Страшный суд в картинах Джотто


Снятие с креста. Фото с lagrandeepoque.comСнятие с креста. Фото с lagrandeepoque.comФрески Джотто ди Бондоне (1267-1337), которые украшают Капеллу дель Арена в Падуе, по сей день рассматриваются в западной культуре как одни из самых выдающихся, отражающих начало перехода от готики к эпохе Возрождения. Любуясь этими произведениями, мы осознаем степень их величия.

Фрески

Войдя в Капеллу дель Арена, мы тут же оказываемся перед большой фреской, изображающей Страшный суд. Два ангела открывают небесные врата, и после решения суда отправляют людей в рай или ад. В центре картины сидит в сияющем ореоле Иисус, а в стороне от него — 12 вестников. На фреске все божества распределены в несколько рядов, в соответствии с уровнем их святости.

В нижней части картины два ангела взвешивают на весах грехи. По левую сторону находится ад со сценами отчаяния и пыток, а по правую — рай. На переднем плане изображены люди, среди которых мы видим Энрико Скровеньи — основателя этой Капеллы, которую он посвятил Св. Марии и двум другим святым.

На стенах по обеим сторонам церкви изображены 37 сцен, расположенных в три ряда. Они начинаются с описания жизни Анны и Жоакима — родителей Девы Марии, а затем жизни самой Богородицы и ее сына Иисуса. Каждая сцена, подобно окну, обрамлена рамой. Существует мнение, что так называемое «окно» является элементом, который создает и подчеркивает чувство разделения между нашим земным миром и тем, что представлен на картине.

Джотто порывает с определенными стандартами Византийской эпохи, когда все стремились показать религиозные сцены только с точки зрения потустороннего мира, его по праву считают предвестником эпохи Возрождения. Великому художнику удалось восстановить связь с периодом эллинской эпохи, отобразить реалистическое начало и красоту.

Важную роль в его картинах играет цвет. Например, желтый цвет, доминирующий в живописи византийской эпохи, заменяется нежно голубым.

Имеется различие в размерах между персонажами на переднем и заднем планах герои на картинах Джотто кажутся движущимися, а лица удивительно выразительные. В то же время художник не забывает о святости этих сцен. Всегда присутствуют ореолы и другие различия между просветленными и обычными людьми. Архитектурные формы, в свою очередь дают понять, что святые места ограждены, но не совсем, они похожи на приоткрывшиеся двери.

В «окнах» на первом этаже, с правой стороны часовни, мы видим фрески, изображающие семь положительных качеств человека: ум, сила, умеренность, справедливость, вера, благодать и надежда. По левую сторону изображены семь противоположных черт характера человека: отчаяние, зависть, предательство, несправедливость, гнев, неуравновешенность и невежество. Все эти качества отображены в виде символических героев, напоминающих греческие скульптуры.

Великому художнику удалось как нельзя лучше показать противостояние двух сил — добра и зла. Впечатляющая сцена Страшного суда на входе заставляет по-настоящему задуматься. Мы так же, как и герои Джотто, находимся в мире добра и зла, перед лицом неизведанного.

Версия на французском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • История о дафе - древнем персидском барабане
  • Грандиозный концерт в честь Майкла Джексона
  • Сегодня открывается конкурс «Новая волна 2011» в Юрмале
  • Давайте сделаем цветы из бумаги
  • Фоторепортаж о третьей корриде в Барселоне


  • Top