Китайский профессор рассказал о секретах экономики Китая

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
Профессор Лан Сяньпин, учный-экономист из Гонконга. Фото: The Epoch Times
Профессор Лан Сяньпин, учный-экономист из Гонконга. Фото: The Epoch Times
Профессор экономики Лан Сяньпин из школы бизнеса в Гонконге прочитал лекцию об экономике Китая в Шэньяне 22 октября. Перед началом своего выступления он попросил не делать видео- и аудиозаписи, чтобы они не попали в Интернет. Очевидно, слушатели посчитали иначе, так как выставили запись этой лекции в Youtube.
До февраля 2006 года Лан Сяньпин вел популярное ток-шоу на экономические темы на Шанхайском телеканале TV 1 под именем Лэрри Лан. По неизвестным причинам оно было неожиданно отменено. Несмотря на это, Лан Сяньпин не замолчал, и со знанием дела и сарказмом рассказал об экономической политике правительства Китая в своей лекции в Шэньяне.

Посмотрите, о чем каждый день пишет наша пресса: долговой кризис в США! Если у американцев кризис, наша пресса сообщает об этом с большим воодушевлением. Еврокризис! Видели? Кризис в Греции! Понимаете? Долги Греции меньше, чем долги Гонконга. Куда помогать Греции, помоги себе сам.

В то время как китайское правительство в стране и за рубежом стремится утвердиться в образе спасителя Греции и евро, собственная гора долгов растет выше головы. С задолженностью в 46% и долгами в размере 15 млрд. юаней (около 1,7 млрд. евро) округ Шанхая Миньхан, в отличие от других округов, выглядит еще относительно «хорошо».

Округ Фэнсянь отражен в статистике с задолженностью в 200%. Ни один из округов не в состоянии выплатить свои долги. Пока китайское правительство напыщенно разглагольствует о спасении Греции, каждая китайская провинция находится в таком же кризисе, как и Греция.

Некоторые спрашивают меня: «Профессор Лан, почему я ничего не знаю об этом?» Это и есть причина, по которой я читаю эту лекцию. Почему ты об этом не знаешь? Кроме разницы в уровне образования и способностей между нами, правительство дало указание «об этом не сообщать». Понял?

Китай с гордостью прогнозировал под руководством компартии к 2011 году прирост ВВП 9,1% и 6%-й уровень инфляции. Эти цифры вызывают впечатление здорового развития экономики, пока они принимаются с достоверностью и не подвергаются проверке.

Действительный прирост рассчитывается из разницы между этими двумя цифрами и составляет около 3%. Но если уровень инфляции, как сообщалось на экономическом форуме, составляет 16%, китайская экономика растет со знаком минус. При детальном рассмотрении становится ясно, что она является какой угодно, только не здоровой.
По официальным сообщениям, Китай в 2010 добился ВВП более 39 трлн. юаней (около 4,5 трлн. евро). Это кажется прекрасным достижением, как раз тем, какое хотело бы показать миру китайское правительство. Успех для китайского чиновника определяется двумя показателями: региональным ВВП и размером иностранных инвестиций. Поэтому чиновники не интересуются защитой окружающей среды, разбазариванием ресурсов и защитой прав трудящихся.

Для улучшения показателей ВВП предпринимаются общественные строительные проекты, как например, самый большой в мире узловой транспортный пункт (состоящий из регионального вокзала и вокзала дальнего следования, аэропорта, автобусной станции и скоростных автомобильных дорог), транспортный узел Хунцяо. Действительно ли необходим такой строительный проект, никого не интересует. Главное, можно повысить ВВП. Ответственное за него государственное предприятие получило кредит на строительство в размере 20 млрд. юаней, который не может выплатить.

В действительности, китайский ВВП на70% состоит из проектов, финансируемых правительством, таких, как строительство дорог. Множество, зачастую, лишних дорог не приносят никакой прибыли. Из 140 000 км платных дорог во всем мире,на Китай приходятся 100 000 км. Средняя плата за проезд по этим дорогам составляет трехкратную сумму по сравнению с платой в Америке. Например, китайская пресса показывает продукцию, перевезенную из Чунцина в Сиань. 95% товарной цены составляют транспортные расходы. Это похоже на ситуацию в Советском Союзе перед развалом. В то время 70% ВВП вкладывалось в военное вооружение, а такие инвестиции не приносят никакого дохода стране.

В 2010 году китайское правительство инвестировало 27,8 трлн. юаней в разные строительные проекты. Налоговые сборы в этом году составили, однако, только 8 трлн. юаней. Разницу в размере 19,8 трлн. юаней правительство получило от банков. Но оно не в состоянии даже платить проценты за эти кредиты.
26 апреля провинция Юннань первой объявила о своей неплатежеспособности, за ней последовали провинции Сычуань и Гуандун, потом Шанхай. Чиновник из города Чжэнчжоу сказал: «У нас, собственно, даже нет денег для выплаты зарплат до конца года. Мне пришлось для этого брать кредит. Но все равно, на следующий год я поищу себе другую должность, чтобы держаться подальше от этого свинства».
Китай живет не за счет своего блистательного ВВП, а за счет сбора налогов. 85% налогов оплачивается мелкими и средними предприятиями. Большая часть предприятий относится к промышленным, производящим продукцию. При этом нужно учесть, что уровень прибыли в промышленности в Китае очень низок по причине демпинговых цен и политики ключевых компонентов. После того, как Китай сам определил себя в качестве «мировой фабрики», он почти полностью отказался от разработки изделий, техники ключевых компонентов и логистики (это предоставлено другим), и сконцентрировался на производстве продукции. Вследствие этого Китай почти полностью потерял всякое влияние на цены.
Это можно объяснить на примере iPhone. Он разработан Apple, ключевые компоненты для него изготовляются в США, Корее, Тайване и Японии, все остальное производится в Китае. При продаже одного iPhone, 360 долларов получает Apple, изготовители ключевых компонентов получают 187 долларов и китайская фирма получает 6,54 доллара. После отчисления затрат на изготовление китайскому предприятию остаются только пара десятков центов в виде прибыли. В действительности, китайская промышленность, производящая продукцию, приносит средний доход менее 3%.
Мелкие и средние предприятия в настоящее время испытывают большие трудности. Хотя Китай живет за счет мелких и средних предприятий, они, зачастую, обделяются и обременяются. В 2010 году они выплатили 70% своего дохода государству. Маленький супермаркет, например, должен платить 15 видов разных налогов и сборов.
Рассмотрение на примере овощного рынка в Шанхае проясняет эту проблему. Крестьяне продают свои овощи оптовику за 0,3 юаня. Потом тот продает посреднику, после этого овощи попадают в розничную продажу. Когда они попадают к покупателю, цена возростает до 1,2 юаня. Но никто ничего не заработал, разница в 0,9 юаня ушла на налоги и административные сборы. При этом общее расстояние не превысило одного километра, и все произошло в течение одного дня.
Не только налоги и сборы затрудняют существование мелких и средних предприятий, они с трудом финансируют себя. Китайское правительство с прошлого года пять раз повысило процентную ставку и двенадцать раз резерв собственного капитала банков. Эти меры привели к тому, что мелкие и средние предприятия с большим трудом могут получить кредиты.
Банки в Китае еще более затрудняют ситуацию изобретением собственного рейтинга предприятий. Например, китайский банк Everbright определил, что предприятия с объемом реализации более 20 млн. юаней и собственным капиталом свыше 5 млн. юаней могут быть причислены к мелким или средним. Те, кто не достигают этого объема, причисляются к «мини-предприятиям», и не могут получить никакого кредита. Согласно этому определению, более 97% из более 100 000 предприятий в городе Наньпу являются мини-предприятиями. И только 10% предприятий, соответствующие требованиям банка, получают кредиты. Поэтому китайские мелкие и средние предприятия вынуждены брать ростовщические кредиты под большие проценты, и платят более 48% годового процента.
Как вы чувствуете себя после того, что я рассказал? Вы потрясены или в отчаянии? Если у вас по спине бегают мурашки, то вы еще оптимисты. Сегодня я сообщу еще более ужасающие факты.
Возрастающие расходы на оплату труда стали большой сложностью для предприятий. После введения закона рабочего договора в 2008 году, треть промышленных предприятий находилась в затруднении. Согласно отчету Бостонской консалтинговой группы, многие американские предприятия в Китае, ввиду возрастающих расходов на оплату труда, решили перенести производство продукции в США. Например, Ford уже перенес 12 000 рабочих мест назад в США, так как эффективность труда американских рабочих превышает эффектирность труда китайцев в 4-7 раз.

Вследствие финансового кризиса в 2008 году, процент экспорта в Китае в течение месяца снизился с 30% до 2,2%. В 2009 году экспорт по сравнению с 2008 г. сократился на 16%. Внутренний рынок может реализовать только половину продукции. Таким образом, предприятия не могут больше продать свою продукцию.

В 2008 году от 20 до 30% мелких и средних предприятий в провинции Гуандун разорились. В 2010 году начался следующий кризис китайской промышленности. Согласно прогнозам, почти 40% всех мелких и средних предприятий до конца года приостановят производство продукции.

В июле 2010, когда Вэнь Цзябао был в Европе, он сказал: «Коррупция плюс инфляция окажут влияние на правление нашей партии». Когда я это услышал, мурашки выступили на моей коже. Я не считаю, что он в состоянии разрешить проблему коррупции. Я подумал, он будет бороться с инфляцией. Если он за это возьмется, для китайских частных предприятий наступит необычайно холодная зима.

Разорение налогоплательщиков, оплачивающих 85% налогов в Китае, не единственная проблема. В безвыходную ситуацию китайское правительство ставит комбинация из финансового кризиса и инфляции.

В 2008 году китайское правительство инвестировало 4 трлн. юаней в создание инфраструктуры. Это служило использованию излишков стали и бетона в то время и борьбе с экономическим кризисом. Множество строительных объектов в то время создавали впечатление процветающей экономики. В действительности же, эти инвестиции оставили только множество пустых улиц и гору долгов. С апреля этого года почти все провинции и города в Китае неплатежеспособны.
Множество инвесторов не могут вернуть свои деньги, вследствие чего недостает капитала на рынке акций. С апреля индекс акций в Шанхае понизился с 3000 до 2300. Китайская пресса называет причиной происходящего «отсутствие ликвидности». После поражения рынка акций произойдет кризис банков. Эти факты объясняют решение правительства предоставить Шанхаю право на предоставление региональных займов. В принципе, это означает создание новых долгов для погашения старых. Американские специалисты оценивают часть неплатежеспособных кредитов в китайских банках до 12% и предсказывают с 60%-й вероятностью большой финансовый кризис в Китае в 2013 году.

Почти во всех отраслях в Китае я вижу проблему избыточных мощностей, кроме ночных клубов. Почему нет избытка ночных клубов? Так как наше правительство имеет большую потребность в заседаниях, а после заседаний они направляются в ночные клубы на караоке.

Большая инфляция является следующей проблемой, способной парализовать китайскую экономику. Для продвижения множества проектов Китай запустил печатный станок. В настоящее время в Китае в обращении находится около 78 трлн. юаней, что соответствует около 12 трлн. долларов США и превышает на 30% количество американских денег. Покупательская способность снизилась вследствие инфляции. Согласно опросу центрального китайского банка, 80% клиентов намерены хранить свои сбережения. Другие, как раз из-за инфляции, намерены использовать свои сбережения для инвестиций, для сохранения ценности денег.
14% всех опрошенных сказали, что хотели бы потратить больше денег. Но как упоминалось выше, китайская промышленность находится в тяжелом положении. Поэтому деньги не инвестируются в промышленность, а тратятся на предметы роскоши. Например, в этом году цена автомобиля Ferrari возросла на 50%, Rolls-Royce – на 170%, в то время как рынок мелких и средних предприятий сильно сократился. Этот феномен наблюдается почти в каждой отрасли в Китае. Расцветает рынок предметов роскоши и сокращается рынок товаров среднего уровня. Если далее не инвестировать в промышленность, как будет выглядеть экономика Китая в будущем?
Вследствие многочисленных просчетов правительства китайская экономика находится в почти безвыходной ситуации. В дилемме между возрастающей инфляцией и страдающей экономикой не остается почти никакого простора для действий. Это только вопрос времени, когда эти проблемы выступят на поверхность, и станет ясно, что китайское правительство обанкротилось.

Когда я вижу выражение ваших лиц, я осознаю, что вы меня поняли.

Версия на немецком

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА