По Китаю. Путевые заметки. Запретный Город

The Epoch Times19.12.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:54
Запретный Город – самый большой дворцовый комплекс в мире и очень красивый, начинается он от площади Тяньаньмэнь. В этом месте еще в начале XX века проходила стена, которая отделяла китайский город от маньчжурского, из одного города в другой вели ворота Тяньмын. В Китайском городе была сосредоточена торговля и китайское население, а в маньчжурском городе – маньчжурское войско, придворные, арсенал, склады риса, казармы и иностранные посольства.
Площадь перед запретным Городом; одни из ворот, отделявших Маньчжурский город от Китайского. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Ворота Умэнь (Полуденные) – Главный вход в Запретный город. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Стена запретного города с Боковой башней. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Площадь и ворота Тайхэмэнь. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Хронос (Жигуй) перед павильоном Тайхэдянь (Дворцом Высшей гармонии). Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Десять каменных фигурок на крыше павильона Высшей гармонии. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Мраморная платформа дворца Высшей гармонии. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Павильон Срединной гармонии. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Трон в зале Срединной гармонии. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Терем Юйхуагэ – молельня тибетского буддизма во внутренней резиденции. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Чишоу (голова дракона) для водоотведения. Во рту дракона есть отверстие, через которое вытекает дождевая вода. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Позолоченный чан для воды. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Позолоченный лев перед воротами Небесной чистоты во внутренней резиденции. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Тайхэдянь – дворец Высшей гармонии. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Трон во дворце Небесной чистоты (внутренние резиденции). Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)Канал «Золотая вода». Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)На боковой аллее - тишина. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Внутри маньчжурского города за другой стеной находился императорский город, в котором за еще одной стеной находился Запретный Город, где, собственно, и жил император. Приближаться к Запретному Городу простому народу было строго запрещено. В настоящее время сохранились стены только Запретного Города, пройти к городу можно через сохранившиеся ворота Тяньмын, минуя две огромных огороженных площадки. Сейчас Запретный Город, полное старинное название которого Пурпурный Запретный Город — это музей Гугун, созданный в 1925 г. после падения династии Цин в 1924 году.

Строил Запретный Город император Юнлэ династии Мин с 1406 г. по 1420 год, решив перенести столицу из Нанкина в Пекин. В течение пятисот лет здесь жили 24 императора: 14 — династии Мин и 10 — династии Цин. Общая площадь Города – 720 000 квадратных метров, сооружения расположены симметрично вдоль центральной оси, тянущейся с юга на север. Город обнесен стеной высотой 10 метров с четырьмя красивыми угловыми башнями, длина стены – 3,5 км, вокруг стены – ров шириной 52 м, наполненный водой. В стенах с четырех сторон есть ворота с поэтическими названиями: с севера Шэньумэнь – (Ворота военной доблести), с востока –Дунхуамэнь (Восточные Цветочные ворота), с юга – Умэнь (Полуденные ворота), с запада – Сихуамэнь (Западные Цветочные ворота).

Парадный вход – через южные ворота Умэнь, башня которых является самым высоким сооружением Запретного Города – 38 метров, в этой башне часто устраивали официальные торжества. Центральных проход главных ворот Умэнь предназначался только для императора. Раз в жизни императрица могла пройти через центральный проход – в день своей свадьбы. При династии Мин 15 числа первого лунного месяца (Праздник Фонарей) на воротах вывешивали фонари, это означало, что все чиновники приглашены во дворец на банкет. Провинившихся чиновников публично наказывали тут же у ворот, а во время торжеств по поводу военных побед через эти ворота проводили военнопленных.

Весь город построен согласно учению Фэншуй, поэтому большинство сооружений построены из дерева и покрыты желтой черепицей. Всего в комплексе сохранилось 8700 комнат, весь комплекс делится на внешние павильоны, относящиеся к «ян» и предназначенные для проведения государственных и придворных церемониалов, и внутренние резиденции «инь», в которых проживали императрицы, дети императора, его наложницы, где также был императорский сад.

Внешние павильоны находятся к северу от ворот Умэнь. Они выходят на красивую внутреннюю площадь Тайхэмэнь, по которой протекает узкий извилистый канал «Золотая вода», через который перекинуты пять изящных мраморных мостов, символизирующих пять конфуцианских добродетелей: благожелательность, справедливость, пристойность, мудрость и честь. Центральный мост предназначался только для императора, а по остальным могли ходить вельможи. Перейдя мост, попадаем к воротам Тайхэмэнь. Ворота Тайхэмэнь – высшего ранга в запретном городе, поэтому перед ними стоит пара бронзовых львов, самых больших во дворце. Лев играет с шаром – символом вечной власти императора, а львица забавляется со львенком. Пройдя ворота, попадаем на следующую площадь – Тайхэдянь, площадь Высшей Гармонии.

Площадь Тайхэдянь – самая большая во дворце — 30000 квадратных метров. На ней стоят огромные чаны, раньше они были наполнены водой на случай пожара. Такие чаны стоят и на других площадях, всего их 308, медных и чугунных. 10 чанов, которые располагаются перед началом внутренних покоев, раньше все были позолочены, вес каждого – около 2 тонн, но когда в 1900 объединенная армия 8 государств заняла Пекин, то солдаты соскребли с чанов позолоту, такими они сохранились и по сей день.

Павильон Тайхэдянь — тронный зал Высшей Гармонии – главное сооружение запретного Города, это самая большая сохранившееся деревянная постройка в Китае (высота 35 метров). Павильон стоит на широкой трехъярусной мраморной платформе, по углам его крыши помещаются 10 каменных зверей, балку крыши поддерживают 72 красные колонны, шесть из которых покрыты золотым лаком и расписаны фигурами летающих драконов. На платформе около павильона стоят древние Жигуй (хроноскоп), Цзялян (дозатор), медные черепаха и журавль и 18 бронзовых треножных курильниц. Хроноскоп означал, что все время подданных принадлежит императору, дозатор являлся символом трона, черепаха и журавль символизируют долголетие императора, а треножные курильницы — символ устойчивости власти.

Внутрь павильона никого не пускают, но в раскрытую дверь виден парадный трон (Драконье кресло), над ним кессон с изображением дракона, во рту которого жемчужина. Потолок необыкновенно красив, как и все потолки в Запретном Городе. Рядом с троном — священные животные и прочий декор. Пол этого зала сделан из особых деревянных плиток, которые называют «золотыми». Когда-то все это блистало великолепием, а сейчас как-то потускнело, создается ощущение заброшенности и безжизненности, как у дома без хозяина. Когда-то здесь происходили вступления императоров на трон, свадьбы; в свой день рождения, Новый год и в день зимнего солнцестояния император принимал здесь поздравления от военных и придворных, здесь же происходили императорские банкеты, а сейчас остался только призрак былого величия.

Далее на север расположены еще два павильона с тронными залами, куда туристов не пускают, но можно заглянуть, если удастся протолкнуться сквозь плотную стену туристов. Это павильон Чженхэдянь (Зал Срединной Гармонии), где император отдыхал и давал аудиенции высшим гражданским и военным чинам, и павильон Баохэдань (Зал Сохранения Гармонии), в котором император одевался для церемоний, а при династии Цин 1 и 15 числа первого месяца года по лунному календарю император в нем устраивал банкет для князей и вельмож национальных меньшинств, наместников Синьцзяна и Монголии. Некоторые императоры жили в этом павильоне, а с 1789 года в нем стали проводиться дворцовые экзамены.

На этом внешние резиденции заканчивались, и с Ворот Небесной Чистоты начинались внутренние резиденции – где императоры жили и занимались своими повседневными делами. По обеим сторонам трех главных павильонов – шесть восточных и западных дворцов, где жили наложницы и дети. В самой северной части Запретного Города находился Императорский сад. Сад небольшой, очень изящный, с беседками, горками, даосским храмом, все выполнено с большим вкусом, но наслаждаться красотой сада невозможно – слишком много народу.

Огромное множество народа каждый день посещает Запретный Город, группы китайских туристов со всех концов Китая приезжают в Пекин и первым делом идут сюда, их в Городе большинство, иностранные туристы, торговцы сувенирами – кого тут только нет. В боковых одноэтажных павильонах — множество сувенирных лавок, художественных мастерских, где продаются картины, словом, жизнь кипит так, что от всего этого очень устаешь. Зато в боковых аллеях, куда туристы почти не заходят, можно отдохнуть под сенью деревьев и полюбоваться не главными, но очень красивыми зданиями.

Выйдя из Запретного Города через северные ворота, мы сразу же оказались в толпе нищих. Это был какой-то кошмар, старики и молодые, мужчины и женщины, некоторые с детьми, так и накидывались на выходящих из ворот людей, особенно на белых. Они весьма энергично требовали денег и очень долго всех преследовали, мы едва от них вырвались. Этим и закончилось наше пребывание в Запретном Городе.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА