Профессор истории: китайские власти не учатся на уроках прошлого

The Epoch Times03.10.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:53
Профессор истории: китайские власти не учатся на уроках прошлого
Фрэнк Дикоттер. Фото: The Epoch Times
Профессор истории Гонконгского университета Фрэнк Дикоттер в своём новом труде об искусственном голодоморе в Китае в годы «Великого скачка», сделал вывод, что во время этого бедствия погибло не менее 45 миллионов человек. По его мнению, китайские власти так и не извлекли уроки из прошлых ошибок.

29 сентября гонконгское издательство «Новый век» опубликовало книгу Фрэнка Дикоттера на китайском языке «Великий голод Мао Цзэдуна — история бедствия Китая в 1958~1962 годах».

В интервью радио «Голос Америки» автор книги сказал, что настоящие масштабы этого бедствия до сих пор полностью не известны.

«Я очень много изучаю историю Китая после 1949 года. Меня огорчало то, что этот период истории Китая [с 1958 по 1962 годы], во время которого погибли десятки миллионов людей, постоянно оставался практически незаполненным историками. Материалов по этой теме также было очень мало. Однако накануне пекинской Олимпиады в 2008 году Китай открыл многие архивы партии, и я не упустил этот шанс», — говорит профессор.

В период с 1958 по 1962 годы Мао Цзэдун начал проводить экономический эксперимент под названием «Большой скачок». Этот эксперимент принёс Китаю небывалое доселе экономическое и социальное бедствие.

Раньше китайские исследователи на основании данных переписей населения в 1953, 1964 и 1983 годах сделали вывод, что во время «Большого скачка» неестественной смертью погибло от 15 до 32 миллионов человек.

Фрэнк Дикоттер рассказал, что на протяжении многих лет он посетил множество архивов в провинциях Шаньдун, Ганьсу, Хубэй, Гуандун, городе Пекине и других, по крупицам собирая данные о тех событиях.

В своей книге он указывает, что на основании отчётов Министерства общественной безопасности и внутренних отчётов партии после окончания «Большого скачка», следует, что за эти четыре года в Китае неестественной смертью умерло, по меньшей мере, 45 миллионов человек.

Дикоттер также не согласен, что слово «великий голод» является подходящим для описания того, что происходило в Китае в те годы — террор, насилие и сильное давление.

«На второй день после начала моих исследований я прочитал материалы из одного уезда в провинции Гуандун, в которых говорилось, что обычные люди в разной степени подвергались насилию. Там описывался случай, когда 13-летний мальчик украл немного зерна, и за это был утоплен в пруду. Крестьян заставляли зимой голыми работать. Некоторых обвиняли в том, что они работают не усердно и забивали до смерти», — рассказывает историк.

Он также указал на то, что, по грубым подсчётам, на основании обнародованных за эти годы в Китае документов, за те четыре горькие года от 6% до 8% умерших неестественной смертью, погибли от пыток или же в результате казни.

Во время «Большого скачка», «народных коммун» и «великой выплавки стали» экономика Китая уменьшалась. В конце 1962 года она стала даже меньше, чем была до основания КНР.

Профессор Дикоттер также считает, что все эти уроки прошлых неудачных политических движений всё ещё актуальны в нынешнем Китае.

«Недостоверные данные по экономике, недостаток прозрачности, политика, в которой нет места никакому надзору со стороны гражданского общества, пренебрежение качеством, слепое стремление к количеству производства — Пекин ошибочно верит, что нашёл путь, не подчиняющийся обычным законам экономики и не ограничивающийся ими», — говорит историк.

Дикоттер также предупредил, что сейчас в Китае уже существуют все условия и факторы, которые привели к печальным последствиям во времена «Большого скачка».

Профессор истории: китайские власти не учатся на уроках прошлого
Годы искусственного голодомора в Китае. Фото с epochtimes.com

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА