Медиасети изменяют мир. Нам самим решать, в каком мире жить

Слово дуализм происходит от латинского duo, то есть два. Чаще всего оно используется в философском или религиозном контексте. Однако и в обыденной жизни мы непрерывно сталкиваемся с этим понятием: день-ночь, зима-лето, добро-зло. В последнем случае - ежесекундно стоим перед выбором, то есть взвешиваем, размышляем. Если постоянно размышлять, то и решение получится взвешенным. От слов к делу: компьютер, социальные медиасети – добро или зло? Смотря, для чего они предназначены; если это интересный новостной портал, обмен мнениями или форум (Балашиха), то возможно здесь читатель найдет для себя что-то позитивное. А если нет? Решать самим. Вот два научных взгляда.

Взгляд первый от Сьюзан Гринфилд

Баронесса Сьюзан Гринфилд – доктор психологии, профессор Оксфорда, ректор университета Херриот-Ватт в Эдинбурге и член Палаты лордов. Она исследует функции головного мозга и физические основы сознания. Выступая в ноябре в РИА Новости, она предупредила о негативном воздействии на человека, особенно на детей, социальных медиасетей.

Пользователи Интернет-сетей могут только подозревать, что человек, особенно ребенок, погруженный в этот иллюзорный мир, становится зависимым и несамостоятельным. С. Гринфилд, опираясь на выводы своих исследований, считает, что социальные сети несут опасность, снижая способность человека сопереживать другим и осознавать последствия своих действий в реальном мире. Человек занимает собственную нишу в обществе в соответствии со способностью к обучению. Его мозг обладает пластичностью и развивается не за счет увеличения его объема, а развития связей его нейронных клеток. За рост связей, в свою очередь, ответственна среда, в которой находится ребенок. Чем богаче и многообразнее среда, в которой развивается человек, тем больше меняется мозг.

Следовательно, среда компьютерного экрана также меняет мозг. Казалось бы, это тоже развитие. Однако экранная среда (двухмерная) сильно отличается от трехмерной, в которой человек живет на Земле. Дети все больше пользуются социальными сетями, и их мозг адаптируется к этой среде. Установлено, что в США подростки 13-17 лет проводят перед экраном по 3-4 часа в день. «Эта среда не учит его краснеть, прикасаться, сопереживать (эмпатия). Мы все становимся аутистами, замыкая себя в двухмерном пространстве», - предупреждает С. Гринфилд.

Университетские исследования подтверждают, что за последние десять лет у людей сильно снизился уровень эмпатии. Ученый приводит страшный пример последнего времени, когда условия Сети привели многих пользователей к проявлению зла. Женщине, у которой умерла дочь, стали поступать многочисленные послания «ее дочери» из ада. Факт лишь подтверждает, что у сидящих перед экраном развивается лишь фрагментарное внимание, схожее с эффектом повреждения фронтальной доли мозга. Что, в свою очередь, и приводит к безрассудному поведению, когда человек перестает понимать последствия своего поступка.

Другой аспект воздействия сетей проявляется в ограниченности общения при всей кажущейся его широте. Чаще всего, это не интеллектуальное общение, а стремление заявить о себе, быть увиденным и услышанным. «Рассказать, что его кот чихнул», - шутливо обобщает смысл такого общения Гринфилд. Даже игры, чаще всего ведутся не друг с другом, а с Сетью.

Очевидный вывод проведенных исследований: «Сегодня человечество переживает эпоху изменения климата и сознания. Изменение климата приносит ограниченный вред, а изменение мозга – огромный», - приходит к неутешительному выводу профессор. При этом она замечает, что сам по себе компьютер не зло, важно осознавать проблемы и не замалчивать их.

Взгляд второй. Искать в сетях единомышленников

Практически одновременно с выступлениями С. Гринфилд, в Национальном исследовательском университете информационных технологий и оптики (Петербург) проходила конференция молодых ученых «Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки».

Модератор темы «Основы сетевой журналистики», доцент госуниверситета, известный телеведущий Даниил Коцюбинский считает, что «сегодняшний мир очень противоречив, и на все вопросы о развитии Сетей и их реального влияния ответит будущее». При этом он замечает, что это влияние растет, и тем более важно его учитывать, так как «в последнюю пару лет студенты стали интересоваться политикой».

Взгляд второй на медиасети представил член правления Ассоциации патентоведов Валерий Мордвинов. Он привел успешный пример самоорганизации в Сети людей одной профессии. Когда Госудума начала разработку нового закона о патентоведении, только благодаря объединению в Интернете, их сообществу, не без больших усилий, удалось доказать абсурдность положений проекта закона и внести с него реальные изменения. «Мы организовали группу противостояния попыткам государства подмять под себя патентных поверенных. Это пример того, как не поддаться задушению любой общественной организации. Так может сопротивляться и малый бизнес», - обобщил свой опыт специалист.

Молодые преподаватели образовательного центра «Эдукор» Светлана Романович и Эльнара Петрова пришли к выводу, что «мир уходит к блоггерам». «Сила и полезность социальной Сети в близости к читателю (пользователю) и мгновенная реакция на его интерес», - говорят они. Сети способны даже сформировать и выявить новых общественных лидеров в молодежной среде. Примером тому, являются Навальный, Дуров и другие. «Они реально влияют на молодежь. Они свои, им верят», - доказывают исследования «Эдукора».

Совет от Сьюзан Гринфилд:

«Мы должны управлять технологиями, а не они нами. В негативных воздействиях нельзя винить только технологии – сами по себе они нейтральны, а на человека влияет среда. Меня беспокоит, что этот мир убирает у людей способность руководить собой. Дети практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире. В противном случае, у детей будут развиваться синдромы дефицита внимания и гиперактивности.

Сначала следует научить ребенка понимать. Важно сбалансировать количество времени, проводимое в Сетях, иначе ребенок не получит настоящего опыта жизни. Просто ограничивать не разумно, увлечь детей, дать им положительный пример, дело родителей. Дети должны проводить больше времени на свежем воздухе, чтобы "почувствовать траву под ногами, а на лице - теплые лучи солнца. Нам самим решать, в каком мире мы желаем жить», - завершила свою встречу С. Гринфилд.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Капсула "Союза ТМА-02М" с тремя космонавтами благополучно приземлилась в Казахстане
  • Как летают мухи
  • Безопасность посадки "Союза-ТМА-02М" с космонавтами обеспечат 12 вертолетов и 3 самолета
  • "Фобос-Грунт" может продержаться на орбите до марта
  • Об этих живых существах мы не знали


  • Top