Встреча двух культур. Разнообразие обогащает

The Epoch Times25.11.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:54

Спектакль «Обряд русской свадьбы». Фото: Ирина Оширова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Спектакль «Обряд русской свадьбы». Фото: Ирина Оширова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Последователи Фалуньгун подарили артистам бумажные цветы лотоса. Фото: Ирина Оширова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Последователи Фалуньгун подарили артистам бумажные цветы лотоса. Фото: Ирина Оширова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Говорят под Новый год, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается».

Предновогодний подарок получили последователи духовной практики самосовершенствования Фалуньгун Петербурга от старых знакомых из ЭТНО-театра. Артисты пригласили их на спектакль «Обряд русской свадьбы».

Погуляли на свадьбе

Иногда сбывается и такое, о чем не думал. Уже на улицах городов поставлены елки, уже начинается суета новогодних базаров. Что это, как не часть старинных традиций? Чем здоровее общество, тем бережнее относится оно к традициям, видимо, исподволь ощущая в них какой-то потаенный, не всегда очевидный смысл. Однако что-то нужное, правильное.

Не таковы ли традиции всех народов, связанные с семьей, родом, детьми, которым нужно передать внутренний смысл традиционного обряда, чтобы не допустить зло в дом. За тысячелетия существования Россия многое забыла, что-то из-за бега времени, что-то заставляли забыть, особенно в прошлом веке. Остались древние знания в сказках, да разве сразу их поймешь? Разве догадаешься, что Емеля – это мыслитель, погруженный в медитацию. Что он отправился к реке не водицы испить, а получить знания от воды – носителя информации, как теперь всем известно. Что пойманная им щука и слово пращур имеют один корень. То есть хотел он и от пращура-предка получить знания, чтобы традиция рода не прервалась.

Трудно представить себе, что в центре царственного, иногда чопорного Петербурга стоит огромная изба. Однако уже двадцать лет в помещении, воспроизводящем старинное деревенское жилище из бревен, с огромной русской печкой, действует ЭТНО-центр, первый профессиональный фольклорный театр в России.

«Целью театра, — говорит его основатель Юрий Шляхтов, — является популяризация русской певческой культуры, восстановление обрядов, традиций и праздников нашего народа. Сохранение национальной культуры».

Постепенно создался цикл спектаклей, посвященных основным народным праздникам. Академическое образование и экспедиции дали возможность артистам погрузиться в мир старины и передать зрителям подлинные обрядовые действия, связанные с «Рождеством», «Масленицей», «Пасхой», сезонными заботами и гуляниями.

Театр гастролировал в Европе, неоднократно становился лауреатом фестивалей и конкурсов, обладает европейской премией «Престиж и высочайшее качество» (в области сохранения и воссоздания национальных традиций).

Принцип театра – зритель непосредственный участник представления, прочувствовали на себе приглашенные в этот день.

Вслед за кратким рассказом об обязательных трех составляющих русской свадьбы (сватовство, венчание, пир и гуляние), о том, что этот обычай уводит нас в глубину исторической памяти народа, к его истокам, которые уже мало кто знает, зрители увидели сами обряды.

В древности каждый человек осознавал себя, прежде всего частью своего рода, и знал, что нужно чтить его традиции. Узнали мы, что современное белое платье невесты, на самом деле траурного цвета. Историки возводят такое представление к древнему человечеству, когда этот цвет считался цветом прошлого, забвения. А свадебный цвет был красным. Вспомним песню: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». С древнейших времен существовал обычай «косу — девичью красу» невесты расплетать на две пряди. В любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком, сохраняя их силу. Не даром, «опростоволоситься» означает совершить плохой поступок, нанести урон семье.

Старинными обрядовыми песнями, присказками сопровождали свадебное действие артисты ЭТНО-театра. И, наконец, начали зазывать зрителей в веселые, содержащие глубокий смысл игры. Происходили неожиданные преобразования: солидные, иногда замкнутые взрослые люди раскрывались и искренне отдавались общему веселью, водя хороводы и пританцовывая. Не было различия ни в возрасте, ни в национальности, ни в характере. Похоже, что невидимая, но весьма материальная нить традиции напомнила всем о том, что забыл сегодняшний горожанин, но о чем помнит его внутренняя сущность. Зрители ощутили, что попали в атмосферу старинной деревни, где люди умели трудиться, отдыхать и веселиться и столетиями жили по законам предков, уважая друг друга.

Цветок лотоса артистам

Быть неблагодарным – во вред себе. Зрители спектакля из школы Фалуньгун – это люди познавшие, что личные жизненные проблемы, неудачи, нездоровье – следствие собственных недостатков и ошибок, посвятили себя самосовершенствованию. Ощущая себя частью Вселенной, они стремятся освободить себя от эгоизма, вернуться к чистой природе, присущей Вселенной и каждому человеку, заключенной в трех словах Истина-Дюброта-Терпение. Это принцип древнейшей китайской школы совершенствования человека.

Поэтому им захотелось, в знак благодарности артистам ЭТНО-театра, познакомить их с художественными традициями древней китайской культуры. О пятитысячелетней истории этой страны, ее высочайшей культуре и искусстве повествует спектакль труппы Shen Yun («Шень Юн»). Фрагменты этого спектакля были показаны на экране ЭТНО-театра. Древние легенды, переданные танцем и музыкой, народные танцы различных этнических групп Китая исполняют молодые артисты труппы, созданной за пределами Китая. Их высокое мастерство, по сути своей, отлично от супертехничных и зрелищных постановок трупп континентального Китая. Отличие именно во внутреннем переживании артистов, подлинности костюмов и сюжетов, не переделанных в угоду времени.

При этом один сюжет — из современной жизни Китая. Это драматический рассказ о маленькой девочке, которую лишили мамы. Почему произошла эта трагедия? Мама этой девочки, как и миллионы людей в мире, стремилась стать лучше, следуя принципу Истина-Доброта-Терпение. С 1999 года по сей день последователи школы Фалуньгун жестоко преследуются в Китае. Этому режиму не нужны свободные духовные люди.

Артисты ЭТНО-театра с интересом и вниманием познакомились с древним китайским искусством, впервые услышали о проблемах китайского общества. Они актеры особого жанра, погружены в потаенный высокий смысл подлинных традиций предков, и передают своим искусством эти знания другим людям. Сцены Shen Yun из другой культуры и истории, но передают те же мысли о добре, составляющем природную основу человека любой нации, то, что объединяет всех.

Прощаясь с артистами, участники школы Фалуньгун преподнесли каждому из них цветок лотоса, символ школы и древний символ душевной чистоты, этим еще раз подчеркнув, что все культуры едины по сути, только имеют разное проявление.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА