Откуда пошла русская земля. Звучащая выставка

Автор: 01.06.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:10

Современная Россия отмечает 12 июня, как День России. Указом предыдущего президента решено отметить в нынешнем году её 1150-летие. На каком основании? Приняв за истину сведения из «Повести временных лет» начала XII в. и других летописей. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» (не до странности ли знакомо?), — заключили в 862-ом (6370-ом) году, собравшись вместе, славянские и финно-угорские племена, и призвали на помощь варягов по прозванию русь. Пришли трое братьев — князей. Рюрик сел (на трон) в Новгороде, Синеус в Белозёрье и Трувор — в Изборске.

На сентябрь намечены празднества в Великом Новгороде, в псковской земле будут праздновать в отреставрированном Изборске (приграничная с Эстонией крепость и монастырь) и так далее. Уже сейчас во многих городах проводятся исторические конференции, конкурсы школьников, выставки. В Иркутске всё лето будет работать выставка «Русские летописи и российские историки о зарождении российской государственности». Не первый год в Костромской области проходит «Романовский фестиваль» — музыка дома Романовых.

Российская Национальная библиотека (РНБ или старинно-ласковое — Публичка) в Петербурге развернула эту важную тему на музыкальный лад и составила выставку из уникальных экспонатов — рукописей музыкальных произведений, посвящённых династиям Рюриковичей и Романовых.

Об этом рассказывали и пели (без кавычек) историки и музыканты на встрече «Песни о царях. Музыкальные портреты Рюриковичей и Романовых» в РИА Новости Петербурга.

Распевы нежных женских голосов лились, казалось, из неведомого поднебесья. Подумалось, что про такое и говорят — «русская душа поёт». На огромном экране — древние рукописные фолианты в коже. На самых древних, хранящих следы тысяч прикосновений, странного вида строчки — крюковая или знáменная запись церковных песнопений.

Более 430 тысяч единиц хранения содержит отдел рукописей РНБ, из них 30 тысяч — в музыкальном отделе. Это поистине национальное богатство не лежит мёртвым грузом. Зав. отделом Алексей Алексеев отмечает, что за год ими пользуются и изучают более 14 тысяч специалистов.

Автор и куратор выставки, научный сотрудник отдела Наталья Рамазанова рассказала, что на выставке представлены записи различных жанров музыкальных произведений: от древних до 70-х годов XIX века. Она отметила, что в древнейших распевах, посвящённых правителям, не существовало текстов, воспевающих их дела и заслуги, а лишь благопожелания. В эпоху Ивана Грозного, то есть в середине XVI века, появился жанр «Многолетие» — одноголосное или многоголосное пожелание долголетия князю и царю. Только после XVII века, с новым жанром кантов, стали произносить восхваления с упоминанием имен правящих особ.

Не все помнят, что первый гимн России «Боже, царя храни…» был создан по указу Николая I композитором А. Львовым на слова В. Жуковского. В том же веке появились оперы, в которых цари стали действующими лицами. Это «Псковитянка» Римского-Корсакова с Иваном Грозным и «Борис Годунов» Мусоргского. Несмотря на то, что авторам пришлось иметь дело с цензурой, оперы были успешно поставлены.

Татьяна Швец, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Консерватории, руководитель ансамбля «Знáмение», не только историк музыки, но и исполнитель древней музыки, считает, что «в традиционной музыке звучит культурный код, духовный опыт народа».

До Петра I звукозаписи были крюковыми или знáменными, они не поддаются расшифровке. Передача исполнения шла от человека к человеку. Напомним, что и в Европе современные ноты были изобретены только в начале XI века итальянским монахом Гвидо Ареццо.

Русское церковное и величальное пение совершалось без сопровождения музыкальных инструментов и только мужскими голосами. Сегодняшний ансамбль «Знáмение» составляют только женские голоса, но студентки успешно осваивают древние распевы, которые были каноничными, мало менялись. Осваивая древнерусское пение, будущие певцы и музыканты соприкасаются с глубинным сознанием своих древних предков.

Напомним, кстати, что музыка всегда, и в наше время тоже, может выполнять определённый социальный заказ. Недавнее исследование, проведённое в канзасском университете, показало, что патриотические песни меняют сознание. Учёные на основании широких исследований доказали, что детские песенки способствуют развитию, а патриотические оказывает отрицательное влияние на мозг слушателей, заставляют человека быть бескомпромиссным и относиться ко всему с предубеждением.

Этот факт, давно известный в шоу-бизнесе, теперь получил научное подтверждение: любая песня оказывает сильное влияние на человека и может быть использована для манипулирования им.

1150 лет назад строевых патриотических песен, видимо, не было.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА