Илья Глазунов в Петербурге

Автор: 04.11.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:54

Илья Глазунов. Фрагмент картины «Раскулачивание». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Илья Глазунов. Фрагмент картины «Раскулачивание». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Илья Глазунов «Закат Европы». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Илья Глазунов «Закат Европы». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
В Центральном выставочном зале Петербурга «Манеж» народный художник СССР Илья Глазунов открыл выставку, состоящую более чем из ста его произведений разных лет.
Творчество И. Глазунова всегда вызывает живой интерес у знатоков искусства и обычных зрителей. Часто взгляды на его творчество вызывают противоположные оценки и даже споры.
Однако огромные очереди – прямое свидетельство того, что его личность, сила убежденности в величии России, безусловный художественный дар затрагивают глубинные чувства. Эти чувства могут быть разными: от восторженного почитания, до усмешки и даже гнева, но не позволяют людям оставаться равнодушными и пассивными обывателями.

Общаясь с посетителями выставки за час до ее официального открытия, И. Глазунов, сказал, что не мыслит себя без родного города Ленинграда-Петербурга, где он потерял в блокаду родителей, а в предвоенные годы других членов семьи, уничтоженных большевистским террором. Несмотря на это трагизм истории, архитектурная гармония, красота города и прекрасные педагоги Академии художеств сформировали его как творческую личность.

Народный художник СССР И. Глазунов, обладающий высокими наградами разных стран, представлял себя как основателя и ректора Российской Академии живописи ваяния и зодчества, основанной им 25 лет назад. Лейтмотивом его рассказа о своем творчестве и современном искусстве была мысль «о возрождении России и служении ей».

Он представил свои работы последних лет. Открывает экспозицию огромное, наполненное трагизмом полотно «Раскулачивание». Эта тема волновала художника еще в студенческие годы. Но тогда ему дали понять, что она несовместима с обучением в советском вузе. Художник часто использует прием прямого взгляда персонажа картины в глаза зрителя. Также и здесь, при всей тяжеловесности и многоплановости изображения, детские и женские глаза в углу картины не оставят в покое сознание зрителя и после ухода с выставки.

Разумеется, не без основания, произведения И. Глазунова часто упрекают в их декларативности и плакатности изображения. Однако это реальные монументальные страницы древней и новой истории России, таков стиль художника, у него есть право на свою творческую манеру. И. Глазунов говорит, что предпочитаемый им реализм – «это демократия в искусстве. Это понятно всем». Возможно, что широчайший интерес к творчеству И. Глазунова объясняется именно тем, что его произведения понятны каждому, так как посвящены темам, касающимся каждого.

Говоря о своем творчестве и живописи вообще, художник отметил: «Я люблю все, что сделано до залпа «Авроры», все, что после – ненавижу». Отвечая на вопросы о том, что такое современное искусство, мэтр сказал, что он сам дитя «Серебряного века», но то, что сегодня пытаются выдать за продолжение того «авангарда», не существует как искусство. Утверждая свое мнение, он привел провидческое высказывание С. Дягилева об эстетике того времени: «Мы видим красоту в добре и зле, вот начало конца». Предваряя возможный упрек в русофильстве, возвеличивании России и ее роли в истории бывшей великой державы, художник твердо сказал: «Русский — это тот, кто любит Россию».

Вопросам не было конца, но тут на открытие выставки прибыл губернатор Петербурга Г. Полтавченко, и общение с публикой закончилось. Продолжилась необычная церемония открытия, на которой, в отличие от чопорно-торжественных привычных действий, художник и губернатор осматривали выставку и обменивались мнениями в плотном окружении микрофонов, телекамер и вместе с любопытными зрителями.

Губернатор, приветствуя знаменитого петербуржца, сказал, что еще будучи студентом, стоял в очереди, чтобы попасть на выставку тогда молодого художника Глазунова. Он отметил, что очередь желающих попасть на нынешнюю выставку также велика.

На нынешней выставке в «Манеже» выставлены, как давно известные вещи художника, так и совершенно новые полотна. Это многочисленные щемяще прозрачные русские пейзажи, мощные лики героев истории, сказочно-эпические сцены и серия, посвященная обожаемому художником Ф. М. Достоевскому и его героям.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА