрески, украшающие внешние стены домов. Санталы, в основном, — крестьяне и ремесленники. Они выращивают рис и ухаживают за животными. Женщины-санталы ходят в лес, собирают сухие листья и ветки, чтобы разжигать огонь для приготовления пищи.

После тяжелого рабочего дня, несмотря на усталость, Жулита проводит остаток вечера за вышиванием красивых узоров. Вим — традиционный горшечник. Это искусство, как правило, передается от отца к сыну. Вим производит черепицу на гончарном столе, который вертится при помощи бамбуковой палки. После нанесения свежей глины, черепицы расставляются по кругу для медленного прокаливания. Затем изделия выкладываются на крыше. Одну из комнат этого дома-ателье занимает еще художник-санталиец, который, по традиции, ходит по деревням, показывает свои рисунки с изображением различных персонажей и рассказывает про них всякие истории.

Радость творчества в повседневной жизни

На фестивале Дурга можно видеть санталийцев, исполняющих свои народные танцы с папоротником на голове. Движения женщин настолько гармоничны и скоординированы, словно это одно тело. Их танец проходит в неистовом ритме под удары металлического инструмента, укрепленного на голове. Мужчины же — с павлиньими перьями в руках или с оружием и щитами. Есть танцевальная группа , состоящая из 30 человек, которая раз в год добровольно выступает в соседних районах Индии на празднике Дурга Пуджа, проходящем в лесу.

Интеллектуалы и художники приходят сюда из больших городов, таких как Калькутта, и поселяются на долгие годы. Вместо высокой зарплаты и славы, которую они могли бы иметь в больших городах, им по душе жить самой простой жизнью в гармонии с природой. Эти люди действительно живут очень скромно, иногда даже без электричества. При этом, никто не жалеет о своем выборе, скорее, наоборот, он приносит им большую душевную радость.

Санталиец по имени Бидют — художник и архитектор. Его дома сделаны из натуральных материалов и отличаются особой фантазией. Он собирает цвета, используемые для своих акварелей, в природе. Азис зарабатывает себе на жизнь работой в местном офисе и в свободное время занимается скульптурой. Алок ради того, чтобы помочь начинающим художникам, оставил свою собственную работу. Теперь ему приходится шить на продажу сумки и шарфы, чтобы прокормиться. Женщина по имени Липи — мастер по изготовлению глиняной посуды. Этому ремеслу она обучилась у одного тайского мастера, и теперь у нее есть свое ателье и выставочная галерея в одной из санталийских деревень, где она проживает.

Распродажа превращается в праздник

Каждую субботу Липи устраивает распродажу изделий ручной работы, которая устанавливается на опушке леса, около рисовых полей. Это придает особую атмосферу, тем более что каждого посетителя встречают музыканты-баулы (Bauls). Все товары, выставленные на продажу, аккуратно разложены на красивых тканях. Все они, в основном, изготовлены из дерева и глины. Большую часть мастеров, изготавливающих ручные изделия, составляют санталы. Сочетание удивительных цветов и творческий подход поднимают настроение присутствующим, большинство из них — это жители Калькутты, приехавшие провести конец недели в деревне. Здесь можно купить одежду с ручной вышивкой, музыкальный инструмент для исполнения баул, деревянный гребень, разноцветную бижутерию, калейдоскоп, сделанный подростком во время каникул или же плетеную корзину из местных растений.

Гуляя по рынку, можно подкрепиться вкусной закуской — момос (большие пельмени), которая пришла сюда из Гималаев. или же выпить настой из трав. Ввиду того, что продавцы решили ввести запрет на использование электричества, при наступлении темноты начинают сворачивать непроданный товар. Исключением является старик с белой кудрявой бородой. Между двух деревьев он протянул белую ткань, направил на нее свет и с помощью рук, от которых исходят тени, выделывает замысловатые фигуры. Животные и другие персонажи буквально оживают в удивительных образах. Он делает это не ради денег, и категорически отказывается от каких бы-то ни было вознаграждений, даже от богатых бенгальцев.

Наиболее характерной особенностью этого региона являются музыканты-баулы. Их музыка отличается своим особым ритмом и влияет на духовную структуру человека. Слова в их песнях настолько образны, что, порой, не всегда удается разобрать их истинный смысл даже тем, кто в совершенстве владеет бенгальским языком. Эти песни, наполненные радостью, ведутся под аккомпанемент как одного, так и сразу нескольких инструментов с маркировкой ритма при помощи колокольчиков, нашитых на щиколотках исполнителей. Так, разбредшись по рынку, они, в одиночку или группой в 5 — 6 человек, поддерживают там праздничную атмосферу. Одни из них продают свои диски, другие — просто какую-нибудь ткань с тем, чтобы получить некоторые пожертвования. Однако чувствуется, что они это делают исключительно из-за любви к музыке. Согласно установившейся традиции, баулы бродят из деревни в деревню и выражают свои мысли в песнях.

Октябрь — это самый значимый месяц в Бенгалии, так как именно в октябре проходит фестиваль, посвященный богине Дурге. Он является наиболее важным событием года в этой части Индии и называется Дурга Пуджа. По своей значимости этот праздник можно сравнить с Рождеством или Новым Годом на Западе. Люди ходят в гости друг к другу, переходя из дома в дом, и в каждом доме обязательно будет накрыт стол с традиционными сладостями. Сам фестиваль длится 5 дней, но праздник начинается немного раньше, так как, прежде всего, нужно пригласить богиню спуститься на землю. Индуистские ритуалы четко следуют один за другим. Например, по древним обычаям, нужно набрать святой воды в пруду или реке. По пути танцуют молодые девушки под удары барабана, держа в руках горшки с землей, из которых вьется густой дым. Перед тем, как пришедший хочет наполнить кувшин с водой, совершающие богослужение брахманы используют около 80 всевозможных компонентов для выполнения обряда: пудру, семечки, цветную жидкость, бананы, кокосы и т.д.

На протяжении всего праздника бенгальцы проводят массовые гуляния в надежде увидеть богиню Дургу и окружающих ее божеств в различных частях города и деревнях с тем, чтобы потом соперничать друг с другом в изготовлении самой красивой статуи. Все одеваются в новую одежду, которая, по возможности, меняется каждый день или даже два раза в день, и так в течение всего праздника. Фестиваль заканчивается погружением статуи богини в воду в том месте, где люди ее черпали. Теперь Дурга вернется на землю только в следующем году.

Востребованный рай

Иностранцев в этом регионе Бенгалии почти нет, а если и встречаются, то, в основном, те, которые состоят в браке с бенгальцами и проживают здесь на протяжении многих лет. Встречаются еще художники, музыканты, а так же студенты-музыканты или те, кто приехал учиться искусству ручного ремесла. Магазинчик под названием Subashish служит неофициальным местом встречи для иностранцев, где можно получить всю необходимую туристическую информацию.

Даже в такой огромной стране, как Индия, очень нелегко найти сокровенное местечко, похожее на это. Один южноамериканский студент, приехавший на фестиваль, был так очарован этими местами, и особенно людьми, что остался на целых два месяца. Одним словом, раз побывав в этой части мира, в памяти надолго останутся завораживающий звук флейты и счастливые лица людей, не обремененных материальными интересами.

Версия на французском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА