Слепой ребенок – трагедия, или просто другой ребенок?

The Epoch Times18.11.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:54
В семье родился слепой ребенок. Не передать словами горе и отчаяние родителей, их душевную боль при виде их ненаглядного дитя и его врожденного «порока». Родителям кажется, что если ребенок слепой, то практически вся жизнь для ребенка кончена. Да и родители должны будут перестраивать свою жизнь.

Медицина выносит вердикт, который звучит в нашем обществе как приговор — инвалид, слепой. К сожалению, российское общество относится к инвалидам как к чему-то ненужному, обременяющему всех и вся, не имеющему достаточного интеллекта, чтобы быть полноправным членом общества.

Педагогика тоже как-то не блещет инновациями для инвалидов, тем более для слепых и слабовидящих. Программы обучения и развития рассчитаны только для детей, имеющих норму интеллекта или хотя бы норму физического развития.

А К. Бюрклен сказал: «У них (слепых) развиваются такие особенности, которых мы не можем заметить у зрячих, и надо полагать, что в случае исключительного общения слепых со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая порода людей. Вдумайтесь только: «такие особенности, которых мы не можем заметить у зрячих».

Обычно все люди воспринимают слепоту так, что это отсутствие зрения. На самом деле слепота вызывает глубочайшую перестройку всех сил организма и личности.

Именно слепота создает и формирует новый склад личности. У человека возникают новые жизненные силы, которые изменяют характер, его душевные качества. Следовательно, слепота с точки зрения обычного человека — дефект, минус, но на самом деле слепота — выявления способностей, а значит сила. Для обычного среднестатистического российского человека, с нашим не обустроенным обществом для физически нормального человека все это звучит, мягко говоря, как парадокс.

Обратимся к истории. В древности и во времена не столь отдаленные слепота воспринималась как огромное несчастье, к которому относились с суеверием, страхом и боязнью. Одновременно по отношению к слепому, как к беспомощному и беззащитному существу, существует общее убеждение, что у слепых имеются высшие мистические силы души, слепым доступно духовное знание и видение взамен утраченного физического зрения.

Ранее слепые обычно были мудрецами, певцами, сказителями былин. Гомер был слепым. Про Демокрита говорят, что он ослепил себя сам, чтобы предаться философии. Если это и не правда, то, во всяком случае, показывает, что еще в давние времена бытовало мнение, что философский дар усиливается с потерей зрения. В Талмуде говорится про слепых как о «человеке с изобилием света». Народная мудрость гласит: «Слепой хочет видеть все». Соломон считал, что у слепых есть мудрость, «потому что они не делают шага, не исследовав почвы, по которой ступают». ( О. Ванечек — О. Wanecek, 1919).

Во всех религиях к слепым относятся, как носителям духовности, мистических способностей. Последние «здесь» — «первые там». Нищенство в земной жизни и близость к Богу.

В эпоху Просвещения в 18 веке появилось новое понимание слепоты. Психология, педагогика, образование стали рассматривать проблемы слепых, приобщая их к социальной жизни и открывая доступ к культуре.

Учение о викариате органов чувств гласит, что недостаток одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышенным функционированием и развитием других органов. Например, у человека отсутствует или плохо функционирует почка или легкое, то тогда другой, здоровый орган компенсаторно развивается, увеличивается и берет на себя часть его функций. Точно так же и дефект зрения вызывает усиленное развитие слуха, осязания и других чувств.

Некоторые слепые обладают сверхчувствительным осязанием, практически все обладают исключительным музыкальным слухом и красивым голосом. Практически все обладают особым, недоступным для зрячих, шестым чувством.

Психологи давно заметили, что слепой вообще никак не переживает по поводу отсутствия зрения, вопреки мнению зрячих. Просто, как выразился А.В. Бирилев, сам высокообразованный слепой, слепой не видит света не так, как зрячий с закрытыми глазами. Слепой так же не видит света, как зрячий не видит его своей рукой, т. е. он не ощущает и не чувствует непосредственно того, что лишен зрения.

Исследователи отмечают, что у слепых более высокое, чем у зрячих, развитие памяти. По данным Э. Кречмера (1928) известно, что слепые обладают лучшей словесной, механической и рассудочной памятью.

Надо уточнить, что у слепых есть все основания для развития повышенной памяти. Чтобы завоевать позицию в общественной жизни, слепой человек вынужден развивать все свои компенсирующие функции.

О внимании слепых имеются различные и противоречивые данные. Одни исследователи (К. Штумпф и др.) склоняются к мнению, что у слепого повышенное внимание; другие (Шредер, Ф. Цех) считают, что внимание слепых развито меньше, чем у зрячих. Просто у слепых своеобразное внимание. Внимание у слепого работает на основе последовательно поступающих в поле сознания раздражителей слуха и осязания, а у зрячих людей внимание работает от поступающих в поле зрения зрительных ощущений.

Отсюда вытекает основное правило для психологии слепых: не из частей может быть объяснено и понято целое, а из целого могут быть постигнуты его части. Психология слепых скалдывается не из отдельных особенностей, единичных признаков той или иной функции, а из того, что мы будем исходить из единого и целого жизненного плана, из лейт-линии слепого, как мы будем определять место и значение каждой особенности или отдельного признака в целом, в общем.

Поэтому лейт-линия в психологии слепого человека направлена на преодоление дефекта через его социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, через речь. Слепоту побеждает слово.

И самая главная направленность психологии и педагогики слепых: нет принципиальной разницы между зрячим и слепым ребенком. «Всякий ребенок наделен относительной органической неполноценностью в обществе взрослых, в котором он растет» (A. Adler, 1927). Детство у любого ребенка, как зрячего, так и незрячего, есть возраст неуверенности, малоценности и воспитание, и развитие, и обучение направлено на преодоление этого состояния путем компенсации. Поэтому итог развития – это завоевание социальной позиции, и процесс развития совершенно одинаковы у слепого и зрячего ребенка.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА