Вэнь Цзябао призывает Китай к реформам

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
Вэнь Цзябао призывает к реформам, в том числе к реабилитации последователей Фалуньгун и демократических активистов 1989 года. Фото: Lintao Zhang/Getty Images
Вэнь Цзябао призывает к реформам, в том числе к реабилитации последователей Фалуньгун и демократических активистов 1989 года. Фото: Lintao Zhang/Getty Images
Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао часто называют «лучшим актёром Китая», так как он призывает к политическим реформам, но всё остаётся без изменений. Однако когда в последние два месяца разыгрался скандал с участием Ван Лицзюня и Бо Силая, слова Вэнь Цзябао вдруг приобрели новое значение, и он снова оказался в центре внимания.

Как премьер-министр, Вэнь Цзябао не имеет никакой власти над политической системой, его вотчина – экономика и государственная бюрократия. Единственный способ для Вэнь Цзябао продвигать политические реформы — это говорить о них.

После того как Ван, бывший начальник полиции Чунцина, бежал в консульство США в Чэнду 6 февраля, ища убежища, давняя борьба за власть в руководстве коммунистической партии Китая (КПК) вырвалась на всеобщее обозрение.

Билл Герц, корреспондент, освещающий вопросы национальной безопасности США, сообщил, ссылаясь на американских чиновников, что в документах, переданных Ваном в консульство США, представлена информация о коррупции и связях с организованной преступностью его босса, бывшего руководителя горкома партии Чунцина Бо Силая.

По словам Герца, американский чиновник также сообщил, что Ван представил информацию о заговоре Бо с главой сил внутренней безопасности Чжоу Юнканом, с целью воспрепятствовать «гладкой» передаче власти предполагаемому следующему главе КПК Си Цзиньпину. Другими словами, Бо и Чжоу планировали государственный переворот.

После того как Ван был взят под стражу 7 февраля и увезён в Пекин для проведения расследования, наблюдатели ожидали следующего шага, направленного против Бо Силая.

14 марта Вэнь Цзябао, в конце пресс-конференции, устроенной по окончанию работы Всекитайского собрания народных представителей, сделал решительный ход.

«В настоящее время чунцинский комитет партии и муниципальные власти должны серьёзно задуматься и извлечь уроки из инцидента с Ван Лицзюнем», – сказал Вэнь Цзябао. Наблюдатели отметили серьёзность такой публичной критики высокопоставленного партийного чиновника.

На следующий день государственная пресса сообщила, что Бо был снят с поста руководителя партии Чунцина. С того времени он, по слухам, находится под домашним арестом в Пекине. Совсем недавно агентство «Синьхуа» объявило, что Бо был снят со всех постов в партии и находится под следствием.

Бо является ключевым членом фракции, сгруппировавшейся вокруг бывшего главы компартии Цзян Цзэминя. Эта фракция противостоит группе во главе с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Вэнь Цзябао, которые заняли свои посты в 2003 году.

Эти фракции оспаривают вопрос того, кто будет у власти, и как эта власть будет использоваться для развития Китая.

Будущее Китая

Вэнь Цзябао упомянул на пресс-конференции 14 марта о битве за будущее Китая, предупредив, что «историческая трагедия, подобная “культурной революции”, может произойти снова».

Это замечание было направлено на Бо, который получил известность за свою кампанию в Чунцине – пение маоистских красных песен, которая означала, что Бо стремится вести партию в маоистском направлении.

Это было направлено также и на тех во фракции Цзяна и в партии в целом, кто не хочет двигаться по пути политических реформ.

В своём выступлении Вэнь Цзябао сказал, что либо Китай продвигается по пути реформ, либо сползает к политике в стиле «культурной революции». «Реформы достигли критической стадии, – сказал Вэнь Цзябао. – Без успеха политических реформ экономические реформы не могут быть выполнены. … Каждый член партии и чиновник должны чувствовать неотложность перемен».

Возможно, самым большим его противником в КПК, выступающим против реформ, является Чжоу Юнкан, который возглавляет мощную Политико-юридическую комиссию, управляющую почти всей системой правоохранительных органов в Китае. В борьбе с Бо Силаем для Вэнь Цзябао реальным противником является Чжоу.

26 марта, на ежегодной конференции Государственного Совета по противодействию коррупции, Вэнь Цзябао говорил о том, что самая большая опасность, стоящая перед КПК, — это коррупция. Решение этой проблемы он снова связал с необходимостью проведения политических реформ: «Если не решить этот вопрос, характер политической власти может измениться, и партия может потерять свою власть и управление страной».

Источник в Пекине, который знает, что стоит за словами Вэнь Цзябао, сообщил сотрудникам «Великой Эпохи», что замечания Вэня были направлены на Чжоу, потому что Вэнь всегда считал Политико-юридическую комиссию крупнейшим источником коррупции в Китае.

После выступления Вэнь Цзябао 26 марта, были предприняты шаги, направленные на ограничение власти Чжоу внутри комиссии.

Реабилитация «4 июня» и Фалуньгун

Источники в Пекине, которые вращаются в тех же партийных кругах, что и Вэнь Цзябао, сообщили, что в последние годы он неоднократно призывал к восстановлению справедливости в отношении «диссидентов на площади Тяньаньмэнь» и последователей Фалуньгун, имея в виду, чтобы их больше не считали за преступников, и реабилитировали.

Политический комментатор New Tang Dynasty Television Чжан Тяньлян считает, что Вень призывает к реабилитации, во-первых, считая, что это правильно, а во-вторых, ради продвижения своего проекта политических реформ.

«Решение вопроса Фалуньгун – это установление свободы совести и независимости судебной системы, вот цели, которых Вэнь Цзябао хочет достичь в ходе политической реформы, – сказал Чжан. – Движение студентов на площади Тяньаньмэнь было реальной демократией, которая также является целью Вэнь Цзябао».

«Реабилитация жертв бойни на площади Тяньаньмэнь будет означать, что правительство признало, что не имело права использовать военных и убивать граждан, чтобы остановить призывы народа к демократии», – сказал Чжан.

Отказ от насилия склонил бы чашу весов в Китае в направлении реальных реформ, считает Чжан.

«Если партия откажется от модели “4 июня”, это приведёт к тому, что большое количество людей выйдет на улицы, чтобы бороться за свои права и интересы. Это будет похоже на китайскую жасминовую революцию».

Цзян Цзэминь, который, возможно, находится в вегетативном состоянии, Чжоу Юнкан и Бо Силай связаны, будучи противниками Вэня в борьбе за власть в компартии. Они также связаны своей виной за жестокие репрессии последователей Фалуньгун.

Чжан пояснил, что сторонники Фалуньгун не просят политических реформ, но защищают своё право на свободу веры. Они также хотят, чтобы лица, ответственные за преследование, в том числе Цзян, Бо и Чжоу, были привлечены к ответственности.

«Реабилитация Фалуньгун может помочь Вэню завоевать сердца людей. В Китае 100 миллионов сторонников Фалуньгун, а ещё у них есть семьи, – сказал Чжан. – В то же время, Вэнь может обвинить Чжоу в геноциде и преступлениях против человечности».

Реабилитация Фалуньгун даёт Вэню мощный козырь в борьбе с Чжоу.

Согласно одному из источников в Пекине, Вэнь Цзябао особенно недоволен преступным принудительным извлечением органов у живых последователей Фалуньгун. Недавно на партийном собрании высокого уровня он сказал: «Извлечение человеческих органов без наркоза и продажа органов за деньги, разве человек может такое делать?»

Вэнь Цзябао упрекал Ху Цзиньтао по этому вопросу, сказав, по словам источника, что без реформ, «в конце концов, мы все попадём под расследование».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА