Кто боится Ай Вэйвэя

The Epoch Times31.08.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:23
Спустя три недели после исчезновения Ай Вэйвэя люди разных стран выступили в его защиту. В Гонконге тысячи людей участвовали в марше протеста с требованием немедленного освобождения всемирно известного китайского художника и правозащитника.

Марш протеста художников, требующих освобождения задержанного 23 апреля в Гонконге известного китайского художника Ай Вэйвэя. С баннерами, плакатами, масками и различными музыкальными инструментами более 1000 протестующих прошли через центр города в районе Цим Ша Цуй. После задержания в Пекине 3 апреля правительственными чиновниками Ай Вэйвэя, о нём до сих пор ничего не известно. (Laurent Fievet/Getty Images)


Большое чучело «лошади,  пасущейся на  грязной траве» - метафора, которую используют китайские блоггеры для обхода Интернет-цензуры, когда критикуют коммунистический режим. Гонконг, 23 апреля 2011 года. (Pan Zaishu/The Epoch Times)

Человек сидит в «тюрьме» в оживленном районе Гонконга, выражая протест против задержания Ай Вэйвэя, 22 апреля 2011 года. (Майк Кларк / Getty Images)

Художники участвуют в марше протеста с требованием освободить задержанного известного китайского художника Ай Вэйвэя, Гонконг 23 апреля. (Laurent Fievet/Getty Images)

Многие художники вышли в своих рабочих костюмах и масках, захватив с собой художественные работы, плакаты, баннеры, а также гонги и барабаны.

Гонконгский организатор марша, коалиция художников, заявила, что в марше 23 апреля участвовало около 2500 человек.

Чен Цзанвэй, координатор акции, вошёл в большую палатку «белого террора» — сооружения из простыней и металлических труб, которое выглядело как китайский лев. Сбоку было написано: «Свобода слова».

Это символизирует распространение «белого террора» на Гонконг. «Белый террор» — это термин, используемый в тех странах, где политические диссиденты являются преступниками и общественное мнение подавляется.

«Уголовное расследование, заведенное на известного художника, выглядит как глупая шутка международного масштаба. Мы не должны допустить это», — сказал Чен «Великой Эпохе».

В марше участвовала мифическая лошадь, «Кэо Ни Ма» или «лошадь, пасущаяся на грязной траве» — ругательная метафора китайских блоггеров, которую они используют для обхода Интернет-цензуры, когда критикуют коммунистический режим.

Возглавлял парад большой плакат с изображением Ая и вопросом «Кто боится Ай Вэйвэя?».

Ай, проживший большую часть своей жизни на Западе, пропал без вести после того, как его задержали в аэропорту Пекина 3 апреля перед посадкой на рейс в Гонконг. В течение трёх недель его местонахождение неизвестно. За это время официальные китайские СМИ начали клеветническую кампанию против художника. В то же время сторонники Ая по всему миру проводили акции перед китайскими консульствами, распространяя требования о его освобождении. Рабочая группа ООН по насильственным задержаниям выступила 8 апреля с заявлением по поводу исчезновения Ая: «Насильственное похищение по международному праву является преступлением».

21 апреля статья, представленная неправительственной организацией «Права человека в Китае», распространившаяся в материковом Китае под псевдонимом, утверждает, что Ая жестоко пытали в заключении, вынуждая его подписать признание в налоговом мошенничестве.

Высмеивающий режим

Художественные работы Ай Вэйвэя, благодаря его честности и совести, обращены к людям всего мира. Ай резко и открыто критиковал нарушения гражданских прав коммунистическим режимом. Ай часто использовал «лошадь, пасущуюся на грязной траве» и другие метафоры в своём искусстве, чтобы высмеивать китайский коммунистический режим и выражать своё презрение к нему. И это, как считают люди, реальная причина исчезновения Ая.

«После 60 лет абсолютной власти китайская коммунистическая партия (КПК) более хрупкая, чем считают в мире, и испытывает страх от любой критики или проблемы, особенно от своих граждан», — сказал 19 апреля писатель Ян Лян, призёр Монреальской награды, в блоге Linda Leiths Salon of Montreal Writers.

Ян прокомментировал провокационное искусство Ая 2009 года, названное «Чехарда с Кэо Ни Ма». «На одной фотографии обнаженный художник с моделью «лошади, пасущейся на грязной траве» (символизирующую КПК), которая прикрывает половые органы художника. Таким образом Ай выражает своё отношение к правящему режиму», — считает Ян.

Китайский политический комментатор Он Кингли сказал, что эта «часть» Ая, вероятно, то, что раздражала власти больше всего.

Вкус свободы

Ай родился 28 августа 1957 года в семье художника. Его отец, Ай Цин, был поэт. Во время «Культурной революции» отца назвали реакционером, и вся семья была сослана в Синьцзян. Ай вернулся в Пекин в возрасте 16 лет и поступил в Пекинскую киноакадемию в 1978 году. Через два года учёбы в 1981 году он отправился в Нью-Йорк, где жил до 1993 года.

«Когда животное выпускают из клетки после его заключения на протяжении нескольких десятков лет — такое чувство величайшей свободы я пережил. … Никто не следил за мной, я каждый день жил так, как я хотел», — сказал 6 мая 2009 года Ай о своей жизни в США в статье Southern Weekly.

«Сколько я себя помню, мой отец никогда не был свободен. Когда я стал старше, мне стало ясно, что я жил такой же жизнью. Это было ужасно», — сказал Ай во время интервью с тремя китайскими художниками 19 декабря 2009 года.

«Ваша душа рождается свободной, но затем свободомыслие задавливается настолько, что вы перестаете это осознавать. Вы теряете возможность мыслить. Это аморальное явление. Тем не менее, в Америке, я восполнил этот дефицит», — сказал он в том же интервью.

В Нью-Йорке Aй принимал участие в съемке популярного китайского сериала «Уроженец Пекина в Нью-Йорке» режиссера Фэн Сяоган. Фэн, один из самых успешных китайских кинематографистов в настоящее время, как-то сказал: «В Нью-Йорке скучно без Ай Вэйвэй».

От художника к диссиденту

В последние годы Ай высказал свою точку зрения по многим социальным проблемам Китая, включая молочный скандал, смертельные случаи, вызванные «экономным» строительством школ при землетрясении в Сычуани, большой шанхайский пожар жилого дома и преследование активных борцов за права человека.

После разрушительного землетрясения в мае 2008 года в Сычуани китайский режим обещал провести полное расследование причин разрушения школьных зданий. Ай предложил свою помощь в форме инициирования гражданского расследования и отправки более ста волонтеров для сбора данных о пострадавших в результате землетрясения. Но вмешались власти, и гражданское расследование было прекращено.

Писателю Тан Цзожэню, который также принимал участие, было предъявлено обвинение в «подрыве государственной власти».

12 августа 2009 года Ай готов был явиться в суд для участия в этом деле, но был жестоко избит полицией. Когда он позже отправился в Германию, ему был поставлен диагноз: тяжелое кровоизлияние в мозг. Его прооперировали в Мюнхене.

В ноябре 2009 года и мае 2010 года студия Ая выпустила два коротких документальных фильма. Один — про шанхайского активиста Фэн Цзэнху, а другой — про Ян Цзя, молодого китайца, который был казнен за нанесение из чувства мести ножевых ранений шести полицейским за то, что его пытали во время предварительного допроса в полиции.

Режим должен уйти

Китайский писатель Рен Янфан взял интервью у Ая в своей студии после возвращения того из Германии в 2009 году. Ай сказал Рену, что китайское правительство должно обнародовать всю скрываемую информацию, так как это касается шестой части населения мира.

«Я решительно заявляю, что это авторитарный режим, которому необходимо положить конец. Давайте вспомним обещания коммунистической партии Китая, сделанные 60 лет назад, и посмотрим, кто предал свои клятвы», — сказал Ай в той же статье, которая была размещена на китайской версии Великой Эпохи.

«Тогда они осуждали однопартийную автократию и обещали дать народу демократию и свободу. Они предлагали также национализировать вооруженные силы, чтобы не было армии, служащей только одной партии. Пусть попробуют обнародовать хоть одну из тех прежних статей», — говорит Ай о лживости коммунистической партии Китая.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА