Введение в китайский классический танец

Автор: 07.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25

Танцовщица Shen Yun выступает в Международном конкурсе классического китайского танца, организованном NTDTV. Фото: Великая Эпоха (The Epoch Times)


Танцовщица Shen Yun выступает в Международном конкурсе классического китайского танца, организованном NTDTV. Фото: Великая Эпоха (The Epoch Times)
Древние традиции возвращаются в искусство

То, что утрачено на Востоке, появилось на Западе. В специальной серии статей «Великая Эпоха» рассказывает о возрождении традиционной культуры Китая и о том, как Нью-Йоркская компания Shen Yun Performing Arts стала её движущей силой.

Классический китайский танец является одним из самых сложных, выразительных и многогранных видов искусства в мире, и в Нью-Йорке компания Shen Yun Performing Arts взяла на себя миссию возродить эту божественно духовную культуру.

Веками искусство танца в Китае передавалось из поколения в поколение. Исстари китайский народ считает, что их традиционная культура — подарок богов. Классический китайский танец является частью этого наследия.

«Упоминания о танце встречаются ещё с древних времён», — говорит госпожа Цао И, член жюри Международного конкурса китайского классического танца, организованного телевидением NTD (Новая Династия Тан), рассказывая о классическом китайском танце в видео на сайте Shen Yun Performing Arts (далее видео).

«Когда люди были счастливы, движения рук и ног стали танцем».

Классический китайский танец — чистая, уникальная и сложная форма искусства, которая развивалась 5000 лет. Каждая из династий Китая привносила свои собственные стили в танец. Сокровища культуры каждой эпохи были включены в основные части китайского классического танца.

«Это своего рода культурный фонд, который передавался, как драгоценность, китайским народом из поколения в поколение, вплоть до наших дней», — говорит в видео госпожажа Го Суэ, вице-президент Fei Tian College, первой школы в США, которая систематически проводит обучение китайскому классическому танцу.

За 5000 лет многие традиции в Китае были тесно связаны, как, например, боевые искусства, народные танцы и акробатика. С течением времени они стали частью одного вида искусства. Многие основы китайской культуры вошли в классический китайский танец. В результате, наряду с балетом, классический китайский танец выступает в качестве самостоятельной всемирной школы танца, со своей теорией, методами и формами выражения.

Ядро китайского классического танца состоит из трёх основных компонентов: техническое мастерство, форма и духовная основа.

Техническое мастерство

Техническая часть классического китайского танца — это прыжки, скачки, повороты, перевороты, вращение и т.д. Хотя многие из этих навыков встречаются в других видах искусства, например акробатика и гимнастика, они на самом деле взяты из китайского классического танца.

«В традиционной китайской культуре гражданские и боевые искусства были связаны между собой. В боевых искусствах есть ударные техники, которые пришли из древних сражений», — говорит в видео господин Гу Юн, главный балетмейстер и танцовщик в Shen Yun Performing Arts.

«Они использовались для парирования и нанесения ударов. Все они являются наиболее традиционными способами использования силы».

После того, как эти методы боевых искусств были переданы широким слоям населения, они были включены в художественные выступления в императорских дворах, а также вошли в китайский классический танец.

Форма

В классическом китайском танце к форме, главным образом, относятся движение и направление. Концепция круга и кругового движения является центральным элементом китайской классической формы танца, его платформой. Балет, напротив, подчеркивает концепцию линии.

«Мы подчеркиваем важность того, что мы называем «округлость». В восточной философии есть такая поговорка «красота в округлости». Путь движения должен быть круговым», — говорит в видео Чен Юнчи, ведущий танцор и хореограф Shen Yun Performing Arts.

Классический китайский танец подчеркивает важность интеграции всего тела. Танцоры запоминают все подробности — как двигаются руки, тело, голова и даже глаза, как использовать собственное дыхание, надо знать естественные точки отдыха и покоя — всё это влияет на отработку движения.

Форма в китайском классическом танце — это не только движение, но и гармоничность. Движение включает в себя ключевые элементы: скручивание, опора, округлость и изгиб. Китайский классический танец проявляется и во внутреннем состоянии души, но окончательное исполнение кажется простым, приятным и грациозным.

Простой с виду классический китайский танец полон экспрессии и смысла. Это уникальное качество, подчеркивающее его отдельные физические характеристики, называется Yun (Юн) или внутренний дух.

Духовная основа

Итак, Yun в классическом китайском танце можно охарактеризовать как своего рода внутренний дух. Танцовщица добавляет глубину эмоционального дыхания в каждое движение, подчеркивая своё состояние на фоне других нематериальных элементов. Сочетание этих элементов наряду с движением проникнуты смыслом и отличаются в зависимости от характера энергии.

«Например, Мулан — это совершенно особый характер», — говорит в видео Мишель Жэнь, хореограф и танцор Shen Yun.

«На поле боя она женщина, поэтому её движения — отражение мощи и достоинства женщин вообще. Но ее движения, когда она дома заботится о пожилом отце, говорят о скромности молодой девушки».

Персонажи эпических сказаний Китая имеют богатое внутреннее содержание, духовное богатство. Чтобы изобразить их, танцовщики должны иметь глубокое понимание их внутреннего состояния, чтобы полностью воплотить его на сцене. Если танцовщикам не хватает сыновней почтительности, мужества, уважения и других основных черт характера, они будут не в состоянии выполнять роли известных персонажей из Китайской истории.

«Вы должны нести в душе [традиционные ценности], если хотите танцевать китайский танец», — объясняет на сайте руководитель танцев Shen Yun Performing Arts, Чэлси Цай.

«Это не просто красивые движения, вам действительно нужна внутренняя основа и глубокое понимание, чтобы на сцене получился настоящий спектакль».

В настоящее время почти каждому танцевальному спектаклю в материковом Китае не хватает этой основной характеристики, которая и является традиционным искусством.

«После культурной революции, на первый взгляд, кажется, что китайский классический танец ещё существует, но его внутреннее содержание (дух) заменено восхвалением коммунизма», — сказал Чэнь Юнчи.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА