Голливуд столетие назад: создание империи грез

Сегодняшних искушенных кинозрителей уже не удивишь ни спецэффектами несказанной красоты и мощи, ни другими нововведениями - появились фильмы в формате 2D и 3D, в кинофильмах рядом с актерами резвятся мультипликационные и анимационные персонажи. Тем не менее, тому далекому, примитивному и незатейливому кинематографу более века назад намного проще было вызвать в зрителе восторг и восхищение, ведь кино - это было так ново!

Режиссер Дэвид Уорк Гриффит. 1929 год. Фото: AFP/AFP/Getty ImagesРежиссер Дэвид Уорк Гриффит. 1929 год. Фото: AFP/AFP/Getty ImagesАктриса Мэри Пикфорд. 1937 год. Фото: AFP/Getty ImagesАктриса Мэри Пикфорд. 1937 год. Фото: AFP/Getty ImagesАктеры Мэри Пикфорд и Чарльз «Бадди» Роджерс. 1936 год. Фото: AFP/Getty ImagesАктеры Мэри Пикфорд и Чарльз «Бадди» Роджерс. 1936 год. Фото: AFP/Getty ImagesГрета Гарбо и Джон Гилберт в фильме «Женщина дела». 1928 год. AFP/Getty ImagesГрета Гарбо и Джон Гилберт в фильме «Женщина дела». 1928 год. AFP/Getty ImagesЧарльз Чаплин. Фото: AFP/Getty ImagesЧарльз Чаплин. Фото: AFP/Getty ImagesРежиссер Кинг Видор. 1937 год. Фото: AFP/AFP/Getty ImagesРежиссер Кинг Видор. 1937 год. Фото: AFP/AFP/Getty ImagesГрета Гарбо. Фото: AFP/Getty ImagesГрета Гарбо. Фото: AFP/Getty Images

Как все начиналось

В конце 19 столетия, еще до появления первых «движущихся картинок», на витринах магазинов все чаще можно было видеть вращающиеся открытки, люди пытались создать нечто, напоминающее самостоятельно движущееся живое отражение происходящего.

Первые киносюжеты, снятые более столетия назад, создавались простыми и короткими, с незатейливой фабулой. Тем не менее, как в свое время сказал Чарли Чаплин о кинематографе: «С тех пор, как вы купили билет, вы уже в другом мире».

В то время работники кинематографа находились в постоянном, ежедневном поиске - они искали новые способы монтажа, экспериментировали с освещением, ракурсом камеры, фоном. Но сами себя они не считали художниками, скорее, техническими работниками.

Пионеры нового вида искусства

Но первый художник кинематографа уже ждал своего часа. Человек со съемочной площадки - Дэвид Уорк Гриффит, чья звезда на Голливудской аллее славы за пожизненный вклад в кинематограф числится под номером 6535, стал мастером по созданию фильмов, сумевшим вывести кино из балаганов в кинотеатры, предлагая зрителям произведения киноискусства.

Попрактиковавшись на более чем 400 коротких фильмах различных жанров, Гриффит усовершенствовал язык изображения, сделав его таким, какой используется и по сей день. Именно Гриффит создал представление о режиссере, как о человеке, который сначала делает наброски образа героя фильма, потом оркеструет его.

Но Гриффит мечтал о более масштабной киноленте, его желанием было снять фильм о рождении нации, и такой 3-часовой фильм он создал. Подобного тогда еще никто не видел.

Сам Гриффит рассказывал, что идея о создании подобного исторического рассказа возникла еще в детстве, когда он, спрятавшись под столом, слушал рассказы друзей отца во время их вечерних посиделок. Помнит свою маму, которая ночи на пролет шила балахоны для членов Ку-клукс-клана. Тогда он много узнал о том, что происходит вокруг, понял, что в то время Ку-клукс-клан был необходим.

Однако, после выхода картины на экраны, критики набросились на Гриффита с обвинениями в расизме, которые уроженец юга Гриффит так никогда и не понял.

Следующим проектом Гриффита стал амбициозный, 4-серийный исторический фильм «Нетерпимость», который ознаменовал первый легендарный провал в истории Голливуда.

К концу карьеры гильдия режиссеров Голливуда намеревалась сделать Гриффита почетным членом пожизненно. Легендарный режиссер был очень тронут этим жестом, он произнес небольшую благодарственную речь, но в конце ее, грустно добавил: «Если кто-нибудь предложит мне работу, я буду очень счастлив».

Голливуд зажигает звезды

Мэри Пикфорд - настоящее имя Глэдис Луиза Смит, свой первый договор на миллион долларов заработала тяжким трудом. Она снялась в более чем ста фильмах, когда ей не было еще и 20 лет.

Брак Мэри Пикфорд с Дугласом Фербенксом, исполнителем ролей героев-любовников в приключенческих лентах, стал союзом двух звезд. И эта звездная пара решила объединиться с Чарли Чаплином, чтобы создать собственную киностудию. Тогда Пикфорд и Фербенкс еще не ведали, что их компаньон своей популярностью вскоре затмит всех.

Сама их студия в то время напоминала, скорее, ряд особняков, чем рабочий павильон. «В то время я никогда не работал со сценарием, я брал идею и развивал ее на месте», - рассказывал Чаплин.

В те дни никто толком не знал, как делать хорошую комедию, если зритель смеялся, то комедия считалась удавшейся. Вместе с Чаплиным незабываемые комики того времени Бастер Китон и Гарольд Ллойд создали замечательные комедии. Их язык жестов был понятен всем.

Снимать комедию в то время было непросто. Один из операторов Хэл Роуч вспоминает один курьезный случай из жизни.

При съемках одной комедии им был нужен загородный домик, в котором они по сюжету собирались все разгромить. Была достигнута договоренность с хозяевами, которые на несколько дней уехали, предоставив им свое жилье с условием, что в последствии все будет восстановлено в лучшем виде.

Съемочная команда работала уже несколько дней, дом был практически разгромлен, когда к дому подъехала машина, из которой вышли хозяева. Жена близка к обмороку, муж - тоже, дети застыли с раскрытыми ртами, и только тогда «киношники» поняли, что перепутали дома, и все это проделали не в том доме.

Храмы киноискусства

В 20-х зрители регулярно посещали киносеансы, это стало своеобразной еженедельной мессой. Кинотеатры строились грандиозные и величественные, это были фантастические дворцы, романтические и впечатляющие, такие же, как картины, которые в них демонстрировались.

В то время в кинотеатрах шли популярные картины «Симаррон», «Призраки оперы», «Три мушкетера».

Знаменитый голливудский актер Микки Руни вспоминает, что сидел в первых рядах кинотеатра с 3-летнего возраста: «Маме приходилось меня выводить, иначе я сидел и смотрел бы эти картины и сегодня». На экране смешили зрителей, переживали душераздирающие страсти и заступались за справедливость знаменитые актеры немого кино.

Последние дни немого кино прокомментировал режиссер Кинг Видор: «Именно тогда мы почувствовали, что в такой степени овладели техникой и пантомимой, что могли выразить все, что хотели выразить. Это был своего рода универсальный язык».

Появление в последствии звукового кино зрители восприняли с восторгом и энтузиазмом, не ведая, что для многих звезд немого кино на этом закончилась их эра, был разрушен их мир.

Продолжение следует.

В продолжении: «Появление звукового кино».


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Рассел Кроу готовится к дебюту в режиссуре
  • В США лидирует фильм с птицами, говорящими голосами Хэтэуэй и Айзенберга
  • Михаил Козаков: вспоминая талантливого человека искусства
  • Джефф Бриджес записывает новый альбом песен
  • Банкноты шведских крон украсят изображения Гарбо и Бергмана


  • Top