Декларация о создании Евразийского союза является прорывом

Таможенный союз России, Белоруссии и КазахстанаТаможенный союз России, Белоруссии и КазахстанаДекларация о создании Евразийского союза (ЕАС) - историческое событие для государств постсоветского пространства, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.

В пятницу в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали декларацию о евразийской экономической интеграции - "дорожную карту" интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского экономического союза. Лидерам был представлен также договор о Евразийской экономической комиссии - новом наднациональном органе, который будет руководить всеми интеграционными процессами.

Московский саммит проводится незадолго до вступления в силу пакета международных договоров Единого экономического пространства (ЕЭП), в рамках которого с 1 января 2012 года будет обеспечено свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между тремя странами. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ

Российские эксперты называют создание Евразийского союза началом новой эры для государств постсоветского пространства, их коллеги из Белоруссии и Казахстана отмечают наличие "подводных камней", с которыми страны сталкиваются в процессе интеграции, и считают, что она должна быть поступательной.

"Декларация о создании ЕАС - это, по сути, начало новой эры для государств постсоветского пространства", - уверен гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов.

По его мнению, с сегодняшнего дня может быть дан официальный старт новому интеграционному проекту.

"Пока речь идет об экономическом союзе, но надо помнить, что в своей программной статье президент Нурсултан Назарбаев говорил и о более широком объединении. В перспективе это может быть и политический, и военный союз. Не зря казахстанский лидер говорил о Евразийской ассамблее (прообраз общего парламента), и Торгово-промышленной палате ЕАС. Так что лично я не исключаю, что уже к 2015 году будут заложены основы евразийского парламента", - сказал политолог.

Он признал, что в России некоторые политические силы, близкие к "Единой России", уже создают некий евразийский партийный проект, "чтобы успеть к возможным выборам в евразийский парламент году так в 2017".

"Но пока говорить об этих перспективах рано. Для начала надо, чтобы эффективно заработали механизмы именно экономической интеграции. Потом, если проект будет успешным, да, возможна его трансформация его в некое экономико-политическое объединение с элементами обеспечения общей безопасности по примеру Евросоюза", - подчеркнул Власов.

Эксперт также отметил, что одним из важнейших решений стало начало формирования Евразийской экономической комиссии: "Тем самым начался процесс формирования евразийской бюрократии. И этот первый наднациональный орган, который в результате трехсторонних интеграционных инициатив будет официально институциирован", - сказал эксперт.

Директор международных проектов Института национальной стратегии России Юрий Солозобов назвал подписание декларации о создании Евразийского союза историческим событием.

"Это, безусловно, историческое событие. Оно подводит черту под промежуточным этапом нашей интеграции - формированием Таможенного союза, его эффективным запуском, проработку стратегии Единого экономического пространства - и является поднятием этой самой интеграции на новую, более высокую ступень. Вот что такое создание Евразийского экономического союза", - сказал он.

По его словам, самое главное, что все лидеры евразийской тройки - России, Белоруссии и Казахстана - мыслят одинаково, "видят одни пути движения вперед, одну стратегию и темпы развития нашей общей интеграции и задают скорость и направление движения на десятилетия вперед" для всего постсоветского пространства.

"Будущий ориентир прост. Это Евразийский союз государств, аналог Европейского Союза, интеграционное образование, где решения принимаются без старших и младших братьев на основе консенсуса при уважении политического суверенитета каждой страны, при обеспечении коллективной безопасности государств-членов. А главным приоритетом этого объединения является экономически активный эффективный союз, основанный на прозрачных рыночных принципах", - подчеркнул политолог.

Солозобов уверен, что Россия совершила знаковый прорыв. "Она не бросила своих соседей по постсоветскому пространству, не убежала одна как самая сильная страна в рынок. Она создала все условия, чтобы и Казахстан, и еще более проблематичная Белоруссия смогли достойно войти в мировую глобальную экономику", - отметил эксперт.

"Нельзя преуменьшать значение сегодняшнего события. Потому что уже завтра мы будем жить в новом, более интегрированном мире. Это необходимо, потому что в пространство между Китаем и Евросоюзом не может быть "черной дырой", не может быть вакуума или чего-то по типу большого Ливана. Должен быть внятный, сильный, предсказуемый игрок, который нужен и Европе, и Китаю, и Соединенным Штатам, и нашим партнерам в Юго-Восточной Азии. Таким партнером и должен стать Евразийский союз", - сказал Солозобов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В свою очередь, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев полагает, что подписание декларации о ЕАС спустя несколько недель после того, как была озвучена сама идея такого объединения, говорит о том, что "это было не только декларацией о намерениях, не просто разговором на заданную тему, а действительно реальным планом действий лидеров трех стран, который реализуется в соответствии с их политической волей".

Он отметил также, что инициатива создания в ближайшем будущем наднациональной структуры - Евразийской ассамблеи, объединяющей парламентариев наших стран, а также общих бизнес-структур - Евразийского конгресса промышленников и предпринимателей и Евразийской торгово-промышленной палаты, предложенная Назарбаевым, "логична и не вызывает никаких сомнений".

"Потому что если мы намерены ЕАС создавать, а не просто говорить о нем, надо создавать соответствующие наднациональные координационные центры. Вот полномочия этих центров - тема отдельного разговора, который еще впереди", - считает Михеев.

В свою очередь, декан экономического факультета Белорусского государственного университета Михаил Ковалев отметил, что Евразийский экономический союз должен взять на себя роль моста между китайской экономикой и экономикой Европейского союза.

"Между первой экономикой мира, китайской, и второй экономикой мира, Европейского союза, нужен мост. И Евразийский экономический союз мог бы стать таковым", - сказал Ковалев.

При этом собеседник агентства не сомневается в успехе создания Евразийского союза.

"Я думаю, что наше общее историческое прошлое является залогом того, что мы сделаем общее экономическое пространство, общее научное, образовательное, трудовое пространство", - сказал он.

При этом собеседник агентства отметил наличие некоторых "подводных камней", с которыми страны сталкиваются в процессе интеграции.

"Главный из них - это то, что Россия в ближайшее время станет членом ВТО, а мы в рамках Таможенного союза уже согласовали все тарифы, теперь придется их корректировать", - пояснил Ковалев.

По его словам, "комиссия по вступлению России в ВТО должна была согласовывать переговорный процесс в ВТО с комиссией Таможенного союза".

Как считает председатель комиссии по бюджету, финансам и налоговой политики Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Александр Антоненко, на решение проблем с состыковкой нормативной базы, в частности таможенных тарифов после вступления России в ВТО Белоруссии, России и Казахстану понадобится достаточно длительное время.

"Именно поэтому до 1 января 2015 года намечено завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП", - сказал собеседник агентства.

По его данным, России в связи с вступлением в ВТО придется менять около 30% таможенных тарифов.

Тем не менее, он отметил крайнюю заинтересованность Белоруссии в экономической интеграционной структуре, как ЕЭП.

"Наша структура экономики такова, что мы нуждаемся во внешних связях. Через ЕЭП можно наладить хорошие связи с остальным внешним миром, европейскими и азиатскими рынками", - сказал Антоненко.

НЕ ПОВТОРЯТЬ ЧУЖИХ ОШИБОК

В свою очередь, директор казахстанского Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев полагает, что Казахстану, России и Белоруссии не следует переходить к новым уровням интеграционного взаимодействия, не решив проблемы существующего этапа.

"На мой взгляд, не стоит форсировать эти процессы, потому что после того, как начали создавать Таможенный союз, выявилось немало проблем политического и особенно экономического характера. И не решив эти проблемы, уже хватаемся за другие ступени интеграции, в частности Единое экономическое пространство. Еще не создав ЕЭП, уже смотрят, чтобы создать Евразийский союз, а до этого говорили о валютном союзе", - сказал Чеботарев.

По мнению собеседника, интеграция, являющаяся в целом позитивным процессом, должна быть поступательной.

"Форсировать события не надо. Интеграция нужна, но не форсированная", - заключил Чеботарев.

По мнению казахстанского политолога, директора "Группы оценки рисков" Досыма Сатпаева, Казахстану, России и Белоруссии нужно учесть интеграционный опыт стран, сформировавших Европейский союз, и учесть допущенные ими ошибки.

"Здесь мы, главное, не должны наступать на те же самые грабли, на которые в свое время наступил Европейский союз. Хотя Европейскому союзу, например, понадобилось почти 50 лет. Но даже несмотря на это, в условиях кризиса появляется все больше и больше скептических мнений о том, что (европейские страны) поторопились с точки зрения расширения ЕС", - сказал Сатпаев.

При этом он напомнил, что в последнее время делаются заявления о необходимости принятия новых членов в Таможенный союз.

Кроме того, по мнению Сатпаева, в ЕС "поторопились и с объединением под одной крышей государств, имеющих разный экономический потенциал".

"С точки зрения экономического масштаба Россия, Белоруссия и Казахстан все же отличаются друг от друга. И как бы мы здесь ни пришли к тому, что у нас появится свои "Греции". Хотя своя "Греция" у нас уже есть в лице Белоруссии", - сказал политолог, напомнив, что Минск получил первый и ожидает поступления второго транша кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

По мнению Сатпаева, результаты деятельности Таможенного союза страны, его создавшие, смогут оценить не ранее чем через пять лет, "чтобы уже более или менее были ясны не единичные позитивные моменты, а тренды с точки зрения плюсов и минусов".

ИСТОРИЯ

Идею Евразийского союза предложил еще в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В начале октября 2011 года в своей статье для "Известий" российский премьер-министр Владимир Путин написал, что основой для формирования Евразийского союза станут в перспективе создаваемые Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

В статье отмечалось, что ЕАС не будет ни новым СССР, ни заменой СНГ, но эффективной "связкой" между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, с тесной координацией экономической и валютной политики.

Также на страницах "Известий" свое видение будущего союза изложили Назарбаев и Лукашенко.

По материалам РИА Новости


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • О наследии СССР: карательной и оправдательной психиатрии
  • Повседневные расходы россиян в октябре увеличились на 10,5% по сравнению с сентябрем
  • Русский мир. Мы сохраним тебя, Ваше Высочество, русская речь
  • Зачисление в школы по месту жительства частично решит проблему очередей в первый класс
  • Партии подготовили для дебатов "бойцов", знающих характер конкурентов


  • Top