Пекинская опера

Классической пекинской опере с её уникальными традициями грозит смешение с элементами современной китайской и западной культуры.

Жители деревни Ланьлункоу смотрят оперу «Циньцян» на храмовой ярмарке, состоявшейся  в честь празднования фестиваля «эр юэ эр» или «Дракон поднимает голову». Фото: China Photos/Getty ImagesЖители деревни Ланьлункоу смотрят оперу «Циньцян» на храмовой ярмарке, состоявшейся в честь празднования фестиваля «эр юэ эр» или «Дракон поднимает голову». Фото: China Photos/Getty Images Некоторые сценарии для китайской оперы основаны на анонимных письмах людей и не подразделяются на действия или сцены. Согласно современным исследованиям, действие оперы разворачивается под музыку духовых и струнных инструментов, кроме того, наряду с участием зрителей, основные арии сопровождает хор за сценой. Оркестр пекинской оперы имеет характерный стиль исполнения, используя пятинотную гамму, в отличие от семинотной гаммы на Западе. Костюмы актёров пекинской оперы изготовлены по эскизам придворных нарядов династий Хань, Тан, Сун и особенно династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911). Но всё же театральным костюмам не свойственна реалистичность. Их символические особенности наиболее очевидны в шёлковых одеяниях бедняков со спортивными красочными нашивками.

Затейливая актёрская игра пекинской оперы

Пекинская опера наиболее привлекательна, когда техника исполнителей безупречна и вы можете проследить стилизованные способы выражения. Это не всегда бывает легко, ведь только для выражения улыбки или смеха существует более двадцати различных способов. Малейшие движения глаз, губ, движение только одним пальцем полны значения. Каждый жест должен быть тщательным образом отрепетирован, любое движение рук, ног и тела точно рассчитано. Когда актёр, исполняющий главную мужскую роль, изображает прогулку, он поднимает ноги и ставит их так, что передвигается боком вперёд. В противоположность этому, женщина, имитирующая прогулку, медленно передвигается мелкими, скользящими шажками, едва отделяя одну ногу от другой.

Загадочную структуру и уникальный формат пекинской оперы практически невозможно понять даже тем иностранцам, которые говорят по-китайски. В некоторых гостиницах для туристов даются сокращённые театральные представления, нередко с преобладанием акробатических элементов. В некоторых театрах нет возможности показывать субтитры или примечания на английском языке.

Во всех оперных представлениях акцент делается на самом важном, отбрасывая всё лишнее. Реквизит используется умеренно. Одного весла в руках лодочника достаточно, чтобы зрителям стало понятно, что сцена происходит в лодке. Стул может быть обыкновенным стулом, но также он может изображать возвышенности ландшафта. Незажжённые свечи могут указывать на то, что близится вечер.

За семь лет до основания Китайской Народной Республики на Форуме по литературе и искусству в г. Яньань в 1942 г. Мао Цзэдун определил функцию литературы и искусства как «служение потребностям коммунистической революции и коммунистической партии». С того времени литература и искусство стали неотделимы от политики.

Политические партии затронули драматическое искусство даже в большей мере, чем прозу или поэзию, так как аудитория театров более массовая, и у драмы широкие возможности для пропаганды ценностей. Особенно актуальным это стало в период Культурной Революции, когда Цзян Цин (жена Мао) использовала «модель революционной оперы» для проведения идеологических баталий. В течение того же десятилетия в ходе «реализации политики в команде» традиционная китайская опера, а также западный стиль драмы были запрещены как несущие феодализм и западный буржуазный либерализм.

Конец Культурной Революции и её ультралевой политики ознаменовал начало новой эры в китайском драматическом искусстве.

Вернулась традиционная опера, разговорная драма возродила своё наследие в качестве средства социальной критики. Открытие Китая внешнему миру и введение современной западной драматургии вдохновило китайских драматургов на создание собственных творений на основе западных идей. Экономические реформы пересмотрели роль драмы в китайском обществе.

Когда Дэн Сяопин запустил экономические реформы в 1979 г., он говорил китайскому народу о том, «как славно быть богатым». С того момента вся страна стала участвовать в погоне за денежной прибылью. В конечном итоге в эту погоню вступило интеллигентное общество, последний оплот против духа наживы. Престижные университеты рушили стены, чтобы открыть магазины, а профессора «решительными шагами» переходили в частный бизнес.

Когда все тратили слишком много энергии на зарабатывание денег, у кого было время, чтобы посмотреть многословную пекинскую оперу или представление куньцюй?

Теперь традиционная опера в основном исполняется для иностранных туристов, которые восхищаются акробатическими навыками китайских актёров. Вечерняя программа обычно состоит из кратких отрывков боевых сцен.

Таким образом, современный общественный строй Китая может стать причиной гибели древней формы китайского искусства, китайской оперы, основанной на традициях Куньшаньских мелодий.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Реформы Ван Яна в провинции Гуандун продолжатся
  • В Китае реформаторы призывают к прозрачности
  • В Китае на смотрины для холостых миллионеров записались более двух тысяч женщин
  • Кровавая карьера Чжоу Юнкана
  • Каждый должен сделать исторический выбор


  • Top