От землечерпалки Леонардо да Винчи до современного экскаватора


Экскаватора экг8. Фото с сайта http://zgokv.ru/excavator-ekg8/ Экскаватора экг8. Фото с сайта http://zgokv.ru/excavator-ekg8/ История первых описанных в литературе экскаваторов началась примерно в ХV веке. Так называемые ковшедолбежные черпалки, используемые для углубления каналов и расширения морских гаваней, упоминались в венецианском издании «Кодекса Джованни Фонтана» уже в 1420 году. Но как землеройные машины, они вошли в историю начиная с ХVI века, благодаря величайшему гению своего времени Леонардо да Винчи. Для прокладки каналов в засушливой Миланской долине он использовал землечерпалку собственной конструкции.

В конце ХVI века его схему экскаваторов-драглайнов усовершенствовал венецианский механик Буанаюто Лорини, который сконструировал и построил плавучую землечерпалку. В 1718 году механики де ла Бальм и Белидер из Французской Академии наук представили новый проект землеройного устройства с двумя ковшами.

Первому четырехколесному грейдеру-элеватору, созданному в 1795 году американским изобретателем Робертом Фултоном, удалось пройти испытания только через 70 лет на строительстве дорог в Америке. А построенная англичанами в 1796 году ковшовая драга с приводом от паровой машины Джеймса Уатта побила все рекорды, доставая со дна гавани в порту Сандерленд за один рабочий ход до полутора тонн грунта, что в 4 раза превысило производительность ручной драги. Большой вклад в развитие технологии экскаваторостроения внести французы. Так в 1860 году инженер М. Кувре создал сухопутный цепной многоковшовый экскаватор с двигателем 15 лошадиных сил. Он был испытан на строительстве дороги Седан — Тионвиль, а позднее работал на сооружении Суэцкого канала.

Русская первая землечерпалка была создана в Петербургском институте путей сообщения в 1809 году. Ее мощность составляла 15 лошадиных сил. Такое устройство могло заменить труд многих людей. Предназначалась эта машина для очистки водоемов. В 1811—1812 годах землечерпалку построили на Ижорском заводе. Начиная с 1813 и по 1819 год машина работала на очистке Кронштадтского порта.

В 1847 году русский изобретатель Кушелевский сделал еще один шаг в этой области. Он предложил идею землечерпательной машины, которая могла работать как на воде, так и на суше. Эта машина соединяла в себе достоинства речной землечерпалки и сухопутного экскаватора.

В 1854 году в Петербурге были изданы материалы, подготовленные комиссией, изучавшей природные богатства и хозяйство Пермской губернии. В них опубликованы интересные сведения о первом русском паровом экскаваторе, который авторы документа и назвали “земляным механизмом”. Кем он был построен, членам комиссии не удалось установить. Было известно только, что был этот неизвестный механик родом из Нижнего Тагила, но описанная машина выполняла, по существу, то, что делает экскаватор: она могла перемещаться и “посредством особых устройств”, говорилось в описании машины, копала руду и производила ее уборку от забоя, подготавливая фронт работ для дальнейшей выемки руды. Так, почти 130 лет назад в России в руднике горы Высокой на Урале был применен способ открытой разработки полезных ископаемых с помощью экскаватора.

В начале ХХ века, с развитием электроэнергетической отрасли семимильными шагами развивалась и конструкции экскаваторов. В 1905 году были выпущены первые паровые полноповоротные (с поворачивающейся кабиной) экскаваторы немецкой фирмой “Оренштейн & Коппель”. Ковши этих машин вмещали до 4 кубометров земли. В 1910 году появились первые электрические экскаваторы, а американская фирма “Бюсайрус” выпустила в свет полноповоротный экскаватор на гусеничном ходу. Начиная с 1912 года начал работать первый экскаватор с двигателем внутреннего сгорания на гусеничном ходу.

Одним из лучших в России сегодня можно назвать экскаватор экг 8, который впервые был создан на Уральском заводе тяжелого машиностроения в 60 годах прошлого столетия. Модель этого карьерного гусеничного экскаватора была усовершенствована на Ижевском заводе имени Жданова. Он состоит из поворотной платформы с ходовыми механизмами и из рабочего оборудования. Стоит отметить, что служит данный экскаватор для копания и черпания разрушенных пород, а впоследствии и перемешивать их.

Если учитывать массу экскаватор экг 8 с насыпным противовесом, то она равняется 373000 килограммов. Для такого большого экскаватора достаточно приемлемая скорость передвижения — 0,42 — 0,45 километра в час.

Габариты данных моделей позволяют им работать в самых тяжелых условиях и выполнять самый сложный тип работы на различных поверхностях и грунтах.

По материалам сайта zgokv.ru.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Чемодан-скутер доставит вас в аэропорт
  • В связи со смертью Ральфа Стайнмана Нобелевский комитет не намерен пересматривать свое решение
  • Нобелевская премия по медицине присуждена исследователям иммунной системы Бойтлеру, Штейнману и Хофману
  • Марилу Хеннер - бродвейская актриса, помнит мельчайшие подробности своей жизни
  • Озоновая дыра над Арктикой обнаружена исследователями атмосферы


  • Top