Андрей Тарковский — зеркало души

The Epoch Times08.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Режиссёр Андрей Тарковский. Фото: ec-dejavu.ru
Режиссёр Андрей Тарковский. Фото: ec-dejavu.ru
Русский режиссёр Андрей Тарковский оставил после себя глубокое духовное наследие для будущих поколений.

«Когда я впервые увидел фильмы Андрея Тарковского, это явилось для меня чудом. Неожиданно я почувствовал, что нахожусь напротив двери, от которой у меня до сих пор нет ключа. Это та самая комната, в которую мне всегда хотелось попасть, а он чувствовал себя в ней совершенно свободно»,- сказал режиссёр Ингмар Бергман об Андрее Тарковском.

Даже через 25 лет после смерти Андрея Тарковского, одного из самых выдающихся режиссёров в мире, его творчество трогает сердца людей своим универсальным характером и эмоциональностью. Синемотека Тель-Авива, а также многие кинотеатры мира, весь прошлый месяц посвятили показу работ этого художника русского происхождения. В своих семи фильмах Тарковский приглашает зрителя посмотреть себя в «зеркало» не только, как на человека из общества, а в первую очередь, как на духовное существо с сердцем, полным человеческих страстей. Он задаёт вопросы и заглядывает внутрь духовного мира человека.

Эмоциональный диалог

Фильмы Андрея Тарковского получили множество наград на мировых фестивалях, но только в его стране, которую он любил больше всего на свете, цензура подвергала их строгой проверке, потому что их духовность не соответствовала духу коммунизма, насаждавшемуся в тот период. На протяжении всего периода своего творчества режиссер говорил о расхождении между прогрессом общества, современными технологиями и настоящими ценностями, на основе которых человек должен принимать решения.

В последнем интервью, которое он дал 28 апреля 1986 года, Тарковский сказал: «Современные вещи и современная технология являются для меня знаками человеческих ошибок. Современный человек тратит очень много времени на развитие материальных вещей и на прагматизм реальности. Он словно зверь, который не знает, на кого охотится. Интерес человека к сверхъестественным вещам прoпал. Человек развивается, как червь в земле, как труба, которая поглoщает землю и оставляет после себя пустоту. Если в один прекрасный день земля исчезнет, это потому, что он всё «съел», и не нужно этому удивляться. В чём цель движения во Вселенной, если мы удаляемся от самой главной проблемы: гармонии между душой и телом?»

Тарковский умело и по-новому применял разные художественные средства для выражения своих идей. Используя поэзию, сопровождающую «тяжёлые» кадры, или эмоциональный интимный диалог между людьми в ситуации, причиняющей боль, он показывает сложность жизни: катастрофы, к которым идёт человек, но также и его надежды. Прекрасный путь!

Тарковский обращался к культуре и искусству, к красоте. Там где красота, там и надежда.

Одним из красивейших его фильмов и, возможно, из всех существующих фильмов вообще, является фильм о жизни русского иконописца, монаха Андрея Рублёва. Как разбудить жестокое и больное сердце, как продолжить наше духовное развитие — эти вопросы ставил режиссёр. В фильме «Зеркало» книга рисунков Леонардо де Винчи раскрывает свои секреты только тому, кто её открыл. «Для меня искусство масс смехотворно. У искусства аристократическая душа. Музыка может быть только аристократической, потому, что когда она возникает и выражает духовный уровень толпы, то у неё нет осознанности. Если бы все это понимали, то создание шедевра было бы таким же обычным, как трава, что растёт в поле», — сказал Тарковский в интервью.

Другое время

«Кинематография — это искусство, которое запечатлевает время», — пишет Тарковский в своей книге. Тема времени является центральной в его фильмах. Путь во времени является объяснением отношений между обществом и личностью, между святым и будничным, между человеком общественным и духовным. Во многих своих фильмах он перемешивает время, уделяет большое внимание теме памяти, ностальгии, и пытается воспроизвести события с точки зрения ребёнка.

«Я вижу будущее в чёрном цвете, если человек не поймёт, что он ошибается. Но я знаю, что рано или поздно он убедится в этом. Искусство существует для того чтобы напомнить человеку, что он личность духовная, что он часть очень большой души, к которой он в конце концов вернётся. Если он задаётся таким вопросом, он спасён с духовной точки зрения. Ответ не имеет значения. Я только знаю, что с этого момента он уже не может быть таким, как раньше»,- пишет Тарковский.

Режиссёр использует разные художественные средства: звуки и картины, переход от цветных съёмок к чёрно- белым, от тишины к шуму, от движения к неподвижности. Как человек, решивший сесть в медитацию, когда в сердце его бушует буря, так и герои Тарковского иногда останавливаются, думают, снова идут, пока не возвращаются к себе вследствие тяжёлых событий.

Вера Тарковского в Бога выражается естественным образом в его фильмах, но не в виде иллюстраций, а очень глубоко — это его миссия на Земле. «Это миссия, возложенная Богом, — сказал он в интервью. — Мои фильмы — это не самовыражение, а молитва. Когда я снимаю фильм, для меня это праздник. Будто был перед иконой с зажжённой свечкой или букетом цветов. В конце концов, зритель всегда понимает, когда с ним говорят честно. Я не придумываю никакого нового языка, чтобы быть более понятным, более простым или более интеллигентным. Отсутствие честности разрушит диалог».

Фильмы Тарковского подобны, по его словам, «призыву к пробуждению» человека, который вглядывается в них, потому что они созданы в духе времени. Он сказал: «Человек должен ещё учить историю и делать выводы из неё. То, что мы из неё выучили — это то, что мы не выучили ничего… Человек снова и снова повторяет свои ошибки. Это страшно. Я думаю, что мы ещё должны проделать очень серьёзную духовную работу, чтобы история поднялась на более высокий уровень… Самым главным является то, что человек должен получить свободу слова без цензуры. Это единственное средство, очень положительное. Правда не подлежит цензуре — это начало свободы».

Несмотря на то, что он не получил признание властей в России, которые требовали от него переделать фильмы, Тарковский был очень популярен в народе, и на Западе был принят с распростёртыми объятиями. Он получил известность и был награжден на кинофестивале в Венеции «Золотым львом», за свой первый фильм «Иваново детство». Это было началом его быстрого восхождения. «Андрей Рублёв», «Солярис» и «Зеркало» — эти фильмы оказали серьёзное влияние на режиссеров — его современников, и тех, кто работал после него.

Тарковский получил из рук Орсон Уэллс приз за создание фильма «Ностальгия» и был приглашён Ингмаром Бергманом снимать фильм «Жертвоприношение» на острове, где тот жил.

Андрей Тарковский умер от рака, когда находился в Париже, вдали от своей родины — России, которая была так близка его сердцу.

Версия на иврите

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА