Ребенок нуждается в семье. От Москвы до самых до окраин…

Автор: 29.09.2011 Обновлено: 24.02.2022 14:47

От Москвы до самых до окраин лежит зона необыкновенной ответственности, которая выпала на долю Павла Астахова, уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, проще говоря, защитника детей. За год он побывал в инспекционных поездках в более чем 30 детских домах.

В конце сентября Астахов вернулся в детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии (ДДИ) в петербургском Павловске и затем сразу же отправился с подобной миссией на Дальний Восток. Астахов видит решение многочисленных системных проблем в развитии — семейных детских домов.

Два дня в Павловске

Впервые Павел Астахов побывал в ДДИ Павловска в январе. В Интернете появилась шокирующая фотография изможденного воспитанника детского дома мальчика Ильи и письма волонтера, рассказавшего о безобразиях в учреждении, где должны работать только добрые люди. Здесь живут, зачастую всю жизнь, «необычные» дети. Они наивные, открытые, незащищенные опекой родной матери, никогда не делающие зла, это «другие» люди. Почему они такие, нам не дано знать.

Однако, как говорят в общественной организации «Перспективы»: «Мы уверены, что люди с тяжелыми нарушениями, которые никогда не станут полностью самостоятельными, обладают таким же достоинством, как и все остальные, и необходимы обществу». Этих идей придерживаются другие волонтерские организации по всей России, берущие на себя чужую боль.

Павел Астахов выразил удовлетворение от изменений, произошедших в этом ДДИ. Завершается ремонт, сменилось руководство. Особо он поблагодарил Андрея Домбровского, волонтера организации «Подорожник», за его решение стать зам. директора, назвав этот поступок «маленьким гражданским подвигом». «Весь мир живет в эпоху общественных организаций, государства давно поняли, что многие вещи общественники делают лучше. Там где есть возможность, необходимо это делать в партнерстве», — сказал Астахов и поблагодарил волонтеров, которые «вдохнули новую жизнь в учреждение».

Вместе решать большие проблемы

Одна из важнейших проблем всех государственных учреждений – их закрытость для общества. Мария Островская, директор благотворительной организации «Перспективы», отметила, как «позитивную ноту» в итогах полугодовых изменений в павловском интернате, его «лучшую открытость в России». Такая открытость, то есть допуск в учреждение «посторонних», позволяет яснее увидеть недостатки и, главное, возможность их решить. Не напрасно Астахов заметил: «У нас реформирование начинается снизу, когда уже низы не хотят».

Оказалось, что теперь общественники, уполномоченный, представители власти и работники ДДИ начали работать в партнерстве и согласии.

Павел Астахов убежденно говорит о необходимости и возможности развивать систему детских домов на 10-20 воспитанников: «Вопрос разукрупнения нужно было решать еще 10 лет назад. По программе еще до 2015 года мы будем открывать интернаты на 100 и более человек, но нужно открывать семейные дома на 10-20 человек».

Однако сегодня эта проблема требует государственного подхода. Родители не в состоянии содержать больных детей (по словам Астахова, в российских подобных учреждениях находится более 300 тыс. детей, не все они сироты). Если в ДДИ на одного ребенка государство выдает 40 тыс. рублей, то пособие родителям составляет всего 1200 руб. в месяц, а один из родителей должен постоянно находиться при больном ребенке.

Мария Островская говорила о нарушении конституционного права на образование детей с тяжелыми формами заболеваний: «Попытка решить ее таким способом, который применяется сейчас, напоминает попытку отделаться от детей, а не дать им шансы для развития». Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова назвала эту проблему «закрытой темой» для Комитета по образованию, который не откликается на запросы и предложения.

Государственные и общественные эксперты, знающие о проблемах ДДИ изнутри, называют их системными. С этим не поспоришь, нужна государственная программа помощи. Однако многое зависит от нас, «нормальных» людей. Павел Астахов привел в пример ДДИ село Ояш, который под руководством великолепного специалиста, человека с большой душой Любови Присмакиной стал градообразующим предприятием. Более того, она решила другую важную проблему для воспитанников, которые достигают 18-летия, и вынуждены покинуть детские дома. Там они остаются и работают, это их единственный дом в жизни. Другой пример, во Пскове нашли возможность обучать детей с родителями, используя положительный немецкий опыт.

В Петербурге только две школы откликнулись и принимают участие в обучении детей из ДДИ, однако учеба организована в самом ДДИ, не приспособленном для этого. Светлана Мамонова, GR-директор «Перспектив», считает, что «главным препятствием в этом могут стать даже не чиновники, а скорее родители здоровых ребят, которые не хотят пускать «особых» в школу к своим детям».

Действительно, спросите себя, спросите прохожего на улице, хочет ли он иметь помочь или, тем более, иметь дело с тяжелобольными чужими детьми. Ответ кажется очевидным, трудно пересилить себя. Нужно родиться добрым человеком, чтобы отвечать по-другому, как волонтеры или воспитатели ДДИ. Молоденькая воспитательница Светлана Борисова: «В таких детях больше доброты. Приятно научить их, показать, что они многое могут сами. Они хотят жить». Волонтер Наталья Арсентьева: «Стараемся не видеть в них больных. Они такие же люди, но с другим путем развития. Они могут не понимать слов, но интуитивно ощущают внимание и тепло и ждут их. Они – личности. Тут мы ощущаем счастье!».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА