Как убивают театры для самых маленьких россиян

The Epoch Times22.07.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:52
Нефтяная компания ЛУКОЙЛ «просит собственника помещений, занимаемых Московским театром детской книги «Волшебная лампа», обеспечить вывод театра с 01.02.2011, сроком на семь месяцев, а также согласовать площадь, передаваемую театру из доли города».

Подпись под письмом, которое я цитирую, поставил не кто иной, как вице-президент компании А.А. Барков. Да-да, тот самый, о котором год назад шумела пресса в связи с дорожным убийством. 25 февраля 2010 года его Mersedes выехал на встречную полосу и совершил столкновение. В результате этого резонансного ДТП погибли две женщины – известные московские врачи.

Я не хочу говорить о личности Анатолия Баркова. Он – не герой моего рассказа. Речь пойдет о Московском театре детской книги «Волшебная лампа». О маленьком кукольном театре. Во всех смыслах этого слова. Он словно волшебный гномик прилепился к огромным офисным зданиям ЛУКОЙЛа, что на Сретенском бульваре в Москве. Сразу и не заметишь. Настолько подавляют его стеклянные монстры-кубы нашего нефтяного супер-гиганта.

Признаюсь честно. Я никогда не любила кукольный театр. Ни когда была маленькой девочкой (правда, тогда было не до кукольных театров: только что закончилась самая кровопролитная в нашей истории война). Ни когда растила дочку. А вот внука повела, причем еще очень маленького. Можно сказать, мой внук вырос в этом в театре. В любой другой театр он просто отказывался ходить. Дело доходило до истерик: пойдем в «Волшебную лампу» и точка.

А изменила я свое мнение о кукольном театре после того, как познакомилась с его создателями – выдающимся режиссером Владимиром Михайловичем Штейном и его женой художником Мариной Грибановой. Они пригласили меня на премьеру спектакля по пушкинской «Капитанской дочке». После спектакля я подошла к Владимиру Михайловичу и вполне серьезно сказала: «Из меня, из старой дуры, куклы вышибли слезу». А потом мы с внуком смотрели «Котенка по имени Гав», «Сказку о принце и принцессе». На премьере «Кошкиного дома» мой трехлетний внук чуть ли не после первой сцены и пошел к выходу из зрительного зала: «Не хочу смотреть. Здесь кошка злая. Ей котят не жалко». Тогда-то я поняла, что прежде чем поведу внука на очередной спектакль почитаю ему книгу, да и после театра, вернувшись домой, усядемся на диване и еще раз почитаем.

Подрастающее поколение требует к себе на только любви и заботы со стороны семьи. Немаловажное значение для развития и воспитания детей имеет искусство, в первую очередь театры. Казалось бы, в стране достаточное количество детских театров, но большинство из них это театры юного зрителя и молодежи. В стороне остаются самые маленькие ребятишки в возрасте от трех до девяти лет. Это тот самый возраст, когда ребенок наиболее восприимчив, когда в его душу закладываются основы духовного и нравственного воспитания. Как правило, театры для самых маленьких ребятишек – кукольные, или активно использующие в своих спектаклях кукол. Дело в том, что ребенок в силу своей психики воспринимает куклу легче, чем игру взрослого актера.

В нашей стране кукольные театры для малышей можно перечислить по пальцам. Приведу несколько цифр.

город Количество жителей Количество театров кукол
Прага 1 188 000 более 160
Хельсинки 578 000 более 70
Москва 10 562 000 всего 12

В советские времена (как бы мы к ним не относились) по постановлению правительства страны театры для самых маленьких граждан действовали во всех крупных городах страны. Сегодня в России их осталось меньше, чем в одной Праге. Последний театр кукол был построен в Москве более 40 лет назад. О какой воспитательной работе с подрастающим поколением можно говорить?

Причем только на базе одного из всех российских театров кукол действует Центр творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями, организованный общественной организацией – Международным общественным информационно-просветительским движением «Добро – без границ». Это означает, что Центр творческой реабилитации детей на базе Московского театра детской книги является одной из составляющих структуры гражданского общества России.

Но вместо того, чтобы развивать такие негосударственные центры, развивать структуру театров для самых маленьких граждан нашей страны, поддерживать их, мы наблюдаем совсем иное, весьма опасное явление: положено начало систематическому уничтожению таких театров. И уничтожают их «аликперовы», «барковы» или как их еще там звать – люди, которым деньги, финансы, прибыль, их личные удобства заменяют все остальное. Совесть прежде всего. Они считают себя неприкасаемыми, кастой, которой все дозволено. Которые все могут купить, если им что-то понадобится- нефтяную вышку, чиновника, государство…

И конечно, принимая решение о реконструкции здания, где живет «Волшебная лампа», вряд ли задумались о маленьком кукольном театре, о том, что театр кукол – это самое первое знакомство ребенка с театром, где ребенок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. А значит, как раз и учится тому со-переживанию, со-творчеству, которое необходимо для того, чтобы стать по-настоящему культурным человеком и гражданином.

Собственно, даже и не учится. Ведь способностью к творчеству природа с рождения наделяет человеческое дитя. Но именно театр, как ни какое из искусств, помогает раскрыть и высвободить эту способность.

Как-то в антракте одного из спектаклей, я услышала, как трехлетний малыш настойчиво спрашивал маму, что такое «личность» и почему, если она меньше зрачка муравья, она все равно личность. Так впервые ребенок узнал, что значит ЛИЧНОСТЬ. Так впервые в его душу опало то, что потом, когда он вырастет может превратит малыша в ГРАЖДАНИНА.

Далеко не все театры кукол в России поддерживаются государством в достаточной мере. Имеется в виду даже не только финансирование. Не все театры имеют возможность достойно принять зрителей, обеспечить их необходимой инфраструктурой. В основном — это театры,
созданные энтузиастами во времена перестройки, они размещаются в приспособленных своими
силами помещениях, расположенных в старых домах, часто построенных около 100 лет назад.

Устаревшая конструкция зданий, теснота не дают театрам возможности развиваться, производить техническую модернизацию, создавать новые спектакли, качественно хранить декорации, кукол, костюмы.

В то же время любой театр – это живой организм и не мыслит своего существования без развития, без творчества, без мысли, а это именно то, чего ждут от него зрители и общество в целом. Это его предназначение.

Примером может служить все тот же Московский театр детской книги «Волшебная лампа». Располагаясь на части первого этажа (всего 272 м. кв.!) дома постройки 1914 г. в помещении, которое невозможно полноценно приспособить для детей с ограниченными возможностями. И все же это помещение отремонтировано и приспособлено под театр за счет благотворителей и бюджета Москвы. Кстати первая его реконструкция произведена Движением «Добро – без границ» в рамках Московской благотворительной программы в 1997-2000 гг.

Несмотря на неоднократные обращения Движения «Добро – без границ» к Компании «ЛУКОЙЛ» помочь в выполнении благотворительной программы, мы либо не оставались без какого-либо ответа, либо получали прямой отказ. Ни в реконструкцию помещения Московского Театра детской книги «Волшебная лампа», ни в выполнение программы по творческой реабилитации детей с ограниченными возможности Компания «ЛУКОЙЛ» не пожертвовала ни копейки.

Сейчас – это уютный театр для детей, расположенный в непосредственной близости от Тургеневской площади. С 1997 года на базе театра «Волшебная лампа» действует «Центр творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями» Международного общественного информационно-просветительского Движения «Добро – без границ», участниками которого стало за это время более 25000 детей. Дети занимаются по уникальной методике, разработанной создателями театра. Социально-значимый Театр «Волшебная лампа» является базовым в Москве по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Театром «Волшебная лампа» создан и поддерживается обширный уникальный репертуар, осуществляется показ около 500 спектаклей в год, на которых при наличии в зале всего восьмидесяти мест бывает около 20000 зрителей в сезон, из которых около полутора тысяч – дети с ограниченными возможностями, принимаемые театром полностью на благотворительной основе и по инициативе театра.

В данный момент судьба театра находится под угрозой – в связи с реконструкцией здания планируемой в ближайшее время частной Нефтяной компанией ЛУКОЙЛ он может потерять даже это помещение. Детские театры мешают нефтяным компаниям!

Неужели мы готовы сделать последний шаг в точку невозврата: частная Нефтяная Компания «ЛУКОЙЛ» намерена физически уничтожить уникальный государственный театр для детей – Московский театр детской книги «Волшебная лампа». К тому же наносится удар по одной из структур института гражданского общества – Центру творческой реабилитации детей Движения «Добро – без границ». За создание именно этого театра кукол его основатели – Владимир Штейн и Марина Грибанова — удостоены Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

Я написала «точка невозврата» и сразу возникла другая аналогия с другой чрезвычайно острой проблемой России – с демографической. Эту точку невозврата наша страна прошла только что – в 2010 году. Она означает резкое уменьшение детей в нашем народонаселении. Государство предпринимает (хочется в это верить!) невероятные усилия, чтобы в стране рождались дети.

Как можно больше веселых мальчишек и девчонок. Ну, родятся они, подрастут, и поведут их мамы папы в театр для самых маленьких – в кукольный театр. А театров таких с каждым годом все меньше и меньше. То закроют такой театр в Хабаровске, то во Владивостоке, а там глядишь ив Екатеринбурге или еще каком российском городе. Оказался на этой граний и Московский театр детской книги «Волшебная лампа».

Компания «ЛУКОЙЛ» для реализации своих корпоративных задач намерена в ближайшее время приступить к реконструкции здания, где находится театр по адресу: Сретенский бульвар, д. 9/2, стр. 1. Распоряжение Правительства Москвы от 26.07.06 № 1467-РП предписывает «предусмотреть возможность функционирования театра во время проведения реконструкции здания» и «предоставить не менее 190 м. кв. площадей первого этажа» театру.

Однако проект реконструкции категорически не учитывает интересов театра, а сам театр планируется подвергнуть физическому разрушению под предлогом якобы замены перекрытий и укрепления фундамента. Более того, вызывает много вопросов и предусмотренная проектом технология реконструкции здания. Как сообщил один из руководителей капитального ремонта этого дома, который осуществлен в начале второй половины прошлого века, инженер Георгий Файнштейн, конструкция дома такова, что нельзя менять перекрытия: здание рухнет. У дома нет несущих стен.
Вместо них – столбы, а стяжками служат бетонные перекрытия этажей. Тронешь эти стяжки – издание рухнет. Заключения экспертов организации «Конверсия» исчезли вместе с самой организацией еще в начале крутых девяностых. Известно, что экспертиза самого строения больше не проводилась. А экспертиза, на которую сегодня ссылаются специалисты ЛУКОЙЛа,
касается проекта реконструкции, а не самого строения.
Поэтому невольно возникает еще один
вопрос: не слишком ли легкомысленно отнесся ЛУКОЙЛ к переустройству большого дома, где
расположились крохотулечка-театр и центр творческой реабилитации детей? И не обернется ли
вся эта реконструкция не только выброшенными на ветер деньгами. Может лучше на эти
средства построить и в Москве новое здание Театра «Волшебная лампа», оборудованного по
последнему слову техники для детей с ограниченными возможностями?

11 января 2011 года Движение «Добро – без границ» направило письмо Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву с призывом: Остановить убийство Театра детской книги «Волшебная лампа» и других театров для малышей России!

С подобным письмом Движение «Добро – без границ» обратилось к мэру Москвы Сергею Собянину, к Председателю Совета по правам человека при Президенте РФ Михаилу Федотову, к Уполномоченному по правам ребенка в Москве Евгению Бунимовичу, в Общественную палату России. Словом стали бить во все колокола.

А что компания ЛУКОЙЛ? А ничего. Там успокаивают: мол, зря ребята суетятся. Не будет компания приносить в жертву свой имидж, итак достаточно подпорченный прошлогодней историей с ДДП. Нефтяники даже готовы оплатить аренду того помещения, куда выедет «Волшебная лампа». Только вот выехать некуда: нет в Москве такого места. Да одной арендой помещения не обойтись. Ведь туда надо перенести, смонтировать и наладить сотни метров технических коммуникаций, необходимых для работы театра. Только для этого потребуется не один месяц.

А что будет все это время с труппой? Артисты, как все люди должны работать и зарабатывать на жизнь. И играть. Играть для маленьких зрителей.

А где репетировать новые спектакли, задуманные главным режиссером? Вот уже и куклы, котрые Марина Грибанова сделала, ждут не дождутся, когда оживут в руках актеров.

Нефтяники заявляют, что готовы передать театру после реконструкции здания дополнительную площадь. Ту самую, которая по распоряжению Правительства Москвы и так должна перейти в ведение «Волшебной лампы». Берите, мол, все равно не наше. Дело дошло до того, что нефтяники приглашают от своего имени гостей на открытие театра. Будто они, нефтяники, уже хозяева театра!

Действительно, сплошная озабоченность своим прекрасным имиджем. Не хочу читать нотацию великану, но все-таки напоминаю: имидж, а точнее репутация человека ли, фирмы, складывается, прежде всего из уважения к другим. Даже к самым маленьким. Даже, если они меньше чем зрачок муравья.

Вся эта история навела меня на такие выводы.

Первое. Назрела острая необходимость принять государственную целевую программу по поддержке российских театров для самых маленьких граждан нашей страны. В каждом, даже
небольшом уездном городке должна быть своя «Волшебная лампа».

Второе. Осуществить независимую экспертизу здания по Сретенскому бульвару, где находится Московский театр детской книги «Волшебная лампа», и проекта по его реконструкции.

Третье. Остановить все работы по реконструкции дома до полного решения проблем театра «Волшебная лампа».

Четвертое. Изыскать возможность и построить в Москве новый театр «Волшебная лампа», оснастив его так, чтобы и актерам, и всем детям (с ограниченными и неограниченными возможностями) хорошо работалось и хорошо отдыхалось. А нынешнее помещение «Волшебной лампы» оставить как Центр творческой реабилитации детишек, которым на долю выпало больше всего испытаний.

Пятое. Нам, взрослым, все-таки стать людьми, у которых вместо сердца не пламенный мотор, а просто больное человеческое сердце. А наши глаза не застилали бы нефтяные вышки.

Перечень можно продолжить. А в заключении ситуации комментирует еще один Лауреат Государственной премии РФ, имеющий прямое отношение к театру «Волшебная лампа» (там идут спектакли по его пьесам) писатель Григорий Остер:

– Довольно грустная история. Она, как лакмусовая бумажка, проявляет, наверное, вообще все, что происходит в стране. Мы с вами живем не в той стране, в которой жили раньше. Раньше собирали пресс-конференции, собирали подписи под письмами, чтобы защитить театры или другие учреждения культуры от идеологической цензуры. Но сегодня мы живем в стране, в которой, если речь идет о больших деньгах, вообще больше ничего не важно – ни идеология, ни благотворительность, ни интересы живых конкретных людей, важны только огромные денежные суммы и удовольствия, которые могут получать люди, владеющие этими суммами. Когда выходишь из метро, сразу видишь огромное здание ЛУКОЙЛа – и неподалеку маленький театр.

Это как символ. Если в результате этот огромный, богатый ЛУКОЙЛ проглотит или своим неловким движением раздавит театр, значит, это будет еще одно, окончательное подтверждение всему тому, что я говорю, – что нужды детей больше никого не интересуют, нужды общества никого не интересуют, а работают только интересы денег.

Автор статьи — Светлана Бочарова, председатель движения «Добро – без границ»

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА