Медведев ответил на ЕвроПРО


Президент России Дмитрий Медведев выступает со специальным заявлением в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг системы ПРО в Европе. Фото РИА НовостиПрезидент России Дмитрий Медведев выступает со специальным заявлением в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг системы ПРО в Европе. Фото РИА НовостиПрезидент РФ Дмитрий Медведев огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Россия ответит на развертывание системы противоракетной обороны в Европе. Вместе с тем глава государства подтвердил настрой на продолжение диалога с США и НАТО для компромиссного урегулирования одной из самых болезненных проблем в отношениях России с Западом.

В специальном заявлении президента говорится, что российские военные усилят прикрытие объектов стратегических ядерных сил; стратегические баллистические ракеты будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками; на западе и на юге страны могут быть развернуты современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение евроПРО.

При развитии событий по неблагоприятному сценарию Медведев не исключил отказа от политики разоружения, ревизии ранее достигнутых соглашений с США об ограничении вооружений и контроле над ними. Он напомнил американской стороне о праве России выйти из СНВ — договора, который воспринимается по обе стороны Атлантики как символ «перезагрузки» российско-американских отношений.

Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО год назад на саммите в Лиссабоне, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания.

После состоявшейся 12 ноября в Гонолулу встречи с президентом США Бараком Обамой Медведев заявил, что позиции Москвы и Вашингтона далеки друг от друга, и сторонам придется продолжить консультации. В понедельник в беседе с офицерами Южного военного округа во Владикавказе президент РФ сказал, что российский ответ на реализацию планов ПРО будет разумным, достаточным, но не закроет дорогу для переговоров с Североатлантическим альянсом.

Накануне США объявили о прекращении выполнения некоторых обязательств по отношению к России в рамках договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). При этом госдепартамент разъяснил, что в Вашингтоне не увязывают проблематику ДОВСЕ и ПРО и настроены на продолжение переговорных усилий.

ОТВЕТ ВОЕННЫЙ

Первым делом Россия введет в строй радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении в своем самом западном регионе — Калининградской области.

«Мною принято следующее решение: по моему поручению Минобороны России незамедлительно введет в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в городе Калининграде», — объявил Медведев.

По его словам, в рамках создания системы воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил.

«Стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение ракетных войск стратегического назначения и нашего ВМФ, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками», — сказал глава государства.

«Если перечисленных (в заявлении) мер будет недостаточно, РФ разместит на западе и юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО», — сказал Медведев.

По его словам, одним из таких шагов станет развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области.

ОТВЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

Медведев подчеркнул, что Россия настроена на продолжение диалога с Америкой и НАТО по ПРО, не закрывает дверь для дальнейших переговоров и практического сотрудничества, но действовать будет с учетом реального развития событий на каждом этапе реализации американского плана развертывания противоракетной обороны.

«Если партнеры честно и ответственно подойдут к задаче учета наших законных интересов, интересов в сфере безопасности, уверен, мы сможем договориться. Если же нам будут предлагать «сотрудничать», или, скажем открыто, работать против наших же собственных интересов, наш общий знаменатель — мы его не сможем достичь, он не получится, и нам придется давать иные ответы, наши действия будут выстраиваться сообразно реальному развитию событий. Причем на каждом предстоящем этапе реализации американского плана», — говорится в заявлении.

«При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями», — сказал Медведев.

В этой связи он напомнил США о праве России выйти из договора по СНВ. Документ, предполагающий сокращение ядерных потенциалов РФ и США, вступил в силу 5 февраля 2011 года. В него по настоянию Москвы был внесен пункт о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями.

«Учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора», — сказал президент.

ЧЕМ ПРО ГРОЗИТ РОССИИ

Планы США создать систему противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, являются одной из главных проблем в российско-американских отношениях.

В настоящее время США имеют два стратегических района ПРО на своей территории — на Аляске и в Калифорнии. Россия имеет один позиционный район стратегической ПРО — в районе Москвы.

Теперь США планируют создать так называемый третий позиционный район ПРО — в Европе. Фактически это означает создание глобальной системы ПРО и может изменить баланс сил в мире.

Планы США разместить элементы ПРО в Польше и Чехии вызвали резкую критику со стороны Москвы. На чешской территории предполагалось разместить американский радар системы ПРО, а в Польше — противоракетную базу США.

Президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс 17 сентября 2009 года объявили о внесении корректив в планы по созданию системы национальной ПРО. При этом США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года.

Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту.

Развертывание системы ПРО передового базирования в относительной близости от границ РФ, по мнению военных аналитиков, влияет на эффективность боевого применения стратегических ядерных сил России.

Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне предложил идею о формировании в Европе секторальной системы ПРО с участием России.

В таком случае, учитывая возможные траектории стрельбы с иранской ракетной базы в районе Исфахана, российские противоракеты лучше всего разместить вблизи Ростова-на-Дону, а их наведение осуществлять с помощью современной РЛС под Армавиром. Это позволит обеспечить защиту от иранских ракет средней дальности.

СССР и США в 1972 году подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Документ был подписан 26 мая 1972 года в Москве генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном и вступил в силу 3 октября 1972 года. Договор был заключен на неограниченный срок с правом выхода из него каждой из сторон.

В июне 2002 года США официально вышли из этого договора. В заявлении Белого дома президент США Джордж Буш-младший указал, что развертывание национальной системы противоракетной обороны представляет собой «еще один важный шаг» в противодействии угрозам XXI века, стоящим перед Соединенными Штатами Америки, их друзьями и союзниками.

США заявляют, что эта системы необходима для защиты территории страны от ракетного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран и Сирию. Ранее к таким странам американцы относили также Ливию и Ирак.

В преамбулу нового договора СНВ, вступившего в силу 5 февраля 2011 года, по настоянию России был внесен пункт о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями.

Договор СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить количество развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений согласованными суммарными количествами. Начиная с 6 апреля 2011 года, в РФ и США могут проводиться инспекции по новому соглашению.

В соответствии с документом, стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть — до 1,55 тысячи, по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. ПРО И ДОВСЕ: ВОЗМОЖЕН ЛИ КОМПРОМИСС?

Эксперты, опрошенные РИА Новости, не верят в способность России и США в обозримой перспективе найти компромиссное решение проблемы ПРО и предупреждают, что пересмотр американцами своих обязательств по ДОВСЕ поднимет градус взаимного недоверия.

«Я не вижу таких возможностей (договориться по ПРО и ДОВСЕ в ближайшее время), потому что, в общем-то, стороны занимают достаточно непримиримую позицию, причем совершенно не имеют ни малейшего желания идти на компромиссы, а при этом, объективно говоря, никакого практического значения это не имеет, особенно то, что касается ДОВСЕ», — сказал заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Того же мнения придерживается и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. На вопрос, удастся ли России и США договориться по ПРО и ДОВСЕ, эксперт ответил, что это «вряд ли произойдет в ближайшее время».

«Я думаю, что минимум год еще будет какое-то толкание. Понятно, что Обама заинтересован в том, чтобы под президентские выборы добиться какого-то очередного прорыва в отношениях с Россией, потому что одна из его «фишек» на внешней арене — это «перезагрузка», — сказал он.

Минченко добавил, что «технически сам процесс прохождения решений в США, вовлечение в этот процесс большого количества людей и институтов серьезно осложняет какие-то подвижки в направлении и ПРО, и ДОВСЕ, тем более что демократы потеряли большинство в палате представителей».

Заверения госдепартамента при отсутствии увязки ДОВСЕ-ПРО собеседника агентства не убедили.

«Решение напрямую связано с позицией России по ПРО. Россия приостановила свои обязательства по ДОВСЕ еще четыре года назад, и американцы не реагировали на это. Поэтому, конечно же, это (решение США) — игра мускулами, некое усиление позиции в споре относительно судьбы ПРО», — сказал Минченко.

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев говорит, что приостановка США сотрудничества в рамках соглашения об адаптации ДОВСЕ — это результат целенаправленной политики, которая использовала договор как рычаг давления на РФ. Поэтому в данной ситуации, предположил Евсеев, речь может пойти уже о полном выходе Москвы из ДОВСЕ.

«Я считаю, что это шаг в неверном направлении. Он создает дополнительные проблемы в развитии российско-американских отношений, особенно, что очень важно, в период начала избирательной кампании и у нас, и в США», — сказал он.

«В это время надо быть очень чувствительным и избегать шагов, которые еще более обостряют обстановку», — добавил эксперт.

Он напомнил, что РФ постоянно подвергается критике со стороны Запада в отношении выполнения стамбульских соглашений, в которых, в частности, говорится о необходимости вывода российских войск из Южной Осетии и Абхазии, которые Запад по-прежнему считает частью Грузии, и Приднестровья. «К сожалению, Запад интерпретирует эти стамбульские соглашения так, как это им выгодно», — говорит эксперт.

При этом политолог добавил, что ДОВСЕ сегодня нужен и РФ, и США, так как он предполагает, в том числе, взаимные инспекции. «Сейчас между Россией и Западом, РФ и США в частности, существует очень серьезное недоверие. И в этой ситуации, если США отказываются от ДОВСЕ, они усиливают это недоверие… Это противоречит курсу на перезагрузку российско-американских отношений, объявленному Вашингтоном», — отметил он.

ДОВСЕ предусматривает ограничение пяти категорий обычных вооружений и техники: танков, боевых бронированных машин, артиллерии калибром более 100 миллиметров, боевых самолетов и ударных вертолетов. Документ предполагает также обмен информацией и широкую инспекционную деятельность. Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых условий (роспуск Варшавского договора и расширение НАТО) был подписан в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле.

В 2007 году РФ наложила мораторий на участие в договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанных с ним международных договоров. Решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность РФ». При этом Москва не отказывается от принятия адаптированного ДОВСЕ и ждет, когда он будет воспринят партнерами по НАТО. На основе нового документа должен быть осуществлен переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника.

По материалам РИА Новости


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Освобождение Садовничего - общая заслуга российских властей и общества, считает Матвиенко
  • ФЕАМ-2011 обсудил плюсы и минусы соцсетей и регулирования интернет-СМИ
  • Традиционные СМИ рано списывать со счетов - эксперт ФЕАМ-2011
  • Участники ФЕАМ-2011 обсудили будущее СМИ
  • Вещи, которые научно объяснить невозможно


  • Top