Китай: «экономический мыльный пузырь» на аукционе

Самое дорогое произведение китайского художника Чи Бай-Ши было продано в 2011 году на китайском аукционе Гардиан. Могут ли “скрытые намёки” рынка искусств предсказать приближающиеся кризисы? Фото: guardian china / AFPСамое дорогое произведение китайского художника Чи Бай-Ши было продано в 2011 году на китайском аукционе Гардиан. Могут ли “скрытые намёки” рынка искусств предсказать приближающиеся кризисы? Фото: guardian china / AFP Расцвет международного рынка искусств иногда предвещает экономическую катастрофу, как заявляют некоторые специалисты, предсказывающие, что экономику Китая ожидают серьёзные встряски.

На самом пике последнего экономического кризиса в сентябре 2008 года один английский художник сумел заработать огромную сумму. Демьян Херст, по определению прессы, «плохой ребёнок Британии», получил за своё произведение на аукционе около 200 миллионов долларов.

Херст, буквально, взлетел на вершину славы и богатства. В 1992 году его картина «Золото» была продана за 6000 долларов. Через 6 лет она была перепродана почти за 260 тысяч долларов. В июне 2007 года другое произведение Херста - большая коробка пилюлей из железа, было продано за 13 миллионов долларов.

Самые высокие цены на произведения Херста и на другие мировые художественные произведения были отмечены на международном рынке искусств во время пика последнего кризиса в США. После этого в течение года их цена снизились почти на 40%.

Доктор Викрам Маншаромани ведет семинары в университете Yale, специализируется на прогнозировании «финансовых мыльных пузырей». Он утверждает, что в этом нет ничего удивительного: «Расцвет рынка искусств - характерный признак надвигающегося экономического кризиса», - сказал он в беседе со мной.

«Посмотри на международный рынок искусств в 2006 году. В тот год в США взлетел спрос на жилье (потом начал падать). И в том же году были приобретены три произведения искусства по самым высоким, известным до сих пор, ценам: в июне того года Рон Леодер, один из владельцев телевизионного израильского канала, заплатил рекордную цену в 135 миллионов долларов за произведение Густава Климта.

В ноябре этот рекорд был побит управляющим фондом SAC Capital, который заплатил 137.5 миллионов долларов за картину Виллема дэ Кунинга «Женщина». Это произошло перед последним кризисом в США в период «мыльных пузырей» в Японии и кризиса в Азии. И это сейчас наблюдается в Китае», - добавил доктор Викрам.

Японский пример: когда искусство предсказывает «мыльный пузырь»

В Японии в конце 80-х годов раздулся «мыльный пузырь» недвижимости до степени взрыва. Однако это не только не помешало повышенному интересу к рынку искусства, наоборот, усилило его. Одним из примеров служит банкет «только для богатых» в гостинице в Токио в ноябре 1989 года.

Томонори Цурумаки, имеющий ключевые позиции на рынке недвижимости, пригласил «сливки общества» Японии на открытие новой гоночной дорожки, которую построил за 500 миллионов доллaров. Гвоздём программы, как выяснилось, явилась не скоростная гоночная машина, а аукцион, проходящий в это время в Париже.

Томонори, который принял участие на аукционе и купил картину Пикассо, произнес фразу, которую процитировала газета «Нью-Йорк Таймс»: «Одной из вершин гоночной дорожки станет музей для выставки работ известных художников, таких как Моне, Ренуар, Шагал и Магритт, a также эта известная работа Пикассо».

За пару лет до этого в 1987 году в Японии начался период «художественного сумасшествия», когда картина Ван Гога была продана владельцам страховой компании за рекордную сумму 39.9 млн. долларов, намного превышающую предыдущий рекорд - 10.4 млн. долларов за картину Андреа Мантенья.

Вершиной «сумасшествия» стала покупка в 1990 году Раем Саято, генеральным директором компании по производству бумаги в Японии Daishowa, портрета Ван Гога за 82.5 млн. долларов и картины Ренуара за 78 млн. долларов, которые он завещал сжечь вместе со своим телом после смерти.

В этом же году рынок ценных бумаг и недвижимости в Японии упал почти на 30%, и в последующем «потерянном десятилетии» продолжал падать на десятки процентов.

Следующий «мыльный пузырь» - Китай?

2011 год явился наиболее плодородным годом в истории международного рынка искусств с точки зрения оборота поступлений - увеличение на 15% по сравнению с предыдущим годом. Согласно данным сайта Artprice.com, индекс продаж на аукционах произведений искусств в 2011 году возрос, и к концу года цены приблизились к уровню 2008 года - периода последнего кризиса.

Но положение сейчас другое - изменился хозяин. По мнению доктора Викрама, накануне последнего кризиса главными действующими лицами на рынке искусств были американцы. Сегодня это китайцы, подобно тому, как накануне кризиса в Японии это были японцы. Сегодня Китай, по оценке Artprice.com, захватил 39% мирового рынка искусств. Далее следуют США -25%, третье место занимает Англия -20%.

Филипп Хофман, финансовый директор и специалист по искусству, объясняет, что заставляет китайцев выделяться на рынке искусcтв: «Новоиспеченные богачи (в Китае) хотят похвастаться перед своими друзьями приобретением дорогих произведений искусcтва», - сказал он в интервью газете «Файнэншл Таймс».

Доктор Викрам полагает, что это снова ведёт к образованию «мыльных пузырей», как и страсть китайцев к приобретению драгоценных камней, дорогих вин, чая, а также, в последнее время, ручных голубей.

Акция Sotheby’s. Индикатор будущего “мыльного пузыря”? Обратите внимание: период графика до конца 2010года.Акция Sotheby’s. Индикатор будущего “мыльного пузыря”? Обратите внимание: период графика до конца 2010года. Одним из индикаторов проявления «мыльных пузырей» на рынке искусств является акция Sothebys, одного из самых крупных аукционов в мире. До конца 2010 года о ней много говорилось (см. график), и это становится понятным, если проследить за всплесками «мыльных пузырей»: первый - в Японии; второй - «мыльный пузырь» в dot-com (услуги интернета ); третий - положение накануне кризиса в США; четвёртый всплеск должен означать «мыльный пузырь» в Китае.

Скептики скажут, что есть проблема с акцией. Ведь «пузырь» Китая не лопнул, но акция уже упала (см. уточнённый график внизу). Ник Форст, «аналитик искусства» из Австралии, имеет своё объяснение этому явлению: «Все эти факты говорят о том, что в будущем мы увидим мрачную связь между «мыльными пузырями» рынка искусства и «мыльными пузырями» недвижимости Китая. Я также убеждён, что в Китае есть деньги, потенциал и ресурсы, что позволяет пока сохранять относительно стабильную ситуацию. Осталось только посмотреть, сколько времени это продлится», - написал он в своём блоге.

График акции Sotheby’s до 2012 года График акции Sotheby’s до 2012 года

Версия на иврите


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Китай: 8000 сотрудников службы безопасности отправлены в Синьцзян
  • Владелец агентства развлечений высоко оценил концерт Shen Yun
  • Китай отмечает Праздник фонарей
  • В Китае в отравленной кадмием реке погибли десятки тонн рыбы
  • Китайские пословицы и поговорки. Часть четвёртая


  • Top