Уникальные ткани и вышивка народности Hmong – история нации


Вышивка Hmong: женщины Hmong передают историю своего народа в уникальной и богатой вышивке и этим сохраняют свое культурное наследие, несмотря на дискриминацию, с которой сегодня все еще сталкивается народ Hmong. Фото Pornchai Kittiwongsakul/AFP/Getty ImagesВышивка Hmong: женщины Hmong передают историю своего народа в уникальной и богатой вышивке и этим сохраняют свое культурное наследие, несмотря на дискриминацию, с которой сегодня все еще сталкивается народ Hmong. Фото Pornchai Kittiwongsakul/AFP/Getty ImagesНочной рынок в Луан Прабане («Священный город Лаоса») с его огромным количеством разноцветных тканей и аксессуаров можно сравнить с огромной цветной палитрой художника. Особенно привлекательны уникальные ткани ручной работы, изготовленные женщинами народности Hmong.

Историческое происхождение Hmong точно не известно. Первое упоминание о них в Китае датируется предположительно 2700 годом до н.э. Их легенды и фольклор указывают на то, что они, возможно, происходят из Месопотамии. Оттуда они постепенно мигрировали через Россию и Монголию в материковый Китай.

Позже люди Hmong двинулись к горным областям Южного Китая, во Вьетнам, Лаос и Таиланд. Китайцы называют их «Мяо» — имя, данное иммигрировавшим национальным меньшинствам. Сами они называют себя «горцами».

В 19 веке Hmong поселились в гористой местности Лаоса, где нанимались на сельскохозяйственные работы сначала к китайцам, позже — к французам.

Художественный промысел

Несмотря на их частые географические перемещения, Hmong смогли сохранить свою культуру, обычаи и искусство. Особенно они прославились своими художественными изделиями. Hmong вышивают на одежде и на аксессуарах традиционные символы, несущие космологическое и религиозное значение.

Женщины Hmong в вышивке применяют несколько методик, как повелось издревле. Одна из них — аппликация. Используются геометрические узоры, взятые у природы (например, улитка и слон), мифологические (чешуя дракона, лабиринты, звезды) и предметы повседневной жизни (удочки, колеса). Значение некоторых рисунков до сих пор неясно исследователям.

Другая техника называется «батик». Женщины ткут покрывало из растительных волокон. Затем используется воск, чтобы нанести рисунок на ткань. Затем красят ткань растительной краской по особой технологии, передаваемой женщине после свадьбы её свекровью. Художественный рисунок

После французской оккупации жизнь в Лаосе для Hmong изменилась. Вначале в местах поселений Hmong часто возникали восстания из-за трудных жизненных условий. Но постепенно народу Hmong были предоставлены некоторые социальные права. Это было время, когда Hmong обрели свою письменность.

В 1954 году влияние Франции в Индокитае ослабло, и в Лаосе вспыхнула гражданская война между роялистами и коммунистами. В 1961 г. американцы, участвующие во Вьетнамской войне, предложили Hmong сражаться вместе с ними против коммунистического режима.

После окончания войны американцы оставили этот регион, и коммунисты захватили власть в Лаосе. Тысячи мужчин Hmong стали изгоями в своей собственной стране. Некоторые попытались вернуться в свои деревни, другие бежали в Таиланд.

Сегодня в Лаосе мужчины Hmong все еще преследуются, и страдают от дискриминации. Беженцы в Таиланде были загнаны в лагеря беженцев.

В этих лагерях беженцев и появился новый и оригинальный художественный стиль. Женщины Hmong начали изображать свою жизнь беженцев в изделиях вышивки. Каждое созданное произведение является личным свидетельством и подписывается вышитым именем.

Таким образом, коллективная культурная история народа Hmong передана в личных историях. В конце 1970-х годов изделия были вышиты спонтанно, следуя необходимости увековечить повседневную жизнь в лагерях, а также трудные или приятные сцены из жизни.

В 1980-х художественное оформление изделий стало еще более тщательно продуманным, сюжеты были нарисованы на ткани прежде, чем были вышиты. Позже была образована прочная логическая связь между различными вышитыми сценами.

Художественный стиль, с одной стороны, развивался с целью сохранения самобытности культуры Hmong, с другой стороны — чтобы рассказать миру о судьбе народа Hmong в Лаосе.

Произведения искусства, созданные Hmong, стали сейчас их главным источником дохода. Благодаря искусству женщин Hmong меняется их статус. Развитие туризма способствовало значительному повышению статуса культуры Hmong.

Сегодня многочисленное население Hmong иммигрировало в Соединенные Штаты и Францию, но многие в регионе Лаоса все еще испытывают тяготы жизни в лагерях беженцев.

Ян Као-Лу, доктор антропологии Hmong, на веб-директивном сайте Hmong написал: «Мы можем жить во всех странах, где бы то ни было — и на Востоке, на Юго-Востоке или на Западе, любое слово вы можете использовать, чтобы называть нас, будь то «Мяо», «Хмон» (Хмооб), «Мон» (Мооб) или «Мио», мы все будем помнить и беречь наше общее культурное наследство, составленное из суб-культур и различных диалектов, и фрагменты нашей истории, которые мы храним в памяти».

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Фоторепортаж из Индонезии с праздника Весак - дня рождения Будды
  • Фоторепортаж о празднике Национального дня в Норвегии
  • Изгнание торговцев из храма
  • «Евровидение-2011». Фоторепортаж о выступлении финалистов конкурса
  • Фоторепортаж о победителях «Евровидения-2011» Элле и Ники из Азербайджана, получивших Хрустальный микрофон


  • Top