Покупатели составили рейтинг экологичности российских магазинов

Автор: 15.11.2011 Обновлено: 15.09.2023 11:28
Гринпис представил второй рейтинг экологичности супермаркетов, составленный на основе информации, присланной покупателями со всей России. В рамках проекта «Зелёный супермаркет» сотни россиян отправились в магазины и оценили розничные сети с точки зрения их участия в создании и решении проблемы отходов. Ни одна из крупнейших торговых сетей не смогла преодолеть в рейтинге нулевую отметку, однако были выявлены сети, которые уже сейчас на практике реализуют идеи «зелёного супермаркета».

Гринпис представил второй рейтинг экологичности супермаркетов, составленный на основе информации, присланной покупателями со всей России. В рамках проекта «Зелёный супермаркет» сотни россиян отправились в магазины и оценили розничные сети с точки зрения их участия в создании и решении проблемы отходов.

Ни одна из крупнейших торговых сетей не смогла преодолеть в рейтинге нулевую отметку, однако были выявлены сети, которые уже сейчас на практике реализуют идеи «зелёного супермаркета».

Напомним, что этим летом Гринпис дал старт новой кампании «Зеленый супермаркет». Сотрудники и волонтеры организации проверили магазины десяти крупнейших торговых сетей по 20 различным критериям и узнали, навязывает ли сеть бесплатные пластиковые пакеты или приучает покупателей приносить с собой многоразовые сумки, принимает ли тару и упаковку на переработку, предлагает ли возможность приобрести развесные товары в упаковку покупателя. На основе этих данных была составлена первая версия рейтинга экологичности супермаркетов.

Благодаря участию покупателей по всей России мы смогли обновить рейтинг «Зеленый супермаркет» и представляем его вторую, народную, версию. За 3 недели мы получили около 1000 анкет с информацией о супермаркетах от Калининграда до Камчатки. Примерно половина исследованных супермаркетов находятся в Петербурге и Москве, другая половина – в регионах. В результате была составлена подробная картина всей отрасли – и в крупных городах, и в более мелких населенных пунктах лидеры рынка ведут себя одинаково.

Как и в первом рейтинге, оценивались крупнейшие по объему продаж российские супер- и гипермаркеты – ведь именно они определяют политику и могут задать тон в поведении для других, более мелких магазинов. Ни один из магазинов не смог преодолеть в рейтинге нулевую отметку, а большая часть сетей ухудшила свои позиции по количеству баллов. В целом, разница между сетями незначительна.

Первое место заняла сеть супермаркетов «Магнит». Однако лидером рейтинга эту сеть можно назвать очень условно, ведь все участники находятся в красной, отрицательной, зоне. Кроме того, «Магнит» несколько ухудшил свои показатели по сравнению с предыдущим рейтингом. Потеря баллов связана с распространением магазинами сети бумажной рекламы, в том числе, по почтовым ящикам близлежащих домов.

Аутсайдер рейтинга прежний – сеть магазинов «Ашан». Основные минусы «Ашана» – упаковка сумок в пленку на входе и отсутствие альтернатив, а также раздача бесплатных пакетов с ручками на кассах – не претерпели никаких изменений с прошлого рейтинга. Однако есть и положительная тенденция: во многих магазинах продавцы перестали вести себя агрессивно по отношению к покупателям, стремящимся сократить количество упаковки. Негативные факторы смягчаются и тем, что на кассах продаются многоразовые сумки. В целом, можно отметить явный прогресс.

Сильно потерял в своих позициях лидер предыдущего рейтинга – «Лента» – превратившись в обычный сетевой магазин без каких-либо особенностей. Причиной падения в рейтинге стало прекращение эксперимента по приему стеклянной тары и алюминиевых банок в ряде магазинов сети.

При этом оказалось, что существуют торговые сети и магазины, в которых реализуются идеи «зеленого супермаркета». Например, сибирская сеть магазинов принимает у своих покупателей банки от детского питания, которые потом повторно используются. А в Волгограде один из ритейлеров предоставляет возможность сдать макулатуру. В некоторых московских сетевых магазинах установлены баки для раздельного сбора мусора.

Подобные инициативы сетей говорят о том, что сократить количество отходов и обеспечить их сбор у покупателей вполне реально – даже если небольшие торговые сети могут делать это, то у крупных сетей есть значительно больше возможностей для реализации подобных проектов.
Еще в начале месяца Гринпис обратился к крупнейшему по оборотам продаж российскому ритейлеру Х5 Retail Group, а также к самой крупной из европейских торговых сетей, работающих в России, «Ашан» с предложением сделать первые шаги к решению проблемы отходов уже сейчас. Среди мер, которые сети могут предпринять без дополнительных затрат – отказ от дополнительного упаковывания товаров в одноразовые полиэтиленовые пакеты без просьбы покупателя, возможность приобрести многоразовые сумки или коробки для упаковывания покупок, произведенные из вторичного сырья, организация системы скидок и бонусов для покупателей, использующих многоразовую тару для развесных продуктов. Основное требование Гринпис к супермаркетам – обеспечить приём у покупателей раздельно собранной упаковки.

В дальнейшем Гринпис планирует обновлять рейтинг и сообщать обо всех изменениях, которые были предприняты сетями.

Информация предоставлена Санкт-Петербургским отделением Гринпис

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times Media

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА