Конфликт между партийной идеологией и религией в Китае

Автор: 09.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Тибетские монахини протестуют против репрессивной политики коммунистического режима КНР. Фото: PRAKASH MATHEMA/AFP/Getty Images
Тибетские монахини протестуют против репрессивной политики коммунистического режима КНР. Фото: PRAKASH MATHEMA/AFP/Getty Images
В последние месяцы акты самосожжения среди тибетских монахов стали происходить с пугающей регулярностью. 23 марта «Ежедневная народная» обвинила Далай-ламу в подстрекательстве тибетских монахов к самосожжению (ради отделения Тибета) и в распространении национализма.

Официальные лица из Министерства здравоохранения Китая признали, что заключённые в камерах смертников являются источниками органов для трансплантации в Китае. Это напомнило утверждения последователей Фалуньгун о том, что арестованные сторонники этой практики являются источниками органов для трансплантаций. Вырисовывается чёткая картина жёсткого конфликта между китайской политикой и религиями. Никогда ещё напряжение не было таким сильным. Оно затрагивает не только Фалуньгун, но и тибетских буддийских монахов, мусульман в провинции Синьцзян, а также протестантские и католические церкви в Китае.

Очень немногие, в том числе должностные лица режима и высокообразованные люди, могут понять источник проблемы.

Большинство китайцев думают: «Мы дали этническому меньшинству большую экономическую поддержку, почему они недовольны?»

Что касается Фалуньгун, то многие люди просто повторяют слово «культ», распространённое режимом, и не хотят слушать, что говорят последователи Фалуньгун.

Сходство во взглядах народа и режима обусловлено отношениями между религиями и идеологией и политикой коммунистической партии Китая (КПК).

Религия всегда считалась западными учёными «ключом к расшифровке человеческой цивилизации». Коммунистический режим в Китае имеет совершенно иной взгляд на религию. После 1949 года, на некоторое время все религиозные мероприятия были запрещены, а религиоведение заброшено.

Я взяла учебник «Три основных религии мира» в колледже. Содержание было очень неглубоким. Исторический взгляд на религии был основан на марксистской теории — «религия — опиум для народа».

Пик распространения религий в народе приходится на период династий Мин и Цин. Сегодняшняя напряжённость между религией и политикой в Китае вызвана двумя причинами.

1. Влияние традиционной китайской политической культуры, которое следует рассматривать с двух сторон.

С одной стороны, хотя конфуцианство было самым уважаемым учением в разных династиях, буддизм и даосизм не запрещались. Конфуцианство, буддизм и даосизм считаются законными религиями.

Существовали четыре периода в истории Китая, когда буддизм подавлялся. Они называются «Три У и Один Цзун». Для этого существовали культурные и экономические причины. Культурная причина заключалась в том, что социальные элиты исповедовали конфуцианство и, таким образом, выступали против буддизма. Экономическая причина, которая является более важной, была в том, что буддийские монахи и монахини не получали доход и, следовательно, не платили никаких налогов.

Тем не менее, это было не так ужасно, как продолжающееся жестокое преследование Фалуньгун, осуществляемое китайским режимом с 1999 года. Например, самым тяжёлым в истории подавления буддизма был период правления императора Уцзун, во времена династии Тан. Тогда было убито около 300 буддистов.

В период правления императора У-ди (Юйвэнь Юн, 561-578) династии Северная Чжоу несколько миллионов буддийских монахов попросили разрешения вернуться в светский мир, где они могли бы продолжать исповедовать и распространять буддизм.

Император Шицзун династии Поздняя Чжоу ещё больше ослабил ограничения. Он лишь оговаривал, что надо получить поддержку от родителей и родственников, прежде чем стать монахом или монахиней. Буддисты должны были идти в «государственные» храмы, чтобы дать обет. Между тем, некоторые религиозные обряды, которые были вредны для здоровья, были запрещены.

На протяжении истории Китая распространение буддизма и даосизма не запрещалось. Некоторые императоры, члены семей императоров, и другие представители социальной элиты были приверженцами буддизма или даосизма. После того как компартия пришла к власти, она использовала совершенно другой подход и гораздо более жёсткий контроль над религиями.

С другой стороны, все правители бдительно следили за народными религиями. В династиях Мин и Цин народные религии рассматривались как источник восстаний. Кроме конфуцианства, буддизма и даосизма, в Китае всегда существовали разные народные религии. В этой области проведено не очень много исследований. Историк религий Ван Циндэ написал статью в 2010 году под названием «Ретроспектива 100-летней истории китайских народных религий». В своей статье Ван сделал обзор народных религий и взглядов китайских учёных.

Он отметил, что голландский ученый Я.Я.М. Де Гроот (1854-1927) рассматривал китайские народные религии как часть китайской культуры. Он имел взгляд, отличный от мнения китайской элиты, которая обычно смотрит свысока на народные религии. Между 1892 и 1910 годами Гроот написал книги: «Религиозная система Китая» и «Китайские семейные вероисповедания и религиозные преследования». В них он сосредоточился на нерегулируемых, бессистемных аспектах народных религий и обычаев в попытке их систематизировать.

В 1940 году Чэнь Жунцзи, китайский эксперт по религиям, сделал вывод, что религиозную деятельность в Китае можно разделить на две категории. Первая — это народные религии, которые были распространены среди простых людей. Вторая — это группа из трёх основных религий, а именно: конфуцианства, буддизма и даосизма. Хорошо образованные и, следовательно, более просвещённые люди исповедовали одну из этих трёх религий. Такая классификация дала народной религии социальный статус. Этот небольшой академический прорыв был полностью разрушен политической культурой компартии.

2. Отношения между религиозными конфессиями и КПК никогда не были такими напряжёнными, как сейчас. Это связано с коммунистической идеологией.

Все политики, которые верят в коммунизм, стремятся установить диктатуру. Они хотят расширять свой контроль, но не могут пойти дальше человеческого мира и человеческого разума. Но только в божественном мире предлагается окончательное объяснение всего. Таким образом, они считают все религии и религиозные группы угрозой своей власти.

Это основная причина напряжённости в отношениях между религиозными конфессиями и компартией. После реформ 1990-х годов компартия ослабила запрет на основные религии, такие как буддизм, даосизм и католицизм, но она никогда не позволяла распространяться народным религиям. В истории различные диктатуры подавляли религии, в основном, по политическим соображениям.

Поскольку народные религии обычно были верованиями низшего класса общества, они не приняли организационных форм на более высоких уровнях. Их организация не зависела от социального устройства. Некоторые народные религии, например, секта Белого Лотоса, фактически находились в оппозиции к правительству. Таким образом, правительство запрещало народные религии и подавляло их через свою правовую систему. В династиях Мин и Цин такие религии были названы культом. Сегодня учёные согласны с этим определением.

В связи с этим Фалуньгун начал распространяться в форме цигун, а не религии. В противном случае, не было бы места для его распространения.

В 1999 году в Китае началось жестокое преследование духовной практики Фалуньгун. В 2008 году, перед олимпиадой, широкой общественности стало известно о проблемах в Тибете и Синьцзяне. Китайский народ начал смутно понимать, что самая большая проблема в Тибете — это религия, и самая большая проблема в Синьцзяне тоже была религия. Компартия столкнулась с тибетским буддизмом и исламом в Синьцзяне. Китайцы уже давно приручены подчиняться решениям партии, и, когда правительство говорит, что ликвидация «культов» необходима, они, таким образом, принимают сторону правительства, в частности, по искоренению Фалуньгун. Но начавшиеся проблемы с Тибетом, Синьцзяном и христианскими домашними церквями сбили китайцев с толку.

Как интерпретировать религиозные явления? Французский историк Марк Блок однажды сказал, что религия «похожа на узел, стягивающий воедино различные социальные структуры и социальный дух. Проще говоря, религия относится ко всей среде всего человечества». Для того чтобы какая-либо религия, в том числе народная, образовалась и начала распространяться, она должна иметь сильную мотивацию, которая глубоко укоренилась в обществе. Она также должна взять на себя определённые социальные функции, такие как психологическое консультирование, социальное взаимодействие, помощь и поддержка, поддержание здоровья, борьба с болезнями и даже заработок. Помимо всех этих функций наиболее важной функцией религии является духовная связь.

В результате, столкновение между политикой и религией стало основным вопросом в китайском обществе. Если Пекин будет использовать только политическое насилие для подавления и искоренения религий, напряжение между политикой и религиями будет увеличиваться, столкновения между правительством и разными религиозными организациями будут нарастать.

*****

Хэ Цинлянь — видная китайская писательница и экономист. В настоящее время проживает в США. Автор книг «Ловушки Китая» и «Туман Цензуры: Контроль СМИ в Китае. Регулярно пишет на современные социально-экономические темы.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА