По Китаю. Путевые заметки. Даосский храм и Башня Барабанов

The Epoch Times07.12.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:54
Проснулась я рано, позавтракала, и, выходя из столовой, вдруг заметила в торце коридора небольшую дверь. Из любопытства я ее подергала, дверь вдруг открылась, и я очутилась на узкой железной лестнице, которая вела на крышу нашего отеля, а также на плоскую крышу соседнего дома. Любопытству моему не было предела. Я тут же спустилась на соседнюю крышу, ничего интересного там не нашла и уже собралась уходить, как вдруг, напоследок заглянув за парапет, прямо под собой увидела маленький даосский храм.
Улица утром. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Улица утром. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Я совершенно точно знала, что никакого храма на нашей улице нет, все двери с улицы вели в магазинчики, а тут, прямо в центре квартала, окруженный со всех сторон магазинчиками храм. Четыре храмовых павильона стояли напротив друг друга, образуя квадрат, огромная каменная черепаха охраняла вход в главный павильон. Двери были открыты, и до меня явственно доносился аромат благовоний.

Когда позже я спросила хозяина отеля, что это за храм и как туда пройти, он сказал, что храм закрыт, как пройти туда, он не знает, и религией не интересуется. Возможно, вход как раз и был через какую-нибудь заднюю дверь нашего отеля. На стене отеля висела огромная карта этого района, на ней красными звездами были обозначены действующие храмы, куда пускали туристов, а синими – закрытые и недействующие, которых было множество, и все они находились прямо в центре кварталов. Был там и мой маленький храм, обозначенный синим, но я точно знала, что он действующий. Похоже, что он был только для китайцев. Все-таки, китайцы — очень скрытная нация.

Полюбовавшись на храм, я поднялась по лестнице на крышу нашего отеля. Оказалось, что на крыше был маленький открытый летний бар, куда можно было попасть по железной лестнице прямо с улицы, хотя те, кто не знает – ни за что не найдут вход. Прямо на крыше стояли деревянные столы и стулья, а поодаль – две войлочные юрты, где жила семья бармена, арендовавшего крышу. Вид оттуда на утренний город был великолепный, хотя видны были, в основном, только крыши домов, а если заглянуть вниз, то узкие улочки, по которым спешили на работу люди. Зато в ста метрах от моей крыши возвышались две башни – Башня Колокола и Башня Барабана.

Эти две башни относятся к главным достопримечательностям Пекина, это архитектурные памятники национального значения, куда возят всех туристов, китайских и иностранных; туда я и направилась, не став будить своих спутников. Эти башни очень древние, они были построены в 1272 году при императоре Чжиюане династии Юань. Башни, обнесенные одной стеной, стоят на расстоянии около 70 метров друг от друга.

Первая башня – Барабанная. После постройки она почти сразу сгорела, заново ее возвели в 1297 г. при императоре Чэнцзуне династии Юань, а в 1420 году, при Минском императоре Юнлэ ее перестроили. Во время династии Цин, в 1800 и 1894 годах, башню обновили, и она приобрела настоящий вид: высота – 46,7 метра, ширина – 30 метров, длина — 55,6 метра. В основании башни — терраса толщиной 4 метра, трехъярусная крыша башни покрыта желтой плиткой. В нижнем зале демонстрируются доспехи и еще какая-то мелочь, и туда почему-то не пускают иностранцев, а на самом верху − барабанный зал. Туда ведет узкая крутая лестница, по которой я едва взобралась.

В зале установлены барабаны, которые должны были бить в определенное время, регулируя жизнь пекинцев, – ведь часов тогда не было. Для измерения времени в древности служили всевозможные приспособления, главными из которых были водяные часы, также установленные в башне. Это набор соединенных между собой емкостей разной высоты, по которым течет вода, в определенный момент она попадает на пластину и раздается удар гонга – это был сигнал для барабанщиков бить в барабаны. В зале представлены все эти приспособления – этакий небольшой музей часов, совершенно непохожих на европейские. Правда, всё это – современные копии, изготовленные по описаниям, взятым из старинных книг, подлинники сгорели в огне революций.

Не сохранились и старые барабаны, они были уничтожены войсками восьми союзных государств в 1900 году, только один случайно уцелел. Облезлый и дырявый, стоит он теперь на почетном месте в Зале Барабанов. Зато новые барабаны радуют глаз. Двадцать пять огромных барабанов стоят в ряд на полу на подставках, в центре – самый большой барабан, к нему надо подниматься по лесенке. Его длина – 2,2 метра, диаметр – 1,4 метра. Этот главный барабан представляет год, а 24 барабана поменьше – 24 солнечных периода ци.

Пока все любовались на барабаны, открылась боковая дверь, и в зал вошли пять барабанщиков в старинных костюмах. Парнишка поднялся по лесенке к большому барабану, а четыре девушки на барабанах поменьше начали выбивать ритмичную мелодию. Звук, казалось, заполнил все огромное пространство зала, сам воздух стал колебаться в такт ударам, а когда вступил большой барабан, я почувствовала, что сама вибрирую вместе со всем пространством. Ощущение было непередаваемым. Трудно себе представить, что бы было, если бы зазвучали все 25 барабанов.

Когда представление закончилось, я вышла на террасу башни. Весь Пекин лежал передо мной, как на ладони: вокруг башни – старый город, его обрамляли высотные новостройки, а еще дальше синели горы. Башня находится точно на древней центральной оси юг-север, которая начиналась от ворот Чжэнянмэнь на юге, пересекала Запретный Город, проходила через Гору Цзиншань (Угольная горка), через Башню Барабанов и заканчивалась Башней Колокола на севере.

В 1950 году из-под моста Хоумань, прямо перед Башней Барабанов была выкопана каменная табличка, на которой были вырезаны два иероглифа, обозначающих Пекин и мышь, которая символизировала центр (среди 12 животных, представляющих 12 земных родов). Это также указывало на то, что мост и башня стоят прямо на центральной оси.

С высоты Барабанной Башни можно было хорошо видеть Павильон Чудесного Вида на вершине Горы Цзиншань, оживленную улицу прямо под ногами и море зелени вдали – знаменитый пекинский парк с пагодой и храмами. Позади Башни Барабанов, на северной стороне, возвышалась Башня Колокола. Туда я и поспешила.

Продолжение следует…

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА