Кровь на клавиатуре: человеческие жертвы высоких технологий


Привлекая к ответственности: Представитель организации «Студенты и научные работники против порочных действий корпораций» проводит одиночное пикетирование у здания в Гонконге, где 18 мая проходило ежегодное общее собрание акционеров компании Фоксконн. Фото: Mike Clarke/AFP/Getty ImagesПривлекая к ответственности: Представитель организации «Студенты и научные работники против порочных действий корпораций» проводит одиночное пикетирование у здания в Гонконге, где 18 мая проходило ежегодное общее собрание акционеров компании Фоксконн. Фото: Mike Clarke/AFP/Getty ImagesВ настоящее время испытываешь странное и довольно тревожное ощущение, печатая на портативном компьютере. Портативный компьютер как персональное компьютерное устройство стал приложением к человеку, который на нем работает.

Возможности машины заключены в её аппаратной части, а её постоянное физическое присутствие делает её почти придатком пользователя. Это особенно справедливо в век смартфона, имеющего большие возможности, более портативного и ещё более привязанного к телу пользователя.

Как говорит актер и журналист Майк Дэйси: «Мы уже киборги».

Однако, хотя мы так привязаны к нашим устройствам, что считаем их придатком своего тела, наши руки не единственные касались наших устройств.

Их собирали, проверяли, переносили также другие руки — часто маленькие руки, усталые и покалеченные руки. В то время, как глянцевая упаковка iPad или ноутбука MacBook намекает на его божественное и безупречное происхождение, эти и фактически все другие электронные устройства были созданы человеческими руками.

Дэйси, автор и исполнитель эклектических произведений в области политики, истории и консьюмеризма, недавно завершил четырёхнедельную серию выступлений в театре Вулли Маммот (Woolly Mammoth Theater) в Вашингтоне.

«Агония и экстаз Стива Джобса», двухчасовый монолог, прослеживает путь компании Эппл от пиратского предприятия из двух человек до одной из самых крупных и самой закрытой технокомпании в мире.

Многие из рабочих — дети 11,12,13 лет.

Посредством тщательных описаний и юмористических отступлений, Дэйси воссоздаёт в хронологическом порядке три десятилетия работы компании — её прорывы, неудачи, невзгоды и победы, изображая восторженное внимание и комически эмоциональный отклик настоящего сторонника, а часто и пламенного критика, фактически изображает себя,

Уподобляя Эппл жестокому супругу, он сравнивает его последователей — которые выдержали одну неудачную линию продукции за другой, чтобы поддержать компанию, когда она реабилитировала себя чем-то выдающимся — с избиваемыми женами. Однако, Дэйси испытывает сочувствие к тем членам семьи Эппл, которые страдают в большей степени, чем его потребители.

Руки по ту сторону океана

Путешествие Дэйси начинается в тот момент, когда пользователь iPhone обнаруживает фотографии в своем новом телефоне, оставленные, очевидно, после фабричных испытаний. Дэйси крайне заинтересован. Он рассказывает, как его поразило то, что устройства, которыми пользуются как он, так и много других людей, созданы человеческими руками.

Оставив иллюзии насчет того, что электронные устройства быстро и педантично собирают роботы, как на заводах Хонда, Дэйси установил, что в таких странах, как Китай, руки намного дешевле, чем машины.

В противовес ностальгии западных потребителей по поводу кончины «товаров ручной работы», Дэйси утверждает, что в настоящее время вручную производится больше товаров, чем когда-либо в истории.

Может быть, это не новость для более проницательных наблюдателей за ходом производства и глобальным капитализмом. Но признать факт и столкнуться с ним в реальной жизни — две разные вещи. Майк Дэйси выбирает последнее.

Выдав себя за американского инвестора, Дэйси отправился в Китай, а именно в разрастающуюся «Особую экономическую зону» Шэньчжэня.

Ещё в 1970 году Шэньчжэнь был маленькой рыбацкой деревушкой с населением не более нескольких сотен жителей. В 1070 году китайские власти определили городу статус «Особой экономической зоны», которую Дэйси характеризует, как пространство, где иностранные корпорации могут обращаться с рабочими и окружающей средой, как считают нужным — создавая «современный Китай» любой ценой.

Сегодня Шэньчжэнь — город с девятимиллионным населением, самая крупная производственная база в мире.

Шэньчжэнь также является базой разрастающегося комплекса Фоксконн, на котором работают свыше 400 000 рабочих, которые производят половину всех электронных устройств в мире. Впечатляющие индустриальные комплексы из бетона и рекламные щиты высоко над головой делают Шэньчжэнь похожим на декорации фантастического фильма «Бегущий по лезвию». Клиентами Фоксконна, среди других, являются компании Хьюлетт-Паккард, Делл, Майкрософт, Нинтендо, Сони и, конечно, Эппл. В прошлом году комплекс стал известным из-за волны самоубийств в среде рабочих. Внутри Шеньчженя

Выдавая себя за американского инвестора- с юмористическими отступлениями по поводу своей явно фальшивой визитной карточки- Дэйси обходит завод, его столовые и спальные комнаты.

Он рассказывает о том, как видел тысячи и тысячи рабочих, работавших в полной тишине по 12 и более часов без перерыва. Страдая от боли в спине, они иногда умышленно роняют деталь, чтобы нагнуться за ней и тем самым облегчить на минуту напряжение, несмотря на неизбежный окрик вездесущих надсмотрщиков.

Он описывает спальные комнаты, где кровати располагаются ярусами до дюжины коек в высоту под наблюдением расположенных на видном месте мониторов.

Проводя интервью под открытым небом под недавно установленными сетками с целью предотвращения самоубийств («корпоративная ответственность» по версии Фоксконна), Дэйси разговаривает с десятками рабочих, с готовностью рассказывающих свои истории — смелый поступок, учитывая сообщения о том, что один фотограф был избит, когда находился за территорией комбината.

Один служащий повредил руку во время несчастного случая на фабрике и был уволен вместо выплаты компенсации. Несколько рабочих рассказали о служащем, который умер, отработав 32-часовую смену. Одна женщина рассказала, что её уволили и внесли в черный список после того, как она пожаловалась в местный рабочий комитет, что ей не оплатили сверхурочную работу.

Многие из рабочих — дети — 11, 12, 13 лет. «Вы на самом деле думаете, что компания Эппл об этом не знает?» — спрашивает Дэйси.

Умело применяя юмор, чтобы завоевать внимание и симпатию аудитории, Дэйси рассказывает об этих рабочих в притихшем зале, где несколько минут назад звучал смех. В такой среде эти истории производят впечатление, которого не достичь через прессу или в серьёзной атмосфере лекционного зала.

Описание Шэньчжэня, каким его увидел Дэйси-разрастающегося, перенаселенного, загрязнённого и в целом жуткого места- показывает масштаб пороков глобального капитализма. На фоне бетонных зданий гигантской корпорации, поддерживаемой государственной властью, потребитель выглядит крошечной пылинкой. Кровь на клавиатуре

Дэйси обещает своей аудитории, что когда они вернуться к своим ноутбукам, то «увидят кровь, просачивающуюся сквозь клавиатуру». Он уверяет, что потребители имеют огромную власть, чтобы заставить компании произвести изменения в своей работе.

Он напоминает нам, что если бы не настойчивость потребителей, ни одна корпорация никогда бы не изменилась. Он уверяет нас, что такие компании, как Эппл, начали применять более экологичные производственные процессы только под давлением потребителей.

Что произойдет, если потребители потребуют, чтобы с рабочими, которые производят нужную им продукцию, обращались по-человечески?

Возвращаться после такого представления к нашим электронным приборам очень неприятно. Портативный компьютер, на котором я написал эту статью, не исключение. Он также запятнан кровью.

Питер Серто — консультант по научным исследованиям в «Иностранная политика в фокусе» : www.fpif.org: www.fpif.org

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Советы старого человека
  • Интернет-борец с коррупцией Алексей Навальный
  • Как Петрович восстал против Госдепа США
  • Удивительные истории про Америку: война с ящерицами
  • Это удивляет

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top