Объединение вузов. Процесс пошёл

Журнал Nature, сообщая о важнейших научных открытиях 2012 года, сообщил, что главными соискателями на крупнейшие гранты Евросоюза будут научные проекты, посвящённые графену, роботам-компаньонам для одиноких, моделированию человеческой деятельности и её воздействия на окружающую среду в планетарном масштабе, автономным датчикам полезных элементов в отходах, способам более эффективного внедрения новых научных данных в здравоохранение и суперкомпьютеру для моделирования мозга.

Уже из одного перечисления видно, что наука XXI века стремительно меняется, и, фактически, учёные работают на стыках ещё недавно разных наук, между естественными, общественными и техническими науками развиваются смежные отрасли знаний. Директор «Курчатовского института» М. Ковальчук подтверждает, что наука будущего строится на основе сочетания нано-, био- информационных и когнитивных технологий.

Современная российская наука не только из-за чрезвычайно слабого финансирования государством, отсутствия заказов на исследования со стороны крупного бизнеса, утекания мозгов, но и из-за ухудшения качества преподавания нуждается в модернизации.

Вуз – национальный образовательный центр

В России общее количество государственных и частных высших учебных заведений к началу 2010 г. составило 1416. Больше всего государственных вузов находится в крупных регионах: в Москве – 110 вузов, Петербурге – 61, в Свердловской области – 20, Татарстане – 19, Ростовской области – 18, Самарской, Нижегородской и Новосибирской – по 17.

В условиях глобальных изменений и новых требований к науке, Федеральное агентство по образованию, однако, реализует проект сокращения университетов и академий до 230-250. В таком случае возникает новый важный вопрос, кто же будет продвигать эту современную науку и кто будет готовить учёных и специалистов для её развития?

Председатель Совета ректоров вузов Петербурга Владимир Васильев, говоря о проблемах отечественной науки, отметил: «Надо улучшать качество профессорско-преподавательского состава. Повышать зарплату и статус преподавателей».

Он также считает, что «создание 29-ти национальных образовательных центров – процесс необходимый и неизбежный, но слегка запоздавший, в свете общемировой практики». Он поясняет, что вузы в России «создавались, в основном, в 1930-х годах и были «заточены» на индустриализацию страны, на ту или иную конкретную отрасль промышленности и экономики, то есть имели узкую специализацию. Сегодня же развитие высшей школы происходит на базе междисциплинарных связей, что будет со временем усиливаться».

Первые объединения вузов начались около пяти лет назад. В Ростове и Красноярске были созданы два федеральных университета – Южный и Сибирский. Процесс продолжился в Якутске, Екатеринбурге, Владивостоке, Архангельске.

В Москве слилось около 12 вузов, в Петербурге объединились Университет им. Мечникова с Академией постдипломного образования врачей, Политехнический университет и Институт-завод машиностроения, ИТМО и Университет низкотемпературных и пищевых технологий, Горный университет и Северо-Западный заочный политехнический.

Меняется устоявшаяся, ставшая привычной за многие десятилетия система. Поэтому «процедура объединения – непростая», соглашается Васильев, «это связано и с имущественными комплексами, и с определением тех или иных направлений подготовки». Ректор пояснил, что «Россия даже чуть задержалась с процессом укрупнения», а «эта тенденция давно прослеживается по всему миру». Основная задача вузов, имеющих смежные дисциплины, заключается в том, чтобы просмотреть всю образовательную цепочку от начала и до конца и выстроить её как единый цикл, добавил Васильев. Учёные надеются, что объединение вузов приведёт к улучшению общей научно-технической базы и оптимизации финансирования высшего образования.

На примере объединения Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), который он возглавляет, и Университета низкотемпературных и пищевых технологий Васильев показал, что «формальная процедура объединения будет проходить около года, а содержательная, безусловно, растянется на два-три года». При этом «сокращения профессорско-преподавательского состава не избежать», добавил ректор, однако, с другой стороны, это позволит сохранить лучших и создать им лучшие условия для работы.

Он подчеркнул, что современные университеты готовы к сотрудничеству друг с другом, создавая сетевые системы обучения. Он рассказал о соглашении ИТМО с открытым университетом Сколково. Из 220 студентов, обучающихся сегодня в Сколково, 50 из Петербурга. На базе ИТМО они получают дополнительную подготовку, включающую дистанционное образование и прослушивание лекций ведущих отечественных и зарубежных учёных.

«Сегодня другие вузы Петербурга рассматривают вопросы объединения, – добавил ректор нового ИТМО и, заканчивая встречу в медиацентре РИА Новости Петербурга, он выразил надежду, что российские вузы вскоре войдут в рейтинг лучших учебных заведений мира. – Мы готовы соревноваться».


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Земельный вопрос. Кому выгодна хроническая рекультивация?
  • Россия в рейтинге свободы СМИ Freedom House поднялась на строчку, заняв 172-е место
  • Проблема мусора в "большой Москве": больше места, меньше проблем
  • Субботник без раздельного сбора отходов почти бесполезен
  • Россия и Китай. Судьбы


  • Top