Белая ночь с Достоевским. Опера во дворе


Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» под руководством Народного артиста России Юрия Александрова подготовил петербуржцам в подарок премьеру оперы Юрия Буцко «Белые ночи», созданной по мотивам повести Федора Достоевского.

Если спросить у прохожих о русских писателях XIX века, то, в первую очередь, вспомнят о Пушкине и Толстом. А если спросить (у читающей публики), кого они изредка перечитывают, то, скорее всего, они назовут Достоевского. Возможно, потому, что творения и образ великого писателя и великого страдальца по-прежнему задевают какую-то невидимую, тонкую струну нашей русской (не по признаку национальности) души, и она начинает звучать в унисон с ним.

Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Так или иначе, в год, когда исполняется 190 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти писателя, Петербург часто вспоминает о своем гражданине, хотя родился он в Москве.

Есть в нашем городе такой природный феномен, как белые ночи, и такой рукотворный феномен, как петербургские дворы-колодцы. Белые ночи – лучшая рама, обрамляющая пейзажи Невы с ее дворцами и мостами. Дворы колодцы – принадлежность старого Петербурга Достоевского, где жили его герои, где в пространство, окруженное высокими стенами доходных домов, едва проникает свет.

Оба этих феномена использовал Ю. Александров для постановки оперы «Белые ночи». В питерском дворе, но уже размером с театральный зал, на берегу реки Фонтанки, близко от Михайловского (Инженерного замка), где учился Ф. Достоевский, под открытым небом звучал живой симфонический оркестр и исполняли свои роли Мечтатель и Автор (Достоевский), и Настенька, героиня повести.

Музыку к опере еще в 1968 году написал Юрий Буцко. В России она не ставилась. Композитор поблагодарил театр за ее постановку, сказав: «Надеюсь, в городе, где белые ночи каким-то странным образом воздействуют на психику его обитателей, где в это время года все как бы раздваивается и приобретает ирреальные очертания, смысл и настроение произведения обретет особую пронзительность…».

Эти мысли оказались близкими постановщику спектакля Ю. Александрову, он решил, что «театр придет к публике» во дворы, а не наоборот. Репетиция прошла во дворе самого театра, а сейчас театр начал осваивать пространство города.

Ю. Александров заострил драматургию постановки, воплотив в ролях слова композитора о том, что: «в это время года все как бы раздваивается» и душевные переживания Достоевского. Поэтому две мужских роли в спектакле Мечтателя и Автора (Достоевский) он объединил, фактически, в один образ тонкого, эмоционального, безуспешно ищущего себя человека.

Чувства и мысли трех чистых сердец, зажатых махиной неприветливого, чужого и чуждого индивидуальности города передавали прекрасными голосами (без технических средств) артисты. Музыка Ю Буцко понятна без слов, она то текла плавной мелодией, то взрывалась громом барабана и эвоном колоколов вместе с переживаниями героев.

Открывая вечер, Ю. Александров напомнил, что Достоевский впервые увидел Петербург в такую же пору белых ночей, и добавил: «Хотим вырваться на свежий воздух, в живые интерьеры Петербурга». Он выразил надежду, что белая ночь «поможет зрителям настроиться на это зрелище» и предложил: «Сыграем спектакль вместе в этой атмосфере».

Так и произошло. Скромная обстановка «сцены»: ширма, кровать и стол напротив, соответствуя такой же внешней сдержанности героев (жизнь в столицах обязывает!), подчеркивала их огромные переживания и взрывы чувств.

Музыка и прекрасные сильные голоса уплывали в не по-ночному светлое небо, где им с удивлением внимала одинокая чайка, парящая над двором, волновали слушателей и вызывали восторг жителей дома, этажи которого походили на театральные ложи.

В благодарность артистам зрители приветствовали их стоя, а из окон раздавалось громкое «браво». Чудный вечер. Пойдем перечитывать Достоевского.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Знакомство с культурой и историей казачества
  • И пока планета вертится – мы обязательно встретимся
  • Альпийский рожок и йодль
  • Фоторепортаж о портрете Гари Поттера на кукурузном поле
  • Идеальный «домик» для детей

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top