Китай созрел для фундаментальных перемен

Автор: 09.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Д-р Ян Цзяньли на митинге напротив Белого дома по случаю визита заместителя председателя КНР Си Цзиньпина, 14 февраля, Вашингтон, округ Колумбия. Фото: Шар Адамс/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Д-р Ян Цзяньли на митинге напротив Белого дома по случаю визита заместителя председателя КНР Си Цзиньпина, 14 февраля, Вашингтон, округ Колумбия. Фото: Шар Адамс/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Китай, как река с большой плотиной поперёк, а вода всё накапливается и накапливается», — сказал китайский активист д-р Ян Цзяньли, который недавно обсуждал со мной драматические события, происходящие сегодня в Китае и возможности развития демократических реформ.

«Любые новые проблемы могут сделать трещину в плотине, что и будет началом конца диктатуры коммунистической партии Китая (КПК)», — считает он, перечисляя самые известные события: бойня на площади Тяньаньмэнь, попытка бегства в консульство США чиновника из Чунцина и, в результате, маргинализация ключевых чиновников КПК, рост протестов по всему Китаю из-за коррумпированности чиновников и преследование сторонников Фалуньгун в Китае.

«С любого небольшого инцидента могут начаться большие перемены, — сказал он, —решающий момент может настать тогда, когда его меньше всего будут ожидать».

Доктор Ян имеет две докторские степени, одну по политической экономии в Гарвардском университете и одну по математике в Калифорнийском университете в Беркли. Он был вынужден бежать из Китая после бойни на площади Тяньаньмэнь 1989 года, но вернулся в 2002 году, несмотря на то, что он занесён в чёрный список коммунистического режима как один из 50 диссидентов. Он был незаконно задержан и приговорён в 2004 году к пяти годам тюрьмы по обвинению в шпионаже и незаконном въезде.

После обширных кампаний групп по защите прав человека, университетов Гарварда и Беркли, двухпартийной группы из 40 сенаторов, куда входили Хиллари Клинтон и Джон Маккейн, и поддержки президента Джорджа Буша, удалось добиться освобождения Яна из тюрьмы, но при условии, что он уедет Китая.

Ян приехал в США в августе 2007 года и в настоящее время живёт в Вашингтоне, округ Колумбия.

Бойня на площади Тяньаньмэнь произошла в ответ на выступления студентов в защиту демократических реформ в Пекине. Власти послали армию с танками, открыв огонь по студентам и гражданским лицам. Точное число жертв среди гражданского населения остается неизвестным, но, по оценкам, погибло от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Эта тема была запрещена для общественных дискуссий в Китае.

Заметное изменение в этом запрете произошло на прошлой неделе, когда в десятках китайских газет появились статьи в память о покойном Ху Яобане. Ху был генеральным секретарём коммунистической партии Китая, который стремился к политическим и экономическим реформам. Его смерть 15 апреля 1989 года вдохновила студентов, которые собрались вместе, чтобы сформировать демократическое движение на площади Тяньаньмэнь.

Ян сказал, что газетные статьи, посвящённые Ху, можно рассматривать как начало процесса реформ.

«Это показывает, что есть некоторые люди в правительстве, которые имеют сильные позиции, чтобы опубликовать такие статьи, но в то же время они недостаточно сильны, чтобы перейти к политике и решить вопрос о бойне на площади Тяньаньмэнь, и чтобы встать на путь перехода к демократии», — сказал он.

Ян считает, что нынешний китайский лидер, Ху Цзиньтао, не может избежать решения по инциденту на площади Тяньаньмэнь, но когда это произойдёт — вопрос деликатный.

«Я не думаю, что есть психологический барьер в сердце или разуме относительно решения этой важной проблемы. Проблема в том, как это сделать и какие будут последствия такого шага», — добавил он.

Ян отметил, что для серьёзного пересмотра событий необходима реабилитация авторитетного Чжао Цзыяна, генерального секретаря партии в то время, что будет иметь решающее значение. Чжао Цзыян выступил в поддержку студентов, и за это его держали под домашним арестом вплоть до его смерти в 2005 году. Его смерть едва осветили в Китае, не говоря уже о признании и государственных похоронах.

Ян отметил, что надеется, что подводные изменения вырастут в «большую волну внутри правительства, чтобы совместные усилия вывели Китай на путь политических реформ».

«Это займет некоторое время, но мы надеемся на это», — сказал он.

Ян подчеркнул, что любое обсуждение или сигналы к открытости имеют не много веса, если не будет существенного продвижения в области прав человека, в частности, освобождения всех заключённых, задержанных из-за их политических или религиозных убеждений.

«Мы должны получить права человека, прежде чем начнём говорить о каких-то политических вопросах», — заявил он.

Он признал, что некоторые люди высказали опасения по поводу нестабильности после неизбежного падения компартии Китая, но он не разделяет эту точку зрения. Ян считает, что китайский «прагматизм» поможет в «поддержании стабильности» и сформирует «самоорганизующиеся сообщества».

«Я не пессимист, как многие другие, которые не верят в людей. Я думаю, что они способные, у них есть характер и они способны выжить в переходный период», — сказал он.

«Я не говорю, что будет легко, — добавил Ян, — я думаю, что путь совершенно ясен, но, возможно, он не очень ровный».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА