П.И.Чайковский. «Лебединое озеро»

The Epoch Times18.07.2011 Обновлено: 19.01.2024 20:20

Любовь, верность, искренность, коварство, обман, предательство. И два лебедя — белый и черный, представляющие вечное соотношение добра и зла в мире людей.

Это балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» — рассказ о том, что надо верить всегда, а главное, надо верить в то, что добро будет вечным, а зло неизбежно потерпит поражение.

В основу балета «Лебединое озеро» композитор положил тему немецких сказок о девушке, превращенной злым волшебником в лебедя. Спасти ее сможет только человек, который полюбит ее, даст клятву верности и сдержит эту клятву. В спектакле автор воплотил понятия добра в образах принца Зигфрида и белого лебедя Одетты – королевы лебедей, которую он встретил во время охоты.

Зло представляет волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия, черный лебедь, двойник Одетты. Зигфрид дает клятву любви и верности Одетте, чтобы освободить ее от колдовства злого волшебника. Позже, на бал прибывает и Ротбарт с Одиллией. Их цель – разрушить клятву, данную принцем, чтобы Одетта навечно осталась лебедем. И Зигфрид теряется при столь большом сходстве Одетты и Одиллии, и повторяет клятву преданности Одиллии.

В первоначальной постановке балета исход действия драматичен. После обмана и предательства погибает Одетта, а вместе с ней и принц Зигфрид. Но при повторной постановке окончание балета предвещает победу добра. Зигфрид борется с Ротбардом и побеждает его. Королева лебедей и ее подруги вновь становятся прекрасными девушками.

Композитор П.И.Чайковский за свою творческую жизнь в числе других музыкальных произведений написал всего три балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», но все три широко известны и популярны во всем мире и сегодня, больше чем через сто лет после их создания.

Чайковский положил основу новому веку в балетной музыке. Его музыка не была просто иллюстрацией либретто, но организовывала сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла его формировать развитие событий на сцене, образы их участников – действующих лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. Ведь Чайковский – мастер симфонии.

В 1877 году хореографом первой постановки «Лебединого озера» на московской сцене был балетмейстер Большого театра Юлиус Рейзингер, который в то время старался проиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В. Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции – в качестве ритмической основы. Но мелодии Чайковского были поистине волшебными, и зритель приходил в театр не столько смотреть балет, сколько наслаждаться музыкой.

Своего настоящего рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет. Оно состоялось уже после смерти великого композитора: на вечере его памяти в 1893 году петербургский хореограф Лев Иванов показал второй акт – сцену лебединого озера, в своей постановке. Лев Иванов в то время был балетмейстером Мариинского театра, вторым после всем известного Мариуса Петипа. Иванов обладал уникальной музыкальной памятью: он мог, прослушав один раз сложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещё более редким даром Иванова была его способность к пластическому видению музыкальных образов.

Мариус Петипа смог разглядеть ценность гениального решения Иванова, и предложил ему совместно поставить балет полностью. Новую музыкальную редакцию подготовил дирижер Ричард Дриго, а брат композитора Модест Чайковский переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М. Петипа и Л. Иванова — танцевальная симфония, которая живёт на сцене до сих пор.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА