Почему ремесленникам во Франции жить хорошо

The Epoch Times03.04.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:15

Президент русско-французской ассоциации «Изба» Павел Благутин. Фото: Алина Чернышева


Президент русско-французской ассоциации «Изба» Павел Благутин вот уже более 10 лет живет во Франции и занимается ремесленничеством. В 2010 году он открыл свое предприятие по производству деревянной мебели.

Мы с Павлом говорили о разных подходах к ремесленничеству в России и во Франции, о том, почему ремесленник считается во Франции независимым человеком, и попытались понять, почему слова artist (художник) и artisan (ремесленник) имеют общие корни.

— Павел, расскажите, пожалуйста, как Вам удалось открыть свое предприятие во Франции, были ли сложности?

Павел: До этого я получил экономическое образование по профессии chef d’entreprise (руководитель предприятия), что позволило приобрести дополнительные знания, понять, как работает экономика. Французская система достаточно грамотно выстроена, сложность в том, чтобы предприятие вращалось, чтобы оно могло существовать.

— Кто такой ремесленник? Различается ли статус ремесленника во Франции и в России?

Павел: Один из ярчайших представителей ремесленничества – Петр I, который приехал в Европу и научился ремеслам. Он сумел понять другой менталитет и другой взгляд на вещи, он подошел к стране как к материи и сказал, что нужно строить флот, начать заниматься торговлей, открыть выход в Балтийское море.

Что касается отличий, то они заключаются в разных подходах к ремесленничеству: в России ремесленник – это человек, который закончил ПТУ, во Франции настоящий ремесленник тот, кто трансформирует первичную материю и превращает ее в конечный продукт. Чтобы быть настоящим ремесленником, нужно получить высшее образование по нескольким направлениям. Человек моей специальности должен знать химию, сопромат, математику, черчение, бухгалтерию, юридическое право, он должен уметь продавать свой продукт, вести менеджмент персонала, знать технологию. Если привести метафору, то вокруг ремесленника много козырьков. Он должен разбираться во всем, понимать, как это все между собой функционирует. Люди, которые занимаются ремеслом, имеют очень четкое видение, они реалисты.

Есть простая и гениальная формула – путешествие, работа и учеба. Французская система образования придерживается этой формулы. Система, которая называется «Компаньоны», получила мировое признание и находится под защитой ЮНЕСКО. Она позволяет молодежи максимально расти и в профессиональном, и в человеческом плане. В России на сегодняшний день такой системы нет.

— Почему для ремесленника так важно путешествие?

Павел: Процесс обучения ремесленника во Франции длится от 5 до 7-10 лет. В процессе обучения ремесленники ездят по всей стране, работают на предприятиях, расположенных в разных городах. Молодежь открывает для себя новый коллектив, способ и метод работы, собирает профессиональный багаж.

— Как Вы думаете, почему ремесленник испокон веков считается независимым человеком?

Павел: Это первое звено в обществе, которое было раскрепощено исторически. В свободу и независимость ты приходишь через свою профессию. Если ты виртуоз в своей специальности, это дает тебе чувство свободы, потому что не предприятие тебя выбирает, а ты выбираешь предприятие. Ремесленник может поехать в любой город мира, найти там себе работу и быть уважаемым человеком.

— Расскажите немного об учебных заведениях во Франции, в которых обучают ремесленничеству.

Павел: Во Франции есть государственная и негосударственная системы образования. Государственная чем-то похожа на российскую систему образования. Что же касается частной, то ее аналога в России нет. Она организована в форме ассоциаций и отвечает национальным интересам. Государство поддерживает эту систему и выделяет дотации. Поэтому во Франции нет места для развития спекуляции (то есть когда заказ получают спекулянты, а молодежь не занята). Здесь совсем другой подход: французы сохраняют знание, опыт и передают их из поколения в поколение.

— Как конкретно государство помогает ремесленникам? Какие льготы существуют?

Павел: Государство четко понимает, что основной работодатель в экономике – это мелкий и средний бизнес. Во Франции существует Chambre de Commerce et dIndustrie – торгово-промышленная палата, и Chambre de Metiers – палата ремесел. Они слаженно работают, делают все, чтобы молодежь, которая хочет заниматься ремесленничеством, смогла получить необходимые знания, чтобы создавались грамотные предприятия. Мне понятна их мотивация, потому что, когда государство помогает создавать предприятие, оно понимает, что через год будет собирать налоги с этих предприятий. Это взаимовыгодно.

Что касается банков, то, когда ремесленник приносит свой проект, составив бизнес-план, банкир проверяет его с финансовой стороны, и банк под 4-5% выделяет кредит, чтобы предприятие получило стартовый толчок.

— То есть Вы считаете, что проблема ремесленничества в России заключается именно в отсутствии этой системы?

Павел: Затрудняюсь сказать обо всех проблемах ремесленничества в России. Но эта система необходима – она позволяет ткать невидимые связи между городами, предприятиями, регионами.

— Слова artisan и artist (ремесленник и художник) во французском языке имеют общий корень. Говорит ли это о том, что ремесленник в какой-то степени и художник? Можно ли назвать ремесленника творческим человеком?

Павел: Ремесленники в основе своей технари, но человек, который создает из материи конечный продукт, тем не менее, вкладывает в него свою душу. Если у него натура творческая, то изделие будет красивее, с какими-то изысками. Искра творчества облагораживает те вещи, которые могут быть сделаны чисто механически. Если у человека есть вкус, он сможет увидеть больше деталей. В моей деятельности нужно знать, что такое пропорции, красота, гармония,

— Получается, что ремесленник все-таки немного художник?

Павел: В какой-то степени да. Я не могу сказать это обо всех представителях этой профессии, но если говорить о ремесленной элите, то да.

— Про себя Вы можете это сказать?

Павел: Я к этому стремлюсь, но еще не достиг какого-то высокого уровня.

— Каждая вещь, которую Вы делаете, индивидуальна?

Павел: Практически каждая. Каждый раз есть определенное количество базовых данных и количество неизвестных, которое нужно найти.

________________________________________________________________

Требования, предъявляемые сегодня к торговой мебели, очень высоки. Она должна быть максимально удобной для покупателя, достаточно емкой для укладки рабочего запаса товаров, эстетически приятной и прочной. Конструкция такой мебели универсальна. Легко разбираемая и собираемая заново из взаимозаменяемых элементов, она может иметь рекламное освещение, ценникодержатели и прочие приспособления для удобства торговых работников.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА