Научное кино — мост между человеком и наукой


«Просвещение в кино и на телевидении» — видеомост с таким названием между Санкт-Петербургом и Москвой организовало РИА Новости в начале июля. Ученые, депутат ГД, кинодокументалисты говорили о том, что Россия нуждается в модернизации образования и популяризации науки путем просвещения.

Состояние дел в этой сфере сегодня ясно отражают статистические данные: тираж популярнейшего в СССР журнала «Наука и жизнь» достигал трех миллионов экземпляров, а нынче составляет 40 тысяч, журнала «Знание – сила» — миллион, а теперь – семь тысяч. Художественный руководитель «Леннаучфильма» Валентина Гуркаленко отозвалась об этой встрече, как о «Символичном мосте, объединяющем популяризаторов науки, и начале процесса возрождения».

«Хочу все знать», или нужно ли это

Председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев, уверенно рассказав на встрече о грандиозных инновационных планах в стране, включая Сколково, в то же время подчеркнул: «Надо вновь обратиться к образованию и науке. Без популяризации науки ничего не будет», а нам необходимо «уйти от углеводородной иглы». Однако и в Сколково «финансируются не фундаментальные исследования, а уже готовые к внедрению технологии»,- посетовал законодатель. — Наша страна только переходит в пятый технологический уклад, и экономика, в основном, находится на уровне третьего-четвертого, а мир переходит уже в шестой уклад».

Профессор Сергей Капица, автор и ведущий многолетних телепередач «Очевидное – невероятное», поднял важность развития просвещения и распространения научных знаний на еще более высоком уровне. Он назвал это «линией фронта, от которой зависит сама безопасность существования нашей страны». Поэтому проблема образования выходит на первый план. «Сегодня это означает приводить в порядок пространство молодежи. Телевидение, телевизионный университет в таких условиях могли бы, при наличии там профессуры, послужить своеобразным эталоном», — считает С. Капица. Главным в образовании ученый считает понимание. Поэтому для него «старый лозунг и название популяризаторских фильмов для детей «Хочу все знать» не подходят. Можно не добежать».

Однако с ним не соглашаются другие участники. Например, кинокритик Андрей Шемякин полагает, что стремление к идее «хочу все знать» помогает менять сознание.

Почему упал интерес к науке и популярным изданиям?

Стране нужны ученые, какая же наука без них? Но есть ли желающие стать учеными? Одно из недавних исследований степени популярности профессий в России показывает, что престижность профессии ученого стоит на 11-м месте из 13 предложенных видов деятельности. В нашем «обществе потребления» ученые оказались не в почете у молодежи.

Заслуженный деятель культуры РФ Валентина Гуркаленко видит одну из причин этого в недостатках нынешней системы образования: «Хорошо бы понять, что есть реформа, что необходимо сквозное образование в течение всей жизни. Начать надо с подготовки учителей, шагать в ногу с технологическими переменами. Министр Фурсенко до сих пор не может объяснить народу, что же он хочет получить от системы образования!».

О трудностях восприятия науки обывателями пишет в своей работе «Обыденное знание» д-р философии Борис Пукшанский: «С некоторых пор существенной помехой взаимодействию обыденного знания и науки стало усиливающееся усложнение научного знания». Он считает, что, только когда научное знание станет понятным, человек начнет воспринимать науку нужной для его жизни.

Необходимость популяризации знаний участники встречи видят и в активизации паранауки и псевдознаний.

Как дать знание?

«Начинать любую реформу образования надо с подготовки 100 тысяч учителей – именно они будут определять лицо будущей России», — эту мысль В. Гуркаленко поддерживают ученые и педагоги.

Подчеркивая необходимость непрерывного, в течение всей жизни, образования, д-р педагогических наук Е. Левитан подчеркивает важность популяризации научных знаний через систему школьного образования. Он делает вывод о том, что популяризация науки необходима и школьникам для выбора профессии, в том числе, по научным направлениям, и учителям средних школ, и другим преподавателям. Это позволит им обогащать уроки и лекции новыми интересными фактами, расширяющими сознание учащихся.

Говоря об использовании телевидения в распространении знаний, ведущий телепрограмм Иннокентий Иванов считает утопией отдать прайм-тайм научно-популярным программам. «На отдельном канале будет небольшая аудитория. Однако телевизор есть в каждом доме, и необходимо делать специальное научно-образовательное кино для телепрограмм. Это готовый инструмент».

Ген. директор киностудии «Леннаучфильм» Антон Смирнов говорит: «Чтобы приблизиться к зрителю, нужно делать тематику более актуальной, а для этого нужно возродить институт коммуникации между учеными, находящимися на переднем крае науки, и теми, кто занимается ее пропагандой». Ген. директор киностудии «Центр национального фильма» (Москва) Владимир Бажин уверен, что для этого и «создан новый механизм возрождения научного просветительства: единый центр». Объединились две оставшиеся с прежних времен студии — «Леннаучфильм» и «Центр национального фильма». Этот центр станет базой для привлечения идей и средств. В планах — создание общероссийского информационно-образовательного телеканала «Мир знаний» и Интернет-канала.

Не только о планах говорилось на встрече. Этим же целям служит ежегодный форум документального кино «Мир знаний». Кинокритик Андрей Шемякин поделился впечатлениями от прошлогоднего, пятого фестиваля. На нем было много фильмов, созданных молодыми. Язык кино – это язык образов, где с помощью «драмы идей» удается показывать не только неисчерпаемость нашего мира, но и визуализировать научную гипотезу». Шестой кинофорум «Мир знаний» пройдет в Петербурге в октябре. За пять лет «Мир знаний» познакомил зрителей с 700 фильмами отечественных и зарубежных мастеров.

По горячим следам

Задаем вопрос аспиранту ПИЯФа (институт ядерной физики), физику-теоретику Юрию Ломачуку:

— Нужна ли популяризация науки?

— Это очень важно как освоение нового пласта знаний, особенно, пограничных твоему направлению науки. Это открывает горизонты, заставляет по-другому работать мозг, более продуктивно. Используются новые методы, идеи.

Для обывателя популярное изложение полезнее и понятнее, чем просто научные данные. Это расширяет его сознание и человек видит смысл научной деятельности. Можно процитировать Давида Гильберта, немецкого математика, человека парадоксального ума: «Каждый человек имеет некоторый горизонт взглядов. Когда он сужается и становится бесконечно малым, то превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения»». Смысл популяризации науки, в таком случае, в том, чтобы точка зрения не равнялась точке.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Торф может стать стратегическим сырьем будущего
  • Почему Китаю так нужен российский природный газ
  • Кровь на клавиатуре: человеческие жертвы высоких технологий
  • Советы старого человека
  • Интернет-борец с коррупцией Алексей Навальный

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top