Три века шляп

Дамский цилиндр 1870 года. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Дамский цилиндр 1870 года. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Марина Седова в шляпке «плакетка». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Марина Седова в шляпке «плакетка». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

18 мая, в международный день музеев, в усадьбе поэта екатерининской поры Г. Державина в Петербурге открылась выставка «И флёр от шляпы отвернув…». Она приподнимает завесу над забытой красотой дамского головного убора XIX–XX веков.

Не случайно в названии выставки строка из «Евгения Онегина». Больше всего экспонатов представляет эту эпоху. Это живописные портреты, в том числе знаменитый портрет Натальи Пушкиной, акварель, выполненная В. Гау. Знаменитый потому, что он знаком всем(!) по школьным учебникам. Это старые фотографии многих известных дам старого времени в виртуозных головных уборах и сами головные уборы.

Шляпа – один из видов необходимого предмета гардероба. Однако искусствоведы, подчёркивая её значение, уверяют, что она даёт «возможность мгновенного преображения и позволяет почувствовать себя прекраснее». Шляпки появились к началу XIX века, когда дамы перестали носить парики, а это весь ХVШ век. Шляпы вновь вошли в моду и сделали женщину более изящной, возвышенной и утончённой. Спасибо, шляпникам, которые обрамляли женские головки множеством кружев, лент и искусственных цветов из шелка и вуалек. Эти украшения дам запечатлены на всех женских портретах того века.

На выставке представлены также аксессуары и модные вещицы того времени: нежнейшие лайковые перчатки, веера, шкатулки, сумочки и прочие милые «мелочи».

Экспонаты выставки предоставил музей А. С. Пушкина и известный петербургский шляпный модельер, писатель, доктор искусствоведения Марина Седова. Она собрала коллекцию из 1200 шляп и основала музей старинных шляп. Самый старый экспонат её музея женский цилиндр 1870 года также представлен на выставке. Историю шляпного дела М. Седова описала в основательном исследовании «Три века шляп».

Немало к украшению вернисажа послужила куратор выставки Мария Карпенко, поразившая всех роскошным головным убором, шляпой в стиле модерн из морских водорослей.

Открывая выставку, директор Всесоюзного музея А. С. Пушкина Некрасов, сказал, что он одновременно испытывает чувство удовлетворения и сожаления. Первое, от прекрасных экспонатов, второе, от многих утрат, которые понесло общество, лишённое прекрасного зрелища.

После осмотра, вспоминая в шутку расхожую фразу «Интересные шляпки носила наша буржуазия», спросим у знатока шляп М. Седовой: «Так что же, нам больше не носить шляп? А что тогда?» Она серьёзно отвечает: «Будем носить береты. Это удобный, уютный и практичный головной убор». Круг замкнулся, возвращаемся к героине «Евгения Онегина» — «Кто там в малиновом берете…».


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • "Ночь музеев" в регионах РФ: индийский боди-арт и путешествие в 50-е
  • Labas, Петербург! Здравствуй, Vilnius!
  • Сибирь зажигает звезды
  • Филипп Коул — скрипичных дел мастер
  • Сопоставление двух разных направлений изобразительного искусства


  • Top