Кругосветное путешествие — турецкий город Сиде. В поисках древних технологий


Кругосветное путешествие - город Сиде (Турция). В поисках древних технологийКругосветное путешествие — город Сиде (Турция). В поисках древних технологийГород Сиде, расположенный в провинции Анталья, в округе Манавгат, находится на самом берегу Средиземного моря в 75 км от областного центра. Этот античный город был основан на полуострове шириной 400 м и протяженностью 1 км. Мягкий средиземноморский климат привлекает сюда массу туристов. Сегодня можно купить дом в Сиде или снять на сезон недорогую виллу. Но самое удивительное в городе – это его древние сооружения.
До 2 века н.э. город имел свой язык и письменность. В экспозиции городского музея находятся письмена на языке Сиде, обнаруженные при раскопках.. Начиная с 6 века до н.э. город пребывал во власти Лидийского царства, Персидского царства (547 до н.э.) и Эллинистического царства (330 до н.э.), а впоследствии перешел под покровительство Рима.

Первый снимок, свидетельствующий о разных технологиях обработки камня, был сделан на развалинах колоннады, названной на плане-схеме города Акведуком, видимо, потому, что там сохранились остатки какого-то гидротехнического сооружения. На этом снимке хорошо видно, два разных уровня обработки. Основная часть капители имеет идеальный рисунок. Вероятно, ручным способом можно достичь подобного мастерства, но, если учесть, что там сотни капителей и все до единой выглядят как близнецы-братья, то трудно поверить, что все они были сделаны вручную. Мраморные колонны все также идеально ровные.

По дороге к Театру находится множество сооружений. На блоках, используемых, в основном, для обрамления входа, тоже видны следы 2-х разных технологий обработки. Вот наглядный пример. На снимке ниже видно, что даже современные реставраторы не имели понятия о предназначении этого блока.

По дороге от Акведука к Театру, по правой ее стороне находятся блоки, не вмонтированные в стену — они лежат на земле. Они сохранились просто идеально, и что самое главное, — на них видны не только следы распиловки, но и сверления. Поначалу их можно принять за современные, но если слегка поразмыслить, зачем отпиленные и просверленные блоки, которые не встречаются ни в одной восстановленной конструкции, просто валяются здесь, можно прийти к выводу, что их откопали (причина, почему они так хорошо сохранились) и, не найдя никакого применения, просто выложили как экспонаты. Ну, и второе подтверждение их древности — шаг прохождения сверла за один оборот около 1-2 мм. Это хорошо видно на сколе, который фотограф выложил для наглядности сверху. А вот трубчатое сверло или нет — определить не удалось, ни подтверждающих, ни опровергающих следов нет.

Театр в Сиде, согласно официальным данным, относится к ряду наиболее крупных театров не только в Памфилии, но и во всей Анатолии. Еще одной особенностью, выделяющей Театр Сиде, является его размещение: театр построен не на склоне, а на основании, окруженном двухъярусной галереей, высота которой с наружной стороны составляет 20 м. Театр возведен в середине II века н.э., однако в проведенных раскопках находили предметы, принадлежащие и к более раннему периоду. Если встречаются следы более ранних периодов, то, возможно, театр существовал и раньше, но позднее был реконструирован. Театр Сиде

Как и везде, каменные блоки кладки Театра, как без раствора, так и с ним, лежат рядом с бетонными (не современными). Но самые интересные, идеально гладкие с лицевой стороны, просто сложенные сверху бетонных, можно увидеть в галерее.

А вот вид верхнего правого блока с торца. Четко виден распил, точнее, надпил и сколы. Он сильно похож на те, что встречаются в Египте, но есть одно отличие. Следы, возможно, пилы, но не дисковой. Больше напоминает то, когда наполовину надрезаешь кусок сыра ножом с закругленным лезвием и отламываешь. Так сказать, пища для размышлений…

Зрительные места — не менее интересны. Тут можно встретить три разных технологии изготовления.

По самой ранней технологии изготовлены блоки, которые менее всего сохранились — постарались эрозивные силы природы.

Вторая технология очень похожа на современную. Там, где у 1-й верхняя кромка, тут следы спила, проходившего в горизонтальном направлении, если, конечно, это была дисковая пила. Но она не могла быть дисковой.

Можно предположить, что это следы зубила. А тогда как же была сделана нижняя часть блока? Даже карандашом по ровной поверхности так сможет не каждый, не то, что зубилом, да на изгибе.

Мало данных о том, как древние использовали все это: «При разделении города на две части в IV веке н.э. сцена использовалась в качестве крепостной стены. В V- VI веках н.э., в период последней эпохи расцвета Сиде, который был в то время центром Эпархи, театр использовался в качестве церкви под открытым небом. Театр реставрировался в Византийский период, и в наши дни раскопки и реконструкция театра проводятся Министерством культуры и туризма Турецкой Республики. Как древние греки использовали доставшееся им «наследство», можно узнать, зайдя в крытый музей, который находится метрах в 20 от Театра, через дорогу.

Храм Аполлона практически не сохранился, за исключением постаментов колонн, которые имеют четырехугольное углубление для штифтового соединения. Нижние торцы колон сколоты для лучшего сцепления их на растворе. Половина из сохранившегося — разъеденные морским ветром с песком развалины. Только вопрос, почему на капителях, украшающих колонны, такой мелкий рисунок, кто его может увидеть на 20-метровой высоте?

Ниже пример того, как римляне использовали древние руины для изготовления оружия. Посередине каждого ядра идет поясок, оставшийся от колонн, которые лежат на обочине дороги.

Все мраморные скульптуры сделаны в натуральную величину, кроме одной.

Судя по пропорциям, прототип был ростом более 3 метров. Существует версия, что это статуя Бога, а может быть, и человека? Быть может, раньше люди были гораздо выше?

И еще раз о сверлении камня. Очень удачный экспонат, на котором можно понять технологию нанесения орнамента на мраморную поверхность. Сначала сверлились дыры диаметром около 6 мм, а затем они сверху расширялись, скорее всего, при помощи уже другого инструмента, и использовались как части изящного орнамента.

Тот же принцип и у этой скульптуры, ямки на щеках и глаза поверженного существа просверлены сверлом того же диаметра.

Капители из того же белого мрамора почти все восстановлены, и сейчас красуются на колоннах. На них схожий рисунок, технологии и отверстия от сверла те же. Также есть много балюстрад. Вот еще пример, тут не только сверление. Если запустить внутрь этой «ушной раковины» палец, то для того, чтобы достать до «дна», палец надо согнуть. И если задуматься, сколько же усилий и мастерства надо, чтобы делать их из такого твердого камня, как мрамор, десятками, а то и сотнями при помощи зубила, изогнутого буквой «г», маленького размера, то это вызывает всё больше вопросов. Кто строил, когда и каким образом?

Существует очень много косвенных фактов, говорящих о том, что греки (одна из первых постегипетских цивилизаций) не строили эти театры, не возводили эти храмы, коих в средиземноморье и околосредиземноморье небывалое множество. Их строили люди доисторических цивилизаций.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В районе Антарктики найдены подводные вулканы
  • Готовится выход Windows 8
  • Пока мы едины - мы непобедимы
  • Итальянцы вывели уникальный сорт помидор
  • Сильнейшая буря ожидается на Солнце


  • Top