Как китайская армия «пяти мао» управляет мнением онлайн

Количество китайских пользователей Интернета взлетело до 513 миллионов в 2011 г., и половина из них, согласно официальной статистике, использует услуги микроблоггинга. Чрезвычайно опасаясь этого влиятельного нового СМИ и его воздействия на общественное мнение, китайские власти приложили огромные усилия, чтобы получить и сохранить контроль над виртуальным полем битвы. Помимо Большого Брандмауэра применяется менее заметная тактика — использование платных веб-комментаторов, известных как армия «пяти мао» или У Мао.

Неясно, сколько интернет-блоггеров подкупил китайский режим, хотя по некоторым оценкам их количество приближается к сотням тысяч. Скриншот от Weibo.comНеясно, сколько интернет-блоггеров подкупил китайский режим, хотя по некоторым оценкам их количество приближается к сотням тысяч. Скриншот от Weibo.com

Некогда секретная армия «пяти мао» сейчас становится всё более и более видимой общественности, так как политически управляемые постановки, оплаченные обозрения и подробные схемы работы были выставлены онлайн. Внутренние учебные материалы и фотографии, сделанные на официальных учебных встречах для спонсируемых правительством веб-комментаторов, показывают ранее неизвестные аспекты сложного процесса.

Ежемесячные зарплаты

Неясно, когда китайский режим начал использовать комментаторов систематически, но самый ранний известный отчёт прослеживается до 2004 г., когда, согласно официальному сообщению, муниципальное правительство Чанша создало команду веб-комментаторов. Комментаторы были обязаны не только создавать мнения и новости с искажением, но и связываться с общественными веб-сайтами, чтобы удалять «вредные» сообщения, чтобы поддержать позитивное изображение режима, говорилось в сообщении. Каждый комментатор получал ежемесячную заработную плату в 600 юаней (приблизительно 100 $). Сообщение было позже удалено из официального сайта, но не раньше, чем оно было широко распространено пользователями сети.

Другие университеты последовали примеру. В 2005 г. руководители Наньцзинского университета закрыли выпускаемый студентами интернет-бюллетень или BBS из-за того, что последние отказались «согласовывать» (эвфемизм для цензуры) его содержание. Когда они начали новую официальную версию, используя старое доменное имя, руководители университета назначили некоторых студентов и энтузиастов веб-комментаторами, которые получали платежи, основанные на ежемесячных оценках их деятельности.

Обязанность веб-комментаторов в Наньцзинском университете состояла в том, чтобы «нейтрализовать» информацию, критикующую власти, размещая положительную информацию, отвечая на сообщения и «создавая деятельную и здоровую» университетскую веб-среду.

Создание «положительной рекламы»

Непонятно, сколько интернет-блоггеров нанял китайский режим, хотя некоторые оценивают их количество сотнями тысяч.

Во время заседания Политбюро 23 января 2007 г. китайский лидер Ху Цзиньтао потребовал «укрепления идеологического фронта и создания общественного мнения и положительной гласности» (также переводимой как «пропаганда»).

Скоро Центральный комитет коммунистической партии и Главное управление Государственного совета потребовали, чтобы все крупные китайские веб-сайты и местные органы власти выбрали «товарищей хорошего политического уровня» и сформировали команды интернет-комментаторов.

Величина этих команд сильно варьируется в зависимости от региона. Вначале такие команды, как сообщалось, состояли из 10–30 человек. Но в июне 2009 г. Пекин объявил о планах принять на работу 10000 интернет-контролёров и сообщил, что другие города скоро последуют его примеру.

Это объявление, очевидно, было сделано в ответ на документ китайской коммунистической партии (КПК) марта 2009 г., в котором требовалось, чтобы местные органы власти «усилили интернет-контроль» и «расширили интернет-правоохранительные» силы.

Внутренний документ, выпущенный в мае 2009 г., предупреждал местные органы власти, что «Интернет может радикально изменить общественное мнение о партии и правительстве».

В январе 2010 г. провинция Ганьсу, относительно небольшая и отдаленная область, объявила о планах создать интернет-команды блоггеров в количестве 650 человек.

Хорошо известный китайский блоггер Хань Хань высмеял объявление властей Ганьсу об их секретных силах. Новости были быстро удалены из официального сайта, но были широко распространены пользователями сети.

«Провоцирующие враждебность и страх»

Много внутренних учебных материалов и руководящих указаний для интернет-комментаторов были изданы в последние годы. Хотя трудно доказать их подлинность, эти материалы, кажется, безошибочно суммируют ключевые принципы и тактику, часто используемую пользователями Интернета, идентифицированными как комментаторы прорежима.

Новобранцам армии «пяти мао» рекомендуют в учебных пособиях «безоговорочно принимать» инструкции руководства и добросовестно выполнять заказы; оставаться неуязвимыми к диссидентским мыслям и быть непоколебимо лояльными к партии.

«Дорожите своим собственным политическим будущим», — говорится в одном документе.

Студентов также просят «использовать различные навыки, чтобы скрыть [их] личность и выглядеть обычным пользователем сети», — говорится в одном документе. Они должны «расширить [своё] влияние онлайн посредством организации сети с другими пользователями, особенно с влиятельными блоггерами».

Общие методы, перечисленные в учебных материалах, включают «внушение враждебности и страха» к демократическим странам, определяя диссидентов как предателей, создавая дебаты или противоречие в тривиальных вопросах, чтобы отвлечь внимание от политически важных тем и поощряя национализм.

Есть также главные проекты или темы, которые рекомендуется развивать. Один документ перечислил приемы того, как осуществлять нападки, например, на демократию. Они включали аргументы, такие как: «демократия — оружие Западного мира, чтобы вторгнуться в Китай», «нет никакой реальной демократии», «демократия приводит к суматохе и хаосу» и «у демократических стран также есть коррупция и преступность». Все эти аргументы близко соприкасаются с официальной партийной пропагандой.

Инсценированные дебаты

Один человек, представившийся как оплаченный веб-комментатор, сказал в интервью с художником-диссидентом Ай Вейвеем, что блоггер «пяти мао», как правило, имеет много различных имён пользователей онлайн, и чтобы организовать драматические дебаты онлайн, часто играет различные роли.

Когда правительство подняло цены на газ, например, этому человеку приказали контролировать отрицательные комментарии. В одном комментарии он сказал: «Я не озабочен этим. Они должны возрасти ещё больше, таким образом, вы, бедные люди, не можете позволить себе ездить, и это освободит дороги. Только богатые будут ездить». Затем он использовал несколько других имён пользователей, чтобы высказаться и критиковать свой собственный комментарий. Его стратегия сработала: люди напали на провокационное замечание вместо нападок на коммунистическую партию, и обсуждение отклонилось далеко в сторону от высоких цен на газ.

«Я обычно веду дебаты сам с собой… Это походит на игру ума», — сказал он Ай Вейвею.

Другая стратегия, о которой он поведал, состоит в том, чтобы использовать недостоверные детали, цитируя отрицательные новости, чтобы дискредитировать сообщение.

Блоггер также сказал, что 10–20% комментариев, которые он видит онлайн, сделаны проплаченными комментаторами. «Китайские пользователи сети действительно довольно глупы. Они легко возбуждаются. Я могу очень легко управлять ими», — сказал он.

Хотя блоггер оправдывал свою работу, но он также сказал, что думает, что китайский режим зашёл слишком далеко по определённым вопросам, таким как тщательно разработанные нападения на духовную практику Фалуньгун и Далай-ламу.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Воспоминания о землетрясении в провинции Юньнань в 1970 году
  • «Международная амнистия» призывает принять срочные меры: последователи Фалуньгун рискуют подвергнуться пыткам
  • Миллион китайцев ежегодно умирает от курения
  • Снятие цензуры Baidu показывает, кто побеждает в борьбе за власть
  • Из чего и как в Китае производят «фруктовое желе»


  • Top