Южно-Китайское море — только для Китая?


Вьетнамские военные патрулируют вдоль побережья острова Фан Винь архипелага Спартли. Фото: AFP /Getty ImagesВьетнамские военные патрулируют вдоль побережья острова Фан Винь архипелага Спартли. Фото: AFP /Getty ImagesПоскольку центр мировой экономики сдвигается на восток, в соответствии с увеличивающимся влиянием Китая, торговые пути региона приобретают большое значение. Это также привлекло новое внимание к Конвенции ООН 1982 года по морскому праву (UNCLOS). Данный международно-правовой режим регулировал мировой порядок на море в течение последних полутора десятилетий. Теперь Восточная Азия стала новой ареной конфликта.

Китай отказался от соблюдения правил UNCLOS, утверждая, что имеет «неоспоримый суверенитет» в Южно-Китайском море. Его позиция сталкивается с претензиями шести других прибрежных государств: Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней. Все они имеют различные правовые претензии по использованию морских вод и островов на основе UNCLOS.

Претензии становятся всё более актуальными, учитывая раздутую экономику Китая, всё более зависящую от международных судоходных маршрутов, которые простираются от вод в Восточной Азии до Ближнего Востока. Китай, пытаясь обеспечить себя энергоресурсами, в настоящее время импортирует нефть, и его зависимость от импорта природного газа значительно вырастет в ближайшие два десятилетия.

Китай опасается за безопасность морских сообщений, а его потребность в энергоресурсах заставляет его укрепиться в Южно-Китайском море, которое, как полагают, содержит значительные залежи нефти и газа.

UNCLOS вступила в силу в 1996 году, как глобальной правовой режим, регулирующий права и обязанности прибрежных государств. UNCLOS была компромиссом между прибрежными государствами и государствами, которые использовали морские ресурсы для своего экономического благополучия.

Согласно UNCLOS, все прибрежные государства имеют право устанавливать 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ) вдоль береговой линии. Они получили суверенитет над всеми ресурсами в этой области, в том числе и морского дна. Государства, пользующиеся морскими путями, получили право транзита через ИЭЗ по морю и по воздуху.

UNCLOS предписывает как прибрежным, так и пользующимся морем государствам уважать права другой стороны.

Кроме того, UNCLOS ввело различие между островами и другими природными образованиями, такими, как скалы. Острова были определены как земельные участки, окружённые водой, пригодные для поддержания человеческой жизни и хозяйственной деятельности. Они, в рамках международного права, имеют право на 200-мильную экономическую зону. Скалы, рифы, островки и отмели не имеют ИЭЗ.

Проблемы в Южно-Китайском море возникли как из-за его расположения в центре второго по загруженности в мире морского пути из Восточной Азии на Ближний Восток, так и из-за его сложного рельефа. Там расположены два архипелага: Парасельские острова на севере и острова Спратли в центре. Оба архипелага помечены как опасные земли на навигационных картах.

Морские пути проходят вокруг этих островных групп в целях навигационной безопасности: на востоке вблизи Филиппин, а на западе близ Вьетнама. Южно-Китайское море является экономически важным из-за его рыбных запасов и запасов нефти и газа.

Китай и Тайвань требуют фактически всё Южно-Китайское море на основе исторического его открытия. Китай занимает всю группу Парасельских островов и, по крайней мере, семь скальных образований в Южно-Китайском море. Тайвань занимает один остров (в юридическом смысле по UNCLOS) в архипелаге Спартли.

Остальная часть Спратли поделена следующим образом: Вьетнам занимает более 20 островков (наибольшее число), Филиппины — 9; Малайзия — 5. Бруней не занимает какой-либо остров, но претендует на свою 200-мильную зону.

В 2002 году Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Китай, в стремлении решить свои территориальные споры, приняли Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море (DOC). Они обязались разрешать разногласия мирным путем, не прибегая к использованию силы или угрозы силой. В этом документе также излагается ряд совместных мероприятий и мер по укреплению доверия, которые не были приняты во внимание.

Ситуация в Южно-Китайском море обострилась в мае 2009 года, когда Комиссия ООН по границам континентального шельфа установила крайний срок для предъявления требований по длине континентальных шельфов, выходящих за пределы 200 морских миль. Вьетнам и Малайзия, как отдельно, так и совместно, подали свои претензии. Это вызвало протест со стороны Китая.

Китай выдвинул своё видение проблемы, проведя «пунктир» вдоль восточного побережья Вьетнама к северу от Индонезии, а затем до западного побережья Филиппин. Никакой дополнительной документации, например точные географические координаты линий, предъявлено не было. Претензии Китая подрывают интересы других прибрежных государств.

Добавляет сложности то, что Китай обосновал свои претензии неясно. Требует ли Китай суверенитета над всеми островами? Хочет ли он, чтобы указанная область считалась территориальными водами Китая? Или Китай утверждает своё право на скалы, так как они входят в ИЭЗ?

Давление и сопротивление

Китай оказывает давление на американские компании, чтобы те не помогали другим государствам в разведке нефти. Китай ввёл односторонний запрет на лов рыбы, направленный против вьетнамских рыбаков. В этом году Китай продемонстрировал необычную агрессивность, вмешиваясь в коммерческие операции по разведке нефти судами, работающими в ИЭЗ, на которую претендуют Филиппины и Вьетнам. Вьетнам отреагировал резко, отправив в море вооружённое судно для проведения военных учений в прибрежных водах.

Государства Юго-Восточной Азии стремятся решить свой спор с Китаем компромиссом, принятием общей позиции. Они хотят вести переговоры с Китаем на многосторонней основе. Китай настаивает на том, что все территориальные споры будут решаться на двусторонней основе с теми странами, которых непосредственно касаются разногласия с Китаем. Это различие в подходе ведёт в тупик дипломатические усилия АСЕАН. Они не могут прийти к руководящим принципам, чтобы возродить умирающую декларацию 2002 года, и модернизировать DOC в более обязательные нормы поведения.

Соединённые Штаты и другие морские державы настаивают, что они являются законными заинтересованными сторонами, и должны участвовать в этом процессе. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон утверждает, что для Соединённых Штатов свобода судоходства — национальный интерес, открывающий доступ к морским достояниям Азии, и призывают к уважению международного права в Южно-Китайском море.

Агрессивная напористость Китая была контрпродуктивной. Это сплотило государства АСЕАН. Индонезия получила возможность провести саммит АСЕАН в 2011 году и заявить о значимости АСЕАН в обеспечении региональной безопасности. Страны Юго-Восточной Азии хотят, чтобы США сохранили своё присутствие и поддержали их усилия в противостоянии с Китаем. Кроме того, Соединенные Штаты и Филиппины тесно сотрудничают по вопросам обороны. Вьетнам также продвигается в зарождающихся отношениях с США по вопросам обороны.

Жизненно важно, чтобы АСЕАН и её главные представители были успешны в решении территориальных споров в Южно-Китайском море на основе UNCLOS. В противном случае «Сильные делают то, что они могут, а слабые принимают то, что они должны», как сказал много веков назад греческий историк Тацит. Преобразование Китаем Южно-Китайского моря в современную версию «Средиземного моря» подорвёт международный правовой режим, который способствует сохранению глобального порядка.

Карлайл А. Тайер является заслуженным профессором Университета Нового Южного Уэльса при Академии австралийских вооружённых сил.

С разрешения YaleGlobal Онлайн. Авторское право © 2010, Йельский Центр исследования глобализации, Йельского университета.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В китайском городе Хэфэй полиция похитила последовательницу Фалуньгун
  • Железнодорожная катастрофа обнажила кризис доверия китайцев к своим СМИ
  • Коррумпированные китайские чиновники вывезли из страны более 50 миллиардов долларов
  • «Маленькие головорезы» эпохи «Культурной революции»
  • Китайская полиция разогнала акцию поминовения погибших в железнодорожной катастрофе

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top