Таинственный остров. Ожил тихий уголок Петербурга

Автор: 24.07.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:52
Петербург раскинулся на 41 и одном острове. Этот последний — Новая Голландия, единственный рукотворный, площадью в 8 га. Он образован рекой Мойкой и двумя каналами. Остров расположен в самом центре города, но никогда не допускал к себе простую публику, а только лишь корабелов. В советские времена он был во владении военных моряков, которые даже проводили во внутреннем пруду какие-то испытания. А всякий военный объект…, ну, вы понимаете.

Арка Новая Голландия. Вода и Небо.  Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Арка Новая Голландия. Вода и Небо. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

В начале июля, впервые за 300 лет на остров Новая Голландия потекла многознающая и желающая узнать еще больше петербургская публика. И ожил район, что в центре города, но в бывшей, малодоступной промышленной части вблизи Финского залива.

Петербургские архитекторы В. Ривлин и С. Голубев. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Петербургские архитекторы В. Ривлин и С. Голубев. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

История

Петр I, неуемный переустроитель России, мечтал о русском флоте. Построил Адмиралтейство — судостроительную верфь. Лес для деревянных судов хранился рядом. Позднее для него и построили склады, и, чтобы лес подвозить к верфи, в 1717 году прорыли каналы. Петр назвал этот остров Новой Голландией, помня о стране, где он обучался корабельному и другим ремеслам.

Застройка острова велась в XVIII и XIX веках. Вначале многие здания были деревянными. Известный русский мастер стиля барокко Савва Чевакинский – автор первоначального проекта застройки острова в 30-е годы XVIII века. Поражают своими размерами его склады для мачтовых сосен. При входе в них создается ощущение горной пещеры необыкновенных размеров: пустое пространство, снабженное пандусом для втягивания стволов деревьев, предназначалось для их сушки в стоячем положении.

Позднее фасады этих мощных зданий-складов вдоль каналов проектировал известный архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Он соединил два их корпуса на реке Мойке аркой. Эта кирпичная 23-метровая арка Новой Голландии – ее самый известный символ.

В XIX веке на острове появилась Морская, круглая по форме, тюрьма и бассейн для испытания кораблей. В нем проводил свои опыты выдающийся корабел А. Крылов, сделавший много открытий для российского флота. С острова вел первые радиопередачи А. Попов, здесь действовала лаборатория Д. Менделеева. 5 исторических зданий острова находятся под охраной ЮНЕСКО.

Место отдыха - Новая Голландия. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Место отдыха — Новая Голландия. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Пришли новые времена…

Пришли новые времена (перестройка), однако, по каким-то неведомым нам ходам судьбы, остров после военных меняет одного нового хозяина на другого, не желая, видимо, входить в подчинение никому. Потому до сих пор был закрытой территорией.

Напомним, что еще в 1997 году были приглашены французы — был одобрен и принят в работу проект архитектора В. Фабрицкого. Предполагалось перевести на остров сокровища Военно-морского музея. Проект был отставлен, французы отъехали.

Далее, пройдя с 2004 года через несколько конкурсов с конкретными планами благоустройства, сегодня остров «выиграл» Борис Абрамович (компания «Новая Голландия девелопмент»). Через семь лет предприниматель желает получать прибыль от владения, построив здесь элитное жилье, которое он называет сказкой для тех, кто захочет здесь поселиться.

Однако еще не существует проекта реконструкции, вернее, имеются четыре предпроекта. Их отдали на рассмотрение петербуржцам. За Крюковым каналом растянулся на несколько сот метров корпус бывших морских казарм, в которые переедет Военно-морской музей. Пока здание пустует, там представлена выставка с громким названием «Новые идеи для Новой Голландии». Кроме пояснительных текстов и макетов проектов на ней имеется удивительная «Стена не плача, а сбывающихся мечтаний» (слова народные). Многочисленные посетители оставляют на этой огромной стене записи своих впечатлений и пожеланий на будущее острова.

Беглый анализ записей приводит к выводу, что горожане давно мечтали побывать на острове, любят его за то, что он есть, и говорят о нем так: «Последняя жемчужина СПб. Загадочный оазис в центре суматошного мегаполиса».

Сами же проекты не произвели впечатления на горожан, и их отзывы предельно ясны: «Все проекты убоги. Нет гостиницам и пентхаусам, нет торговым точкам и шоу. Бизнес это убьет. Не убивайте историю. Не уродовать остров стеклом и бетоном». Вплоть до крайнего суждения: «Плутос царит, но есть Верховный суд!».

Чего же хотят петербуржцы? Желания разнообразны: «Восстановить как Памятник морской славы. Отдых и развлечения. Сохранить доступность и камерность. Красивый сад в стиле 18 века. Добавить зелени и никаких конструкций. Центр современного искусства и культуры. Независимый центр современной культуры. Оставить свободное пространство как есть, гармония сложилась веками. Хочется, чтобы мои дети им гордились. Сохрани бобров на острове, и Бобр будет добр». (Иногда, действительно, видят бобров!). И уж совсем необычное: «Масоны по-прежнему влияют. Оставить его военным».

Июльским днем

В погожий день на острове уже сегодня есть чем заняться. Освобожденная от ветхих построек территория вдоль Адмиралтейского канала покрыта зеленым ковром травы. На ней устроены спортивные поля, любители играют в футбол и волейбол. Не пустуют ряды шезлонгов, северянам так не хватает солнца, а здесь отлично загорается.

Небольшой участок отведен под огород: разбито несколько грядок, которые можно арендовать. Что-то на них уже зеленеет. Любители кофе-чая или чего-нибудь посущественнее не отказывают себе в удовольствии «отметиться» на острове, чтобы назавтра бросить удивленным коллегам: «Совсем неплохо угощают в «Новой Голландии». Тем более, когда рядом прогуливаются, осматривая свои владения, Б. Абрамович с женой Дарьей Жуковой.

Петербургские архитекторы Владимир Ривлин и Сергей Голубев, так же впервые оказавшиеся на острове, имеют профессиональное мнение: «Возможность использовать остров для людей – особый подарок. Остров открылся горожанам, и город входит на «таинственный остров». После сноса малоценных построек открылась неожиданная перспектива на городские улицы и обратно. Хорошо бы оставить это свободное пространство с видом на старую петербургскую архитектуру. Этот вид объединяет остров и город. Предназначение острова? Только как центра культуры».

Словом, очень неплохая идея нынешних владельцев петровского корабельного острова открыть его горожанам (когда еще он приобретет завершенный вид!) и заодно узнать их мнение о его будущем (демократично!).

Молоденькие специалисты (искусствоведы, архитекторы) из Информационного центра рады помочь каждому разобраться в проектах. Они охотно отвечают на многочисленные вопросы. Число посетителей даже в будний день возрастает. Поистине ожил тихий и малопосещаемый уголок старого города.

_____________________________________________________________

Фабрика радиоуправляемых вертолетов Syma выпустила к середине 2011 года более миллиона вертолетов с гироскопом. Особой популярностью и лидером продаж по-прежнему остается превосходная Syma S107. В коллекции представлены вертолеты радиоуправляемые как для взрослых, так и для детей — от самых простых без гироскопа до новых моделей, таких, например, как четырех- и шестиканальные вертолеты с гироскопом. Ваши летающие машины ждут вас!

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА