«Жэньминь жибао» опубликовала сомнительный призыв к толерантности


Человек сидит в «тюрьме» в оживленном районе Гонконга, выражая протест против задержания Ай Вэйвэя, 22 апреля 2011 года. Фото: Mike Clarke /AFP /Getty ImagesЧеловек сидит в «тюрьме» в оживленном районе Гонконга, выражая протест против задержания Ай Вэйвэя, 22 апреля 2011 года. Фото: Mike Clarke /AFP /Getty ImagesВ разгар подавления независимых взглядов, «Женьминь жибао» (официальная газета режима компартии Китая) издаёт статью, призывающую к толерантности и свободному выражению различных мнений. Статья от 28 апреля, вызвавшая сенсацию в Китае, была повторно опубликована многими различными официальными китайскими газетами и веб-сайтами.

Один остряк заметил, что он не видел в «Женьминь жибао» такие статьи уже в течение 20 лет, намекая на те пять дней, когда в «повседневной народной» газете свобода слова была почти разрешена до того, как на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года появились танки.

Кто стоит за статьёй?

В статье, опубликованной «Женьминь жибао», нет признания гетерогенного мышления. Более того, сама статья, за исключением одной фразы, не говорит о том, кто должен быть терпимым.

Большинство официальных СМИ, которые переиздали статью, использовали заголовки типа: «Лидеры должны быть терпимее к гетерогенным взглядам», которые, по крайней мере, немного проясняют ситуацию.

Но кто стоит за этим призывом к терпимости, не совсем ясно.

Статья подписана «Отделом комментариев «Жэньминь жибао». «Ежедневная народная» является одной из двух газет, которые непосредственно относятся к ЦК КПК. Другая, Guangming Daily, в настоящее время больше внимания уделяет достижениям учёных.

«Жэньминь жибао» имеет долгую историю выражения взглядов коммунистической партии Китая (КПК), хотя заголовки важных статей время от времени меняются. Во время «Культурной революции», когда политика делалась Мао или его бандой (ведущей группой «Культурной революции»), передовые статьи всегда помечались как «Передовая статья двух газет и одного журнала» — краткое название «Жэньминь жибао», PLA Daily и «журнала красного флага».

В 1999 году и первые годы преследования духовной школы Фалуньгун, статьи, направленные против нее, наиболее часто подписывались: «Специальный комментатор Жэньминь жибао».

С одной стороны, последняяй статья, призывающая к терпимости, оставляет неясным, представляет ли она точку зрения главного партийного руководства, политбюро или его постоянного комитета.

С другой стороны, мы можем быть уверены, что «отделу комментариев» не могла прийти в голову идея написания этой статьи сама по себе. Идея, безусловно, пришла с верхнего уровня власти, влиятельной группы или высшего руководства страны.

Гетерогенное мышление

Фраза «гетерогенное мышление» обычно не используется в китайской публицистике. Она не относится к основной идеологии.

Конечно, в сегодняшнем Китае, господствует идеология коммунистической партии. Вопрос, какова идеология партии? Согласно официальной доктрине, идеология партии основана на идеях марксизма, ленинизма, размышлений Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, теории «трёх представительств» Цзян Цзэминя и понятия научного развития Ху Цзиньтао.

Однако эти теории не одно и то же, иногда они даже противоречат друг другу. Они сами по себе «гетерогенное мышление». Теоретически нет способа узнать, что конкретно составляет основную идеологию партии, и есть ли эта основная идеология?

Проблема «гетерогенных взглядов» не в том, какие это взгляды, а кто их представляет. Если у властей есть выбор признавать, то у них, конечно, есть и выбор не признавать ту или иную теорию. Пока решение зависит от чиновников, бесполезно говорить о терпимости.

В последнее время многие диссиденты, в том числе знаменитый художник Ай Вэйвэй, пострадали в результате насильственного задержания или преследования за независимое мышление. Кто стоит за этими нарушениями?

Лица, принимающие решения, могут быть идеологами партии или печально известной внутренней тайной полицией.

Существует реальная история, которая может очень хорошо объяснить ситуацию. Полиция обнаружила, что фермер распространял брошюры. Полицейские прочитали заголовок брошюры и решили задержать фермера.

Фермер объяснил, что он просто распространял копию Конституции Китая. Но полиция плохо знает свою Конституцию, поэтому она взяла оригинал и сделала сравнение. Они были одинаковыми.

Волшебное слово «но»

Чтобы растолковать необходимость большей терпимости, в статье процитированы высказывания Мао, Дэна и слова других лидеров, которые партийное руководство позволяет другим произносить свободно. Как ни странно, те, кого цитируют, являются теми, кто установил систему, которая заставляет людей замолчать.

В 1957 году Мао поощрял интеллектуалов делать предложения или даже критические замечания партии, и затем он расправлялся с теми, кто посмел высказаться. Мао назвал это «вылавливание змей из их нор».

Насильственное исчезновение Ая Вейвэя не имеет никакого отношения к экономическим преступлениям, о которых теперь заявляет режим КПК. Его схватили только потому, что он откровенно выражал свою неприязнь к режиму. КПК никогда в своей истории не терпела критики и независимых мнений, и никогда не будет мириться с такими высказываниями.

Хотя в большей части статьи говорилось о том, как правители должны терпеть различные идеи, голоса и взгляды, она, на самом деле, делала исключение, используя слово «но». В статье говорится: «Критики могут быть правыми или неправыми, и критика может даже быть острой. «Но», пока это из благих намерений, не нарушает законы и постановления, не вредит общественному порядку, это нужно рассматривать терпимо, и нельзя рассматривать как противостояние».

Так как благое намерение — только субъективное чувство властьимущих или чиновников, которые были раскритикованы, мы ещё не видели критики, которую бы они рассматривали как «благое намерение», и не ожидаем увидеть её в ближайшем будущем.

Что касается законов и постановлений, то чиновники уже изобрели обвинение в «клевете на правительство», чтобы использовать его против тех, кто смеет критиковать чиновников режима. Так или иначе, пока интерпретация критики находится в руках раскритикованного, у критиков нет ни малейшего шанса.

Кто защитит?

Автор статьи выдвигает на первый план одно из предложений, чтобы подчеркнуть его важность. Предложение гласит: «Я, возможно, не соглашаюсь с тем, что Вы говорите, но я буду защищать до смерти Ваше право на свободу слова».

Эта известная цитата, которая обычно приписывается Вольтеру, но была написана Эвелином Беатрисом Холом.

Человек, который нуждается в защите, в настоящее время подавлен партиями, правительствами или, ранее, церковью. В современном Китае чиновники — те, кто заставляет других молчать. Им не нужно защищать выражение взглядов других, не говоря уже о «защищать до смерти». Когда они сталкиваются с критикой, лучшая их реакция была бы — ничего не делать. К сожалению, власти почти всегда расправляются с теми, кто их критикует.

В последние несколько месяцев мир стал свидетелем стремительного ухудшения,итак уже плачевного положения с правами человека в Китае. Это делает статью «Жэньминь жибао» более интересной.

Есть старое китайское высказывание: «рисовать пироги, чтобы утолить голод». Кто бы ни «рисовал пироги» в этой статье, он не хотел слишком сильно обнадёживать людей. Именно поэтому статья появилась только на 14 странице печатной версии «Жэньминь жибао» и не выделялась как передовая статья или статья специального комментатора.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Фоторепортаж с выставки скульптур 12 животных китайского художника Ай Вэйвэя в Лондоне, Англии
  • Shen Yun несет в себе особую духовную тематику и философский смысл
  • В Пекине ограблен Дворцовый музей
  • Количество несанкционированных операций по трансплантации человеческих органов в Китае привлекло внимание международной общественности
  • Почему результаты исследований иглоукалывания столь противоречивы?


  • Top